Список рекомендованной литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная:

1. Грик Н. А. Конфликтология в социальной работе: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Грик Н. А. Томск: ТУСУР, 2006. 64 с.

2. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов: Учебное пособие / Т.С. Сулимова. – М. : Ин-т практической психологии, 1996. – 171 с.

Дополнительная:

1. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

2. Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие / сост.                    Н. И. Леонов. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МПСИ; Воронеж : НПО «Модэк», 2005. – 368 с.

3. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2007. – 277 с.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, необходимо еще раз отметить о важной и неотъемлемой роли конфликта в жизни современного человека и общества. Однако конфликт выполняет конструктивные функции только лишь при умелом управлении им. Вместе с тем, конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Для этого нужны научные знания. Эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано лишь в случае глубокого знания сущности конфликта, его структуры, понимания основных причин его возникновения, представления о закономерностях его развития и завершения.  Выполнить данные задачи и призвана конфликтология.

Особую значимость изучение конфликтологии имеет для специалистов социономических профессий, в особенности – для социальных работников, поскольку им приходиться иметь дело с людьми в тяжелых жизненных ситуациях, что обостряет их конфликтогенность и способствует большей вероятности возникновения конфликтов. Социальному работнику часто приходится выступать в роли посредника, помогая разрешать семейные и прочие межличностные конфликты клиентов, конфликты клиента с различными организациями, и, в целом, конфликты между клиентом и обществом.

Теория конфликтов и технологии урегулирования конфликтов позволяют получить и освоить методы завершения и разрешения конфликтов посредством применения моделей управления развитием конфликта. Использование методов оптимизации конфликтов дает во многих ситуациях эффективные результаты, позволяет перевести конфликты с деструктивного пути развития в конструктивный. Практика социальной работы свидетельствует, что разрешение конфликтов является неотъемлемой составной частью деятельности специалиста. Поэтому овладение знаниями в области конфликтологии позволяет достигать хорошего уровня результативности для непосредственной практической деятельности.

Необходимо также отметить, что конфликтология – достаточно «молодая», активно развивающаяся наука. На современном этапе провидится множество как фундаментальных, так и прикладных исследований в области конфликтологии. Возможно, пособие разбудит творческую энергию студентов и подталкнет некоторых их них к научным исследованиям в области конфликтологии, к примеру, в рамках дипломных работ.

 


 




Библиографический список

 

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии / Альфред Адлер. – М. : НПО «Прагма», 1993. – 175 с.

2. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога [Электронный ресурс] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – Режим доступа: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-konfliktologa.html.

3. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. И доп / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – Спб. : Питер, 2008. – 496 с.

4. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. 2-е изд. – М. : Мысль, 1979. – Т.2. – 595 с.

5. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Эрик Берн ; [переводчик с англ. Нина Федоровна Цветкова]. – СПб. : Братство, 1994. – 223, [1] с.

6. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин,     А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров – М.: ИНФРА-М, 2004. – 240 с. – (Высшее образование).

    7. Грик Н. А. Конфликтология в социальной работе: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Грик Н. А. Томск: ТУСУР, 2006. 64 с.

    8. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Полиграф-сервис, 1998 – 336 с.

9. Древнекитайская философия. В 2 т. М.: Наука, 1972. – Т. 1. – 363 с.

10. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М. : Гардарики, 2000. – 320 с.

11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: Учеб. Пособие для вузов – 2-е изд., доп., прераб. / С.М. Емельянов. – СПб. : Питер, 2001. – 400 с.

12. Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник / Т.В. Жеребило. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. – 280 c.

13. История философии в кратком изложении. – М.: Политиздат, 1991. – 590 с.

14. Коваленко Б.В. Политическая конфликтология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.В. Коваленко, А.И. Пирогов, О.А. Рыжков – М. : Ижица, 2002. – 400 с.

15. Козырев Г. И.. Политическая конфликтология: учебное пособие / Г.И. Козырев. – М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 432 с. – (Высшее образование).

16. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

17. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб. : Издательство «Лань», 1999. – 448 с.

18. Конфликтология. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Сост. Е.В. Буртовая. – Библиотека учебной и научной литературы, 2002. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/unknown_konflictions.

19. Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие / сост.                    Н. И. Леонов. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МПСИ; Воронеж : НПО «Модэк», 2005. – 368 с.

