Сообщение понятий “причина”, “следствие”
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выясни причину. Почему это произошло?

– В доме внезапно погасли все лампочки…
– Дерево во дворе облепили птицы…
– Речка вышла из берегов и затопила огороды…
– Окна в доме распахнули настежь…
– Лена уронила ручку…

(Даю время для записи своего варианта ответа, заслушиваем версии, выбираем самые реальные)





Найди общую причину.

а) – Папа раскрыл книгу.
– Комната наполнилась дымом.

(Дети должны объединить 2 события одной причинно.)

б) – Дворник взял метлу.
– Мама вдела нитку в иголку.

в) – Котёнок подошёл к блюдцу.
– Мальчик не выучил уроки.




Что может случиться?

– Девочка уронила карандаш на пол…
– Из окна выбросили кусочек булки…
– Садовник из шланга стал поливать клумбу…
– На улице кто–то разбил банку варенья…
– Мальчик чиркнул спичкой…
– Учитель открыл классный журнал…

6. “Продолжи!”

– Птицы начали вить гнёзда потому, что…
– Комары стали кусать чаще, потому что…
– Зимой у деревьев образуется плотная древесина потому, что…
– В классе наступила мёртвая тишина потому, что…

7. Д. З. Придумать причину для выяснения последствий, наметить свой вариант последствий.









Занятие №14

Тема: Причина и следствие.

Цель: Продолжить работу над выяснением причинно – следственных связей между действиями и явлениями.

Проверка д. з.

Дети предлагают варианты причин, нужно предложить свое следствие. Сравниваем с домашней заготовкой. Выбираем наиболее приемлемую версию решения проблемы.

Переделай”.

–Как столб переделать в нору?
–Как дверь переделать в велосипед?
– Как клумба может стать батареей отопления?
–Как бутылка станет домом?
– Как из дерева сделать ботинок?





Усовершенствуй”.

ПАРТУ, СТОЛ, РУЧКУ, ПОРТФЕЛЬ, ДОСКУ, ДНЕВНИК.

Соедини два в одно”.

– Газета – верблюд.
– Линейка книга.
– Карандаш – замок.
– Ножницы – дорога.
– Утюг – трамвай.





Найди связи”.

Почему это случилось? Как это связано?

– Собака погналась за курицей. Школьники не смогли поехать в театр.
– Молоко выкипело. Самолёт совершил вынужденную посадку.
– Белка уронила шишку. Самосвал опоздал с грузом на стройку.

6. “Что изменилось бы в сказке?”

–Колобок выкатился на поляну, а там собрались все звери…
–Золотая рыбка согласилась быть у старухи на посылках….

(Свои варианты записываем в тетрадь, наиболее смешные, интересные зачитываем.)

7. Д. З. Придумать сказку с изменениями.




Занятие № 15

Тема: Образные описания и сравнения.

Цель: Развивать творческое мышление, смекалку, учить описывать предметы, сравнивать их по определенным признакам.

Ход занятия.

1. Разминка “Кто это?”

а) Детям раздаю предметные картинки. Опиши словами предмет, чтобы слушатели могли отгадать его.
б) Кладу в шкатулку предмет, дети задают вопрос и пытаются отгадать, что лежит внутри.
На вопросы детей отвечаю: “да” “нет”.
в) Слушаем сказки с изменениями.




Знакомство с новыми понятиями. “Сформулируй закон”.

В начале работы знакомимся с понятием “закон”.

ТО, ЧТО В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ПРОИСХОДИТ ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ, НАЗЫВАЕТСЯ “ЗАКОН”.

а) Если воду в кастрюле нагреть до 100 градусов, то она закипит.

– Как по–вашему будет звучать этот закон?
– Что в моём предложении нельзя изменить?

Дети самостоятельно составляют определение закона.

б) Если воду поставить на холод, то она замёрзнет только при температуре 0 градусов.

– Что должно быть в данном деле обязательным?
– Что можно из предложения убрать и это не нарушит закона?

в) Если живое существо поместить в помещение, где нет воздуха, то оно погибнет,

–Какое условие должно оставаться неизменным?
–Какие слова в данном предложении играют второстепенную роль?

3. “С чем сравнить?”

а) причёска; (приводим сравнения с предметами, которые обладают такими же или подобными свойствами.)
б) скотч; (пластырь, лента для утепления окон, полоска с клеем; лента–мухоловка, и т д )
в) ручка;
г) уши;







Скажи другими словами”.

–К августу, вероятно реки пересохнут.
–Урожай грибов и ягод планируется хороший.
–В каникулы, вплоть до сентября, дети будут купаться и загорать.
–Весь урок дети будут писать, считать, отвечать, рисовать.




Объясни сравнения”.

–Мальчик, как медведь.
–Учитель, как грозовая туча.
–Машина, как игрушка.
– Деревья, как богатыри.–
Лёд, как камень.
– Цыплят по осени считают.
– Девушка, как лебедь.
– Человек, как стена.
– Трава, как ковёр.
– Воздух, как стеклянный.
– Ноги, как ватные.
– Руки золотые.

