Конфликты, связанные с проблемами насилия над личностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На возрастание проявления насилия и агрессивности среди населения существенно влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность. В настоящее время повседневностью стали конфликты, которые перерастают в физическое насилие, нанесение телесных повреждений, различные виды преступных посягательств против личности. Подобные конфликты сопровождаются взаимным неуважением, цинизмом, грубостью, жестокостью. Особенно неблагополучно положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которые ограничены в материальных возможностях удовлетворения своих желаний, интересов. Возникает чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, а чувство зависти толкает некоторых на совершение грабежей, разбоев, насилия. Подобные действия сопровождаются ожесточением, вандализмом, служащими средствами психологической компенсации пережитых унижений.

Любое общество обращает особое внимание на молодежь, ее самочувствие, образ жизни и поведение. Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной реактивностью, возбудимостью, резкой сменой настроения. Подростки-старшеклассники проявляют высокую тревожность на всех уровнях общения, прежде всего с родителями, взрослыми, от которых зависит их положение. К специфическим формам подросткового поведения отнесены: реакция увлечения (хобби-реакция), реакция эмансипации, реакция объединения в группы со сверстниками, реакции, обусловленные формирующимися сексуальными влечениями. Проявление насилия, агрессивного поведения среди подростков, молодежи состоит в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых. Особенно влияют на формирование представлений и поведение ребенка безнадзорность, сверхопека, эмоциональное отвержение (в случае, когда родители ориентированы на свои проблемы и отвергают ребенка), излишне строгие наказания, воспитание по типу «кумира семьи». Подобные модели отношения к ребенку в семье формируют у него качества, которые порождают тревожность в его поведении, склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера.

Анализ насилия в семье, форм его предупреждения, профилактики, стали объектом пристального внимания специалистов различных профессиональных направлений. Насилие, агрессивное поведение особенно характерно для неблагополучных семей. Материальные трудности, низкий уровень благосостояния, наличие безработных в семье, наличие физических недостатков у одного из членов семьи, алкоголизм, наркомания, психологическая неуравновешенность, отсутствие взаимопомощи – все это способствует напряженности в семейных отношениях. Семья формирует не только социально-значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни. И. С. Кон считает, что нет ни одного социального аспекта поведения подростка, на которые не оказала бы влияние семья [16]. Но и взрослые члены семьи многие эмоциональные, психологические, материальные, физиологические потребности удовлетворяют в семье. Если у человека отсутствуют такие возможности, он испытывает дискомфорт, стрессы, напряжения, его реакции приобретают агрессивный характер.

Придавая важное значение семейным отношениям, необходимо учитывать и другие формы отношений человека. Порой причина внутренней напряженности, агрессивности находятся вне семейных отношений. Так, во многих странах широкое обсуждение получила проблема моббинга – насилия, агрессии на рабочем месте: люди страдают от ежедневного психологического террора коллег, которые создают отдельным лицам невыносимые условия на работе. Причины интриг и агрессивности различны: например, страх потерять рабочее место, чрезмерное тщеславие, карьерная конкуренция, зависть. Моббинг проявляется в таких формах насилия как унижение, оскорбление, шантаж, физические угрозы, сексуальное насилие. Основой моббинга может стать незначительный личный спор между коллегами, который впоследствие превращается в конфликт всего отдела. Предпосылкой для проявления агрессии, насилия по отношению к коллеге может стать отсутствие достаточной загруженности работников. Появление лишнего свободного времени порождает скуку, создает большие возможности для посторонних разговоров, появления сплетен, домыслов.

Жертвами насилия на рабочем месте становятся не только слабые личности, лица, занимающие незначительные должности, но и руководители различного уровня. Люди, подвергшиеся насилию страдают депрессиями, нервными расстройствами, у некоторых возникает мысль о самоубийстве. В настоящее время в ряде западных стран принято решение о внесении положений по предупреждению моббинга при заключении соглашения с работодателем. Это стало предупредительной мерой против проявления насилия и агрессии на рабочем месте.

Разрешение конфликтных ситуаций с помощью насилия достаточно распространенное явление. Оно может быть эффективной и оправданной мерой в определенных условиях. Например, когда необходимо остановить действия агрессора, но как метод разрешения повседневных конфликтов, возникающих в официальных и неофициальных уровнях, такой метод малопродуктивен. Использование силы, насилия при разрешении конфликтов означает, что субъекты сориентированы на различия в интересах, желаниях, позициях, на цель полной капитуляции и разгрома, низвержения другой стороны. Субъекты оценивают друг друга как врагов, а не как партнеров, широко применяют различные формы шантажа, скрытых и открытых манипуляций, угрозы и различные виды давления. Во взаимоотношениях царит атмосфера враждебности. При данных обстоятельствах достижение компромисса невозможно. Само понятие компромисса имеет негативное, отрицательное содержание, высшей добродетелью считается принципиальность, бескомпромисность. Все это является следствием одностороннего и упрощенного, оценочного подхода к анализу конфликтов.