20. Леонов Н.И. Психология делового общения. Учеб. Пособие /            Н.И. Леонтов. – 4-е изд., стер. – М. : МПСИ, 2010. – 256 с.

21. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетенции: курс лекций / С.Н. Лютова. – М. : МГИМО –Университет, 2007. – 268 с.

22. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2007. – 277 с.

23. Основы конфликтологии / Под ред. Кудрявцева В. Н. – М. : Юристъ, 1997. – 200 с.

24. Политологический словарь. В двух частях. Ч. II. – М. : «Луч». 1994. – 224 с.

25. Психология инвалидности: Метод. указания / Сост. Н.А. Соловьева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2004. 47 с.

26. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности работников службы занятости: Методические рекомендации /Автор-составитель А.К. Лукина. – Красноярск : Краснояр. Гос. ун-т., 2004. – 60 с.

27. Психология социальной работы / О. Н. Александрова, О. Н. Боголюбова, Н. Л. Васильева и др.; Под общей ред. М. А. Гулиной. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

28. Психологические тесты. В 2 т. – М: Владос. 1999. Т. 2 – С. 69 – 77.

29. Пригожин А.И. Диалогические решения / А.И. Пригожин // Общественные науки и современность. – 2004. - № 3. – С. 51-60.

30. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов: Учебное пособие / Т.С. Сулимова. – М. : Ин-т практической психологии, 1996. – 171 с.

31. Фишер Р. Путь к согласию или переговоры без поражения /                  Р. Фишер, У. Юри. – М : Наука, 1992. – 158 с.

32. Фрейд З. Введение в психоанализ / Зигмунд Фрейд. – С.Пб : Лениздат, 2012. – 544 с.

33. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений /      З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1990. – 447 с.

34. Фромм Э. Человек для себя. Революция надежды. Иметь или быть: [пер. с англ и нем.] / Эрих Фромм. – М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. – 602, [6] c. – (Золотой фонд мировой классики. Философия. Психология. История).

35. Цыганков П.А. Йохан Галтунг, неомарксизм и социология международных отношений / П.А. Цыганков // Социально-политический журнал (Социально-гуманитарные знания), 1998. – №2. – c. 37-39.

36. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать?: все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни [Электронный ресурс]. / Д. А. Шевчук – М. : ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. – Режим доступа: http://www.centernlp.ru/library/s55/s62/shevchuk.html?print_version=true&current_book_page=all.

37. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение /                    В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 284 с.

38. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А.В. – М.: Прогресс, 1996. – 344с.

39. Юнг К.Г. Психологические типы / Карл Густав Юнг, пер. с нем.  С. Лорие, перераб. И доп. В. Зеленским; Под общ. Ред. В. Зеленского; [Предисл. Э. Метнера]. – СПб. : «Ювента» – М.: «Прогресс –Универс», 1995.   – 715,[1] с.

40. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. Теория социальной работы: Учебное пособие / Р.С. Яцемирская. И.Г. Беленькая. – М. : Владос, 2001. – 132 с.


 




ГЛОССАРИЙ

Взаимодействие межличностное – 1) в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; 2) в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Границы конфликта – внешние  пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.

Динамика конфликта – движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.

Индивидуальная психология – направление психологии, основным предметом исследования которого является способы и особенности реализации целей, заложенных в глубинах личности, индивидуальный жизненный стиль.

Интроверт – личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К.Г. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно «обращенность внутрь». Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения объективной реальности. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и критике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно чувствительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям.

Инцидент – столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликт.

Карта конфликта – графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон.

Климат социально-психологический – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Комплекс неполноценности – 1) По А. Адлеру – совокупность идей и чувств, поведенческих установок, являющихся реакцией на тот или иной органический недостаток; преодоление комплекса неполноценности происходит путем компенсации. 2) Действительная или воображаемая заниженная самооценка, сильная неуверенность в себе, ощущение превосходства других над собой.

Компрмисс – уступка во мнениях или действиях с обеих сторон. Путем и на основании взаимных уступок достигается разрешение конфликтных положений между сторонами. Может также означать – взаимное соглашение. На компромисс идут, чтобы сохранить нечто большее, потеряв малое.

Конфликтная ситуация – исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий в системе социальных связей, групповом поведении, межличностных отношениях.

Конфликтология – отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтоген - эт провокативный фактор – любое слово или действие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт.

