Психологические особенности воспитанников детских домов и интернатов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями. Проявляются они чаще всего в следующем: в нарушении социального взаимодействия; неуверенности в себе; снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»); неадекватной самооценке, неуверенности в себе; неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству.

Причинами нарушений подобного рода являются: повышенная тревожность, эмоциональная напряженность, эмоциональный стресс; повышенная чувствительность к различного рода препятствиям, неготовность преодолевать трудности; снижение потребности в достижениях и успехе; повышенная агрессивность, недоверчивость; вспыльчивость, несдержанность; чрезмерная импульсивная активность; эмоциональная холодность, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими; пассивность, депрессивность и др.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности [8].

Поэтому притязания этих детей чаще реализуются через физическую силу, через адекватную для воспитанников агрессию, а порой – через асоциальные формы поведения. Невозможность реализации потребности в признании приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева, к сужению диапазона сопереживания. Исследователи обращают внимание еще на одну важную проблему – наличие феномена «мы» в условиях детского дома. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим детдомовцам.

Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей –воспитанников социальных учреждений интернатного типа таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.

Также у детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность.

Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми . Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, – тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.

Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

 

Выводы по теме:

Социальные работники встречаются с трудными ситуациями самого разного плана. В ситуацию общения с людьми, находящимися в сложной социальной ситуации (или принадлежащими к группе социального риска) включается широкий спектр эмоциональных состояний клиентов, способствующих напряжению и возникновению предконфликтной ситуации. Работа с этими состояниями требует особых психологических знаний и навыков, определенных личностных качеств специалиста. Одним из необходимых условий эффективной работы с клиентом является налаживание с ним отношений доверия, взаимопонимания, для чего необходимо познание его интересов и потребностей.

Так, для пожилых людей характерны изменения в интеллектуальной, эмоциональной и моральной сферах, создающие некоторые препятствия для налаживание контакта специалиста по социальной работе с ними и затрудняющие общение. Причиной многих конфликтов социальных работников с пожилыми людьми может быть непонимание склонности пожилых к рассказам о своей прошлой жизни, их своеобразное восприятие времени, гипертрофированность событий, характерная для пожилых людей, ригидность их мышления, повышенная обидчивость и эмоциональная возбудимость и др.

Сильным стрессогенным фактором для индивида может выступать состояние безработного. У многих безработных формируется состояние безнадежности, которое сопровождается ощущением ненужности, неспособности принести какую-либо пользу. Эмоциональное состояние безработного зависит от таких параметров, как возраст, семейное положение, наличие образования, стаж и опыт работы. Наиболее подверженными негативным влияниям безработицы оказываются люди, в возрасте от 30 до 50 лет, имеющие семью и детей, конкретную специальность, образование и солидный опыт работы.

Для безработных, имеющих длительный перерыв в работе, характерно изменение трудовой мотивации и привычных стереотипов поведения. Это проявляется: в смене внутреннего локуса контроля на внешний; в сильной деформации материального фактора (вопрос материального обеспечения становится наиболее важным и, практически, единственным мотивом поиска работы); в неадекватном поведении, вызванном осознанием своего статуса безработного (самоуничижение, демонстративность и т.п.); деформация временного фактора (утрата навыков распределения и планирования своего времени). Психологические особенности безработных, безусловно, сказываются на конфликтном взаимодействии, причем, чем дольше они находятся в данном состоянии, тем более им свойственно конфликтное поведение, и тем выше агрессивная составляющая в процессах коммуникации как с социальными работниками, так и в семейном кругу.

Одной из важнейших причин создания конфликтных ситуаций в процессе оказания социальной помощи людям с ограниченными функциональными возможностями является интрапсихическая (личностная) уязвимость человека, находящегося в условиях инвалидизирующего заболевания, травмы или дефекта. Инвалидность как состояние ставит перед человеком ряд специфических социально-психологических проблем, наиболее распространенными среди которых являются изоляция, фрустрация, наличие комплекса неполноценности. Для эффективной работы с инвалидами необходимо также учитывать особенности психологического состояния их личности: эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер.

Конфликтогенными чертами также обладают воспитанники детских домов и интернатов, так как у них, как правило, возникают отклонения от нормального становления личности, которые проявляются в нарушении социального взаимодействия, различных психических расстройствах, тревожности, агрессивности, формировании иждивенческой позиции. Социальная помощь и социальное сопровождение таких детей должны состоять в умении снять у них позицию потребительства, негативизма, отчуждения и создать позитивное, социально-приемлемое отношению к людям.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему клиенты социальных служб обладают конфликтогенными качествами? Что провоцирует формирование и проявление этих качеств?

2. Какие изменения происходят у человека в пожилом возрасте? Какие из этих изменений способствуют конфликтному взаимодействию?

3. Раскройте сущность понятия «невроз безработицы».

4. Охарактеризуйте, как меняется эмоциональное состояние безработного на разных этапах поиска работы (по Харрисону).

5. Как меняется поведение людей, длительно сохраняющих статус безработного?

6. Назовите и объясните основные причины создания конфликтных ситуаций в процессе оказания социальной помощи людям с ограниченными функциональными возможностями.

7. Назовите основные психологические особенности, наиболее характерные для эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер людей с ограниченными функциональными возможностями.

8. Какие отклонения в поведении и самосознании характерны для воспитанников социальных заведений интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей? Как эти отклонения сказываются на их социальном функционировании?

9. В чем заключается основная цель социальной помощи таким детям в ракурсе коррекции их конфликтности и оптимизации взаимоотношения с людьми?

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.