Лица с ограниченными возможностям здоровья (ОВЗ) – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другим нарушениями, что дает им право на получение инвалидности.
Одной из важнейших причин, создания конфликтных ситуаций в процессе оказания социальной помощи людям с ограниченными функциональными возможностями является интрапсихическая (личностная) уязвимость человека, находящегося в условиях инвалидизирующего заболевания, травмы или дефекта.
Инвалидность как состояние ставит перед человеком ряд специфических социально-психологических проблем. Наиболее распространенными являются изоляция и фрустрация.
Одиночество, вызванное социальной изоляцией, – ощущение недоступного круга общения, людей, способных удовлетворить потребность в общении как таковом, в межличностных контактах (не обязательно глубоких и близких) – является значимым компонентом в структуре негативных переживаний людей с ограниченными функциональными возможностями.
Следующей значимой социально-психологической проблемой является проблема социальной фрустрированности. Ситуация инвалидности несет в себе деструктивный потенциал. Ограниченность жизнедеятельности и неопределенность будущего фрустрируют инвалида, часто приводят к истощению психических сил. Одни винят во всем себя, другие – внешнее обстоятельства, третьи оказываются фаталистами и мирятся с ситуацией фрустрации, четвертые готовы активно воздействовать на эти обстоятельства, желая изменить их.
При рассмотрении социально-психологических проблем людей с ограниченными функциональными возможностями следует также учитывать наличие или отсутствие комплекса неполноценности. Любой комплекс в человеке, так или иначе, связан с каким-либо изъяном. Возникновение его связывают с нарушением «образа тела» (в случае видимого физического дефекта) или с низкой самооценкой, сомнениями в собственном совершенстве (во многих других случаях). Самооценка, отношение к самому себе – особо существенная характеристика для инвалидов, так как общество все еще ставит их на ступеньку ниже, чем здоровых. Это не может не наложить отпечаток на их собственное отношение к себе. От самооценки зависит образ жизни человека, его положение среди людей и, в том числе, способ его общения со специалистом по социальной работе.
Характеризуя самооценку людей с ограниченными функциональными возможностями, психологи обращают внимание на ее противоречивость. Это проявляется и в резких различиях оценки себя по отдельным качествам, и в несовпадении осознаваемых и подсознательных компонентов самооценки, и в большей выраженности тенденции давать себе крайние (очень высокие и очень низкие) оценки, в то время как у здоровых людей преобладает тенденция к средним показателям самооценки. Завышенная самооценка имеет в своей основе функционирование механизмов психологической защиты, утрату критичности. Высокая оценка себя часто присутствует лишь на вербальном уровне, на фоне глубиной внутренней неудовлетворенности собой. Часто среди данной категории клиентов встречается эгоцентризм, озабоченность своим статусом, сосредоточенность на своих проблемах. Рассмотренные выше психологические проблемы препятствуют установлению нормальных отношений с окружающими, негативно сказываются на работоспособности, общем мировосприятии, усугубляют социальное положение инвалида и провоцируют конфликты [25].
Для эффективной работы с инвалидами необходимо также учитывать особенности психологического состояния их личности: эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер.
Эмоциональная сфера людей с ограниченными функциональными возможностями, как правило, характеризуется:
- эмоциональной сенситивностью и лабильностью с элементами тревоги и депрессированности, часто принимающих латентный характер со склонностью к хронизации;
- переживанием скуки, внутреннего конфликта между стремлением к самостоятельности и социальной зависимостью;
- переживанием одиночества, ностальгии по друзьям, ограничение чувственного круга восприятия окружающего мира и, как результат, нарастание подозрительности и паранойяльной настроенности.
Для когнитивной сфера людей с ограниченными функциональными возможностями наиболее характерны:
- ригидность суждений;
- монологизация мышления;
- склонность к сверхценным образованиям, порой доходящим до бредовой настроенности;
- смещение хронотипа переживаний в прошлое и тревожно-ожидательная направленность их в будущее (болезнь, ущемление прав, смерть);
- переживание «культурного конфликта» между ранее усвоенными ценностями и образом жизни.
Поведенческая сфера людей с ограниченными функциональными возможностями характеризуется:
- возрастающей готовностью к конфликтам;
- качественным изменением межличностных контактов;
- возможностью суицидальных тенденций в поведении;
- осторожностью в установлении новых социальных связей;
- возможностью алкоголизации на бытовом уровне, носящей, как правило, «защитный» характер.
Решая основные социальные проблемы инвалидов (повышение социального статуса, улучшение материального положения, профессиональная востребованность), для предотвращения конфликтов с людьми с ограниченными функциональными возможностями, специалистам по социальной работе необходимо учитывать личностные психологические проблемы людей данной категории населения [25].
Дата: 2019-04-23, просмотров: 288.