Конфликтогенность человека - психологическая особенность человека, проявляющаяся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов.  Практически обнаруживается в том, что там, где он появляется, по его вине часто возникают конфликты между людьми, и он сам своим поведением провоцирует людей на конфликт.

Конфликтогенность социума - деструктивный потенциал общества, связанный с нарушением сложившихся связей и отношений, росто социальной напряженности, нарастающих противоречий в экономической и политической сферах, деградацией социальных отношений. Проявляется в социальной агрессии, направленной вовне и вовнутрь.

Конфликтологическая компетентность

    Либидо - одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию З. Фрейдом понятие либидо вначале использовалось как синоним сексуального влечения, в более поздних работах как синоним влечения к жизни (Эроса).

    Локус контроля качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний Локус контроля), либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний Локус к.онтроля). Понятие Локуса контроля предложено американским психологом Д. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации

    Медиация – это техника вмешательства в конфликт третьей стороны, применяемая тогда, когда ситуация требует его ослабления и разрешения. Такая техника предполагает выявление и согласование ценностей, норм, принципов и интересов, носителями которых являются участники.

Мобинг  - форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения.

Структурное насилие – создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей (например, эксплуатация человека человеком в обществе). Автор этого термина Д. Галтунг.

Социальная изоляция - Социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.

Социальный дарвинизм – социологическая теория, согласно которой

Закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарльзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.

Стресс – состояние человека, возникающее в ответ па разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее воздействие, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до полной се дезорганизации.

Трансактный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Фрустрация – (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Она возникает в ситуации конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды и сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т.п

Экстраверсия – этo coвoкупнocть кaчecтв личнocти, oпpeдeляющая cклoннocть индивидa к aктивным социaльным cвязям, кoнтaктaм. Bнeшнe этo выpaжaeтcя в xopoшeй кoммуникaбeльнocти и aдaптивнocти. Тaкиe личнocти бoлee opиeнтиpуютcя нa coциaльнoe oкpужeниe и oцeнку, кoтopoe oнo дaёт, нeжeли нa cвoй внутpeнний миp и cвoю личнocтную cиcтeму цeннocтeй.

ПЕРСОНАЛИИ

Адлер А. (1870-1937) – австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии. Основные положении учения Адлера – неполноценность и компенсация. Почти каждый человек имеет какие-либо физические или психические, чаще характерологические недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности. Это чувство неполноценности может оказывать как негативное, так и позитивное влияние на личность, нередко являясь стимулом для достижения цели. Невроз - результат конфликта между стремлением к могуществу и чувством собственной неполноценности. Адлер расценивал невроз не как болезнь, а как своеобразный характер, деформированный жизненный стиль, а путь, избранный невротиком, - как компенсаторное приспособление к социальной среде. Исходя из этого лечение невротиков сводится к их перевоспитанию, коррекции фиктивных жизненных целей, что требует перевода их из подсознательного в сознательное.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ и энциклопедический ученый. Родился в Стагире (во Фракии). Образование получил в афинской школе Платона. Затем основал в Афинах свою школу (Ликей). В философии Аристотель различал три части: 1) учение о бытии (теоретическая); 2) учение о практической деятельности (практическая); 3) учение о творчестве (поэтическая). В учении о познании Аристотель отличал знание достоверное (научное) и вероятное (относящееся к области мнения). Опыт не является последней инстанцией в отделении мнений и достоверных знаний. Такой инстанцией является ум человека, находящиеся в нем аксиомы знаний, данные уму от рождения. У Аристотеля выделены три хорошие формы власти, при которых власть служит обществу (монархия, аристократия, полития), и плохие, при которых власть служит власть имущим (тирания, олигархия, демократия).

Бэкон Ф. (1561-1626 гг.) – английский философ, активно разрабатывавший методологию опытной науки. Был довольно известным для своего времени писателем, прославившимся своим первым произведением «Опыты, или Наставления нравственные и политические», написанным в форме эссе. Наиболее значительные его произведения — «О достоинстве и приумножении наук», «Новый органон», утопия «Новая Атлантида». «Естественная» философия Ф. Бэкона есть наука о реальном мире, основанная на наблюдении внешней природы и духовной жизни человека.