6. Д. З. Составьте описание предмета, не называя его.












Занятие № 16

Тема: Закончи мысль.
Цель: Развивать мыслительные операции; оперативно – следственное мышление.

1. Разминка. Игра “Узнай предмет”. Дети загадывают предмет. Можно играть ,соревнуясь между рядами, можно провести игру в парах. Можно вызывать одного ученика к доске.


Задания на умственное развитие.

Задание состоит из вопросительных предложений. В каждом не хватает одного слова. Вы должны из 5 слов выделить то, которое правильно дополняет данное предложение.

а) Коллективная работа.

–Одинаковыми по смыслу являются слова “биография” и …

(случай; жизнеописание; подвиг; книга; писатель).

–Начальные буквы имени и отчества называются…

( вензель; инициалы4 автограф; индекс; анаграмма).

б) Работа в парах.

– Система взглядов на природу и общество – это…
( мечта; оценка; мировоззрение; кругозор; иллюзия).

–Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется …
( бионика; химия; селекция; ботаника; физиология).

–Начитанность, щирокие и глубокие познания – это…
(интеллигентность; опытность; эрудиция; талант; самомнение).

в) Самостоятельная работа.

– Этика – это учение о …
(психике; морали; природе; обществе; искусстве).

– Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о …
( компромиссе; общении; объединении; переговорах; противоречии).

– Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему – это…
( рациональность; пассивность; чуткость; противоречивость; чёрствость).

– Оппозиция – это…
(противодействие; согласие; мнение; политика; решение).

– Цивилизация – это…
( формация; древность; производство; культура; общение),

Работа проходит с использованием толкового словаря.

Д.З. Составить 2 предложения с недостающим словом. Приготовить варианты вставок.









Занятие № 17.

Тема: Домыслы и предположения.
Цель: Развивать творческое мышление, учить планировать действия, прогнозировать новые эффекты и последствия; устанавливать взаимосвязи явлений и объектов.


Разминка “Филворд”.

Д Е Ж А К Л Е Б Щ И

Н М И С С О Б А К А

А З О К Щ Л И С А Р

О Р З А Я Ц Щ К М Н

Ъ Н О К Ш Н А Р А Б

Ы Ъ Э Н О С О Р О Г

А Б В Г Д Ь С О Л Ы

К Л М О П Р С Ф У Т

А М Л А Н Ь Д В С Е

Д Е З Ж П К Л О В И

Найди слова: БЕЛКА; КОНЬ,; ЛАНЬ,; СОБАКА, БАРАН, КОЗА, ЛИСА, ЛОСЬ, НОСОРОГ, ЗАЯЦ, ВОЛК, ЁЖ.

Домыслы. Что это такое?

– Какие события могут произойти из–за названного события?

а) ДЕВОЧКА УРОНИЛА КАРАНДАШ НА ПОЛ…
б) ИЗ ОКНА ВЫБРОСИЛИ БУТЫЛКУ…
в) НА ДОРОЖКЕ РАЗБИЛИ БАНКУ С ВАРЕНЬЕМ…
г) МАЛЬЧИК ЧИРКНУЛ СПИЧКОЙ…
д) УЧИТЕЛЬ ОТКРЫЛ КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ…





Предположения.

Когда мы используем предположения? Зачем нужно уметь предполагать действия, прогнозировать поступки?

Что бы ты сказал, если бы…

ИЗ КРАНА ПОЛИЛСЯ АПЕЛЬСИНОВЫЙ СОК…

ИЗ ТУЧИ ПОШЁЛ ИЗЮМНЫЙ ДОЖДЬ…

ЛЮДИ ПРИДУМАЛИ ТАБЛЕТКИ ОТ СНА…

4. Продолжи предложения:

В ГОРАХ НЕЛЬЗЯ ГРОМКО КРИЧАТЬ…

ПТИЦЫ СТАЛИ НИЗКО ЛЕТАТЬ…МАМА РАССТРОИЛАСЬ…

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:

5. Придумай сказку по вопросам:

– Кто это был? – Как выглядел? – Куда пошёл? – Кого встретил? – Что ему сказали? –Что он ответил? – Что ему сделали? Как он отреагировал? Чем закончилось дело?

Игра: “Хорошо – плохо”.

– ТВОЙ КОСТЮМ ОБЛИЛИ СУПОМ…

Что в этом хорошего, а что плохого?

(один ряд называет , что хорошего, а другой, что плохого.)

УЧИТЕЛЬ ПОСТАВИЛ ДВА…

хорошо плохо

 

МАМА ВЫБРОСИЛА ТВОЮ ИГРУШКУ…

хорошо плохо

 

ПОВЫСИЛИСЬ ЦЕНЫ НА МОРОЖЕНОЕ..

хорошо плохо

Д. З. Подобрать для разминки логическую задачу.

Занятие № 18.

Тема: Фантазия.
Цель: Учить различать фантазию и ложь, развивать творческое мышление, обогащать словарный запас.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 229.