Философ призывал исходить прежде всего из чувственно воспринимаемого мира в той виде, в каком с ним сталкивается думающий человек. В свою очередь, само чувственное познание должно быть включено в контекст опыта и эксперимента. Основным методом «новой логики» Ф. Бэкона, существенно отличавшейся от традиционной своей целью, способом доказательства, началом исследования, стала индукция. Ф. Бэкон создал одну из первых в истории философии типологию человеческих заблуждений («идолов»), разделив их на четыре вида: «идолы» рода, пещеры, рынка и театра. Цель «естественной» филосо­фии Ф. Бэкона – показать путь освобождения от всех этих предрас­судков и заблуждений.

    Бентли А (1870 – 1957) – американский социолог, политолог и философ. Автор работ по политологии, философии, логике, лингвистике, среди которых: «Процесс управления: к изучению социальных давлений» (1908, переизд. 1949). А. Бентли одним из первых занялся изучением группового поведения, деятельности групп давления (pressure groups) и групп интересов (interest groups). Его исследовательский проект состоял в создании методологии описания и понимания политической жизни в категориях открытого, наблюдаемого человеческого поведения, что позволило бы создать социальную науку в «подлинном» (сциентистском) смысле.                            А. Бентли создал всеобщую теорию групп и в своих поздних работах приблизился к признанию центральной роли индивида в политике.

    Берн Э. (1910 - 1970) – американский психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей«трансактный анализ». В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Берн считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и других предков. Важнейшая часть анализа — выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками а также «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний): «родитель», «взрослый», «ребенок». В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «транзакций». Важнейший вид такой структуры – игра. Анализу различного рода «игр», используемых людьми в повседневном общении, посвящены основные работы Берна: «Трансактный анализ в психотерапии» (1961), «Структура и динамика организации групп» (1963), «Игры, в которые играют люди» (1964),«Люди, которые играют в игры» (1972).

Боулдинг К. (1910 - 1993) – социолог, экономист, писатель, специалист по общей теории систем. Первый президент «Общества по исследованию в области общей теории систем» (1954). Исходит, из принципа изоморфизма всех мыслимых систем в природе и обществе, из которого выводит необходимость создания общей теории систем как «скелета науки», на который наращиваются «плоть и кровь отдельных дисциплин и отдельных предметов исследования в их движении к упорядочению и последовательно построенному телу знаний».

Вебер М.(1864 –1920) – немецкий социальный философ и социолог, создатель «понимающей социологии» и теории «социального действия». В центре «понимающей социологии» находится человек и его поведение. Через них нужно исследовать и религию, и государство, и общество. Вебер полагал, что сущность социально-экономического явления определяется, прежде всего, культурным значением, которое приписывается ему наблюдателем. Ввел понятие «идеального типа», с которым исследователь сравнивает реальность, например, обратил внимание на возрастающую роль бюрократии в индустриальном обществе и рационализма в принятии политических и экономических решений. Основные произведения: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйство и общество» (1921) и др.

Вундт В. (1832 - 1920) – немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком (психологии народов), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.  

Галтунг Й. (род. 1930) – норвежский социолог и математик, выдающийся ученый и практик, профессор ведущих университетов мира, в том числе в Берлине, Франкфурте, Цюрихе, Берне; Колумбийского и Принстонского Университетов США. Основоположник дисциплины «исследования проблем мира и конфликтов». Основатель и первый директор международного Института исследований проблем мира (ПРИО) в г.Осло (Норвегия), международных журналов “Journal of Peace Proposals” («Журнал мирных инициатив») и “Journal of Peace Research” («Журнал исследований проблем мира»). Й. Галтунг ведущий консультант ООН, ОБСЕ и Совета Европы по проблемам урегулирования конфликтов, участвовал в процессах разрешения более 45 международных, региональных и внутригосударственных конфликтов. Лауреат многочисленных международных премий, в том числе альтернативной Нобелевской премии мира, инициатор созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, создатель международной организации по мирной трансформации конфликтов и развитию ТРАНСЕНД, разработчик инновационной технологии по урегулированию конфликтов – метода ТРАНСЕНД.

Гераклит Эфесский (535 – 475 до н. э.), – древнегреческий философ. Его главная заслуга – создание первоначального диалектического учения, благодаря чему такой метод философствования и мышления вообще широко распространился. Гераклит был известен современникам и последователям как «Тёмный» или «Мрачный», что характеризовало его философию и образ жизни. Учение Гераклита, как отмечали также современники, противостояло философии Демокрита – другого древнего мыслителя. Гераклит оставил только одно сочинение – «О природе», от которого до нас дошло лишь несколько десятков отрывков-цитат. Известно, что сочинение состояло из трёх частей: «О природе», «О государстве» и «О боге». Несмотря на столь скромное по количеству наследие, Гераклит был признан одним из самых выдающихся учёных древнего мира, его учение повлияло на многих мыслителей, начиная от Аристотеля и особенно Платона и кончая современными философами.

Гоббс Т. (1588 –1679) – английский философ. Современник английской буржуазной революции, автор знаменитого «Левиафана» (1651). Один из основоположников теории общественного договора. Считал лучшей формой государственной власти монархию за стабильность и компетентность правления. Противопоставлял ей демократию как царство нестабильности и некомпетентности.

Дарендорф Р. (1929 - 2009) – немецко-английский социолог. Под влиянием позитивизма социологию Р. Дарендорф понимает как «опытную науку, которая озабочена тем, чтобы открыть социальный мир нашему пониманию при помощи предложений, относительно правильности или ложности которых могут дать обязательное решение систематические наблюдения». Общество, согласно Р. Дарендорфа, находится в состоянии перманентного конфликта. Эти конфликты могут приобрести тем более острую форму, чем более затруднена социальная мобильность, то есть продвижение людей к иным, чем унаследованы ими, статусным позициям. Отсюда вытекает либеральная программа высокомобильного общества, признающего и регулирующего конфликты. Общество, где нет неравномерного распределения нормативных полномочий, было бы, по Д., застывшим, неразвивающимся. Основные труды: «Социальные классы и классовый конфликт» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Выход из утопии» (1967) и др.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) – крупнейший древнегреческий ученый-энциклопедист, философ. Ему принадлежало около 70 работ, включавших все области современного ему знания. Однако большая часть сочинений Демокрита была утрачена в первые века новой эры, и до нас дошло лишь около 300 подлинных цитат. Его философия оказала сильное влияние на развитие европейской философской и естественнонаучной мысли. Демокрит построил первую целостную философскую систему, включавшую учение об атомарности бытия, теорию познания, учение о происхождении космоса, о душе, этику. Философ отграничил живое от неживого, введя представление об одушевленности. Душа атомарна по своему строению. Человеческая душа отличается тем, что ее атомы чередуются с атомами тела.

Демокрит проводил аналогию между человеческим организмом и космосом, а применительно к человеку он впервые употребил слово «микрокосм». Человеческая душа, утверждал мыслитель, смертна, хотя образующие ее атомы вечны: тело умирает, а атомы души рассеиваются в пространстве.

Дюркгейм Э . (1858 –1917) - создатель французской школы социологии, крупнейший представитель ее функционального направления. Развивал социологию как науку о социальных фактах, социальном порядке, «коллективном сознании», социальной солидарности и преодолении девиантного поведения. Основные труды: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897) и др.

Зиммель Г. (1858-1918) – немецкий философ, культуролог и социолог, представитель «философии жизни». Выступил основоположником так называемой формальной социологии. Предметом социологии считал формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержаниия. В русле такого подхода Г. Зиммель анализировал социальную дифференциацию, социальные формы (договор, конфликт, конкуренция, авторитет, подчинение, ранг и т.д.), отношения, возникающие в малых группах. В «Философии денег» дал социально-психологический анализ роли денег в развитии безличных отношений между людьми как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы.

Кант И. (1724-1804) – немецкий философ, основоположник немецкой классической философии. В творчестве И. Канта различают два пе­риода: «докритический» и «критический» (период создания оригинальной философской системы). В первый период была разработана космогоническая гипотеза об образовании планетной системы из первоначальной туманности. Основные произведения второго («критического») периода — «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Исходной предпосылкой этики И. Канта является представление о человеке как свободном существе и высшей цели существования. Человек никогда не должен рассматриваться как средство для достижения внешних целей, сколь бы благородными они ни были. Естественным ограничителем человеческого своеволия выступает нравственный закон, который И. Кант считал таким же чудом, как и звездное небо над головой. И. Кант сформулировал высшую моральную заповедь («категорический императив»). В социологических воззрениях философ выше всего ставил необ­ходимость достижения человечеством всеобщего правового состояния и вечного мира между народами.

Конт О. (1798-1857) – французский философ, социолог и популяризатор науки. Ввел термин «социология». Социология составляла главный предмет научных интересов О. Конта. Объект изучения – общество  он рассматривал как находящийся в процессе эволюции организм, образуе­мый инстинктивными и производственными связями между людьми. Главной гордостью О. Конта был открытый им «закон трех стадий», согласно которому все мысли человека проходят три сменяющих друг друга состояния: теологическое, метафизическое и позитивное. На смену разрушительной метафизической эпохе, отмеченной «анархией умов», приходит «позитивный синтез» научного знания, средоточием которого является социология. Эта наука, согласно О. Конту, призвана стать основой нового, рационально организованного общества, во главе которого будут стоять ученые и философы.

Козер Л. (1913 - 2003) – американский социолог. Один из основоположников функционалистской модификации теории социального конфликта. В отличие от Р. Дарендорфа, он трактует социальный конфликт не столько как деструктивный фактор, сколько как импульс социального развития и даже социального сплочения (групп в процессе межгруппового конфликта). Критикуя «равновесную» концепцию, свойственную эволюционному функционализму Т. Парсонса, Л. Козер исходит из тех классических постулатов, что и последний (они выдвигались Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем и др.). В соответствии с этими постулатами процесс социальной дифференциации и рост независимости индивидов и структур ведут к углублению социального конфликта, но одновременно возрастают гибкость социальных институтов и их способность справляться с последствиями конфликта. Таким образом, Л. Козер сближает теорию конфликта с теорией эволюционного функционализма.

Конфуций (около 551 – 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. В 22 года начал обучать, прославился как самый знаменитый педагог Китая. В 50 лет начал политическую деятельность, стал высоким сановником в государстве Лу. В центре этико-политического учения Конфуция - идеал «благородного мужа» (цзюнь-цзы), поступающего в согласии с «велением Неба» и моральным законом (дао), соблюдающего этикет (ли), обладающего сыновней почтительностью к родителям и старшим (сяо); сяо – основа гуманности (жэнь) и других добродетелей и наиболее эффективный метод управления страной (ибо страна – это большая семья). Взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленной его учениками и последователями.

Лао-цзы  (579 – 499 до н. э.)  – полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма. В его краткой биографии сказано, что он был историографом-архивариусом при императорском дворе. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-Цзы рассказать ему о своём учении. Лао-Цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин (Канон Пути и его Благой Силы). По другой легенде Мастер Лао-Цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.

Маркс К. (1818-1883) – немецкий философ, социолог, политэконом, теоретик пролетарско-социалистической революции и коммунистического общества. Основные работы «Экономико-философские рукописи» (1844), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Немецкая идеология» (Совместно с Энгельсом, 1846), «Манифест Коммунистической партии» (1848, совместно с Энгельсом), «Капитал» (1876) и др. Создатель 1)понятия экономической формации общества, основанной на способе производства материальных благ, 2) формационной теории общественного прогресса (первобытное, античное, феодальное, буржуазное, коммунистическое), 3) теории классовой борьбы как источника развития общества, 4) пролетарско-социалистической революции и установления диктатуры пролетариата и т.п.

Парето В. (1848-1923) – итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии, один из основателей функционализма. Пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая цену. Сформулировал закон распределения доходов (так называемый закон Парето). Выдвинул концепцию «циркуляции элит», согласно которой основа общественных процессов - творческая сила и борьба элит за власть.

Платон (ок. 427-347 гг. до н. э.) – великий античный философ, родоначальник объективного идеализма, первый из плеяды известных философов, чьи произведения дошли до наших дней в полном объеме. Они включают в себя 36 работ, поделенных на 9 тетралогий. Платон разработал учение об идеальном государстве, концепцию трех частей души, развивал идею всемирного блага. Создал Академию, в которой проходили обучение лучшие умы своего времени.

Роттердамский Э. (1469-1536 гг.) – выдающийся писатель-гуманист позднего Возрождения, ученый, богослов, знаток античной культуры. Автор многочисленных произведений. Разработал систему нового богословия («Методистинного богословия», 1519), назвав его «философией Христа». Обходя собственно богословские проблемы, которые считал несущественными для жизни человека, Эразм Ротердамский сосредоточил свое внимание на выполнении людьми нравственных библейских предписаний. Самым известным из трудов Эразма Ротердамского до сих пор остается «Похвала глупости» (1509), в котором он остроумно и едко высмеивал общественные пороки своего времени, выступил против фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни. Оказал большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе.

Руссо Ж-Ж (1712-1778) – французский философ. Родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика.. Его интересовали все стороны философской проблематики человека, однако главным вопросом жизни была для Ж.-Ж. Руссо проблема устранения всякого социального неравенства. Ж.-Ж. Руссо одним из первых обнаружил противоречивый характер развития культуры, ее способность создавать «искусственные» человеческие потребности. Он утверждал, что расхождение морали и образованности ведет к тому, что человек стремится «казаться» доб­родетельным, а вовсе не «быть» им. Желая жить лучше, люди ввергают себя в нравственное оскудение. Платой за это является все возрастающее в обществе чувство личного одиночества и отчужденности. Спасение от современной цивилизации, считал Ж.-Ж. Руссо, может обеспечить только возврат к «естественному состоянию» человеческого общества в котором, по мнению философа, все равны, никто не возвышается над другими; в нем люди не ведают, что такое имущество и частная собственность. Это состояние свободы, самодостаточности и независимости каждого человека, нравственная неиспорченность и добродетельность. Ж.-Ж. Руссо считался главной предтечей Великой французской революции.

Фрейд З. (1856 – 1939) – австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа.. Основной конфликт личности видел в конфликте психики между сознанием и бессознательным. Особое значение  3. Фрейд придавал сновидениям, которые открывают ход в потаенные слои человеческой личности. Такова же, по мнению психолога, и природа остроумия, фантазий, а также художественного творчества. Специфическую роль 3. Фрейд отводил сексуальности, которая существует с рождения и представляет собой «энергетический фонд» личности, трансформируясь в различные конкретные формы человеческого поведения. Сама культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т. е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. 3. Фрейд сформулировал структурную концепцию личности. В итоге, 3. Фрейд мифологизировал свое учение; сведя влечения человека к борьбе Эроса и Танатоса (стремление к жизни или смерти).

Фромм Э. – представитель неофрейдизма. Один из представителей Франкфуртской критической школы. Предметом рассмотрения у Э. Фромма являются законы и принципы действия субъективного, человеческого фактора в общественно-историческом процессе. Э. Фромм считал, что общество выполняет не только отрицательную, репрессирующую функцию, но и «творческую». Одна из центральных в творчестве Э. Фромма – проблема отчуждения. Вследствие своего отчужденного характера современное общество характеризуется фрустрацией экзистенциальных потребностей (ощущение утраты смысла) и, по определению Э. Фромма, неуклонным превращением в «цивилизацию манипулируемых масс». Уделял большое внимание роли бессознательного, говоря о том, что «нет такой вещи, как бессознательное; есть только те чувства, которые мы осознаем, и те, которые не осознаем».

Энгельс Ф. (1820-1895) – немецкий ученый, философ, революционный деятель, один из основоположников марксистской теории социализма. Основные философские труды Ф. Энгельса – «Анти-Дюринг» (1876-1878) и «Диалектика природы» (1873-1883). Ф. Энгельс изложил экономические и социальные части марксизма, дал очерк эволюции социалистических идей, стремясь предвосхитить некоторые черты и элементы будущего общественного строя (превращение труда в первую жизненную потребность, отмирание государства, изменение формы семьи, исчезновение религии).

В «Диалектике природы» Ф. Энгельс как бы подытоживал свои занятия по философии естествознания, применяя диалектический ме­тод к изучению природы. Важнейшая идея «Диалектики природы – дифференциация форм движения материи и классификация наук, изучающих их. Ф. Энгельс занимался также вопросами истории культуры. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) прослежен процесс эволюции первобытной общины и возникновения классового общества.

Юнг К.  (1875-1961) – швейцарский психолог, психиатр, культуролог, автор одного из самых известных направлений в психоаналитическом движении, которое он назвал «аналитической психологией». Ученый разработал типологию характеров, согласно которой люди делятся на экст­равертов и интровертов. Согласно К. Юнгу, западные культуры, ори­ентированные на научно-технический прогресс и овладение силами природы, экстравертны, а восточные, совершенствующие и развивающие психические силы человека, интровертны. Основной причиной кризиса европейской культуры К. Юнг считал подавление религиозной и мифопоэтической сферы коллективного бессознательного в результате экспансии науки и техники.

 


[1] Древнекитайская философия. В 2 т.— М.: Наука, 1972.  – Т. 1.— С 124.

[2] История философии в кратком изложении. – М.: Политиздат, 1991. – С.81

[3] Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. 2-е изд.-  М. : Мысль, 1979. - Т.2 - С. 386.

 

1 Кант И. Соч.: В б т.-  М., 1996. - Т. 6.-  С. 266.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 190.