Практика свидетельствует, что непримиримые социальные битвы существенно разрушают общественное благосостояние, негативные последствия преобладают над позитивными. Не отвергая полностью модель разрешения конфликта с позиции силы, общество все более обращается к другим способам завершения конфликта, вырабатывая все новые конструктивные модели разрешения конфликта в том числе и модель регуляции конфликтных отношений. Значительные успехи в достижении подобных выводов сделали американские специалисты, например                            А. Рапопорт, Г. Райфф [18]. Они стали классиками теории переговорного процесса как особого вида деятельности А. Рапопорт отмечал, что агрессивный характер действий субъектов в процессе переговоров обусловлен идеологической непримиримостью. «Образ врага» блокирует возможность конструктивного диалога. Он использовал математическую теорию игр как один из вариантов принятия решений. А. Рапопорт разработал метод интерактивного процесса принятия решений, совместной выработки решений по урегулированию конфликта. Так как многие решения требуют длительного обсуждения, не одноэтапных, а многоэтапных переговоров, то конструктивные отношения наиболее результативны. Как ответная реакция на использование силы при разрешении конфликтов возникает направление использования при разрешении конфликтов метода ненасилия. Один из классиков философии ненасилия – М. Ганди. Известными теоретиками и практиками, применившими методы ненасилия для урегулирования - сложных конфликтов были также М. Л. Кинг, Дж. Фейхи, Дж. Шарп и др. [18]. Идеи и тактика ненасилия легли в основу ряда общественных движений, выступающих против войн, насилия, агрессии, разрушения. В ряде конфликтных ситуаций на общественном уровне они добились благодаря своим методам значительных успехов. Безусловно положительной стала их деятельность, для формирования общественного мнения, создания социальных инициатив. В практическое пособие по ненасилию на основе философии ненасилия М. Л. Кинга, М. М. Ганди изложены четыре основных принципа ненасилия:

1) Четко определите свои цели;

2) Ведите честную игру и слушайте оппонента;

3)Возлюбите врагов своих;

4) Оставляйте своим оппонентам пути к отступлению.

Правила ненасилия:

- всегда быть уверенным в себе;

- побеждать зло добром;

- выдвигать справедливые требования;

- не стоять на месте;

- изучать внутренние слабости;

- стремиться к сотрудничеству с противником на честных условиях;

- давать оппоненту возможность «найти выход» или «спасти лицо» (сохранить репутацию);

- не уступать в главном во время ведения переговоров [7].  

Таким образом, взяв за основу миротворчество, сторонники ненасилия разработали свою тактику деятельности по разрешению конфликтных ситуаций, достижению целей.

 

Выводы по теме

Успешной и эффективной реализации направлений социальной работы способствует деятельность по урегулированию конфликтов различного уровня и содержания.

В процессе социальной работы конфликты в наиболее общем виде классифицируют следующим образом: внутриличностное конфликтное состояние клиента, конфликт между клиентом и близкими его родственниками, конфликт клиента с неофициальными лицами, конфликт между клиентом и официальным лицом, учреждением, конфликт между клиентом и социальной системой.

Разрешение внутриличностных конфликтов основано на коррекции психологического состояния личности. При решении межличностных конфликтов клиентов социальный работник выступает в качестве медиатора. Защищая права клиента, социальный работник сам невольно вступает в конфликтные отношения. Профессионализм социального работника заключается в способности, навыке вынести конфликт за пределы личностных переживаний в исключительно деловую плоскость. При этом необходимо реально оценивать ситуацию, ее возможности и перспективы. Управление развитием конфликта позволяет социальному работнику планировать действия, подключать к обсуждаемой проблеме другие заинтересованные стороны, привлекать дополнительную объективную информацию. Многое зависит от умения, навыков социального работника по ведению переговоров, регуляции конфликтных отношений.

Возникшие в процессе работы конфликты необходимо урегулировать с помощью конкретных технологий по предупреждению и регулированию конфликтных ситуаций. Полезным при разрешении конфликта является составление картографии конфликта на основе собранной информации.

Метод картографии конфликта, предложенный австралийскими психологами X. Корнелиус и Ш. Фэйр, используется как средство анализа и самоанализа для разрешения конфликтов. Он позволяет в явном виде представить «карты» конфликтующих сторон и выявить те аспекты, которые мешают адекватному восприятию и пониманию друг друга. Данный метод можно использовать для разрешения назревающего конфликта или в ситуации принятия важного решения. Ценность данного метода состоит в упорядочении, систематизации имеющейся информации по конкретной проблеме. Картография конфликта включат несколько этапов: уяснение сути проблемы и краткое ее обозначение, выявление сторон, или участников, конфликта, выявление истинных потребностей, анализ картографии. В целом, метод картографии полезен тем, что помогает видеть ситуацию глазами другого человека.

Оппонент в конфликтной ситуации может занять непримиримую позицию, прибегнув к приемам, которые преследуют цель одностороннего успеха. Все подобные приемы объединяют в три основные группы, так как, несмотря на свое многообразие, они достаточно типичны и поддаются классификации. Критерием классификации является принцип действия: сдерживающие, агрессивные, ложные. Если специалист по социальной работе встречаете упорное нежелание вести переговоры, то вполне возможно, что агрессивность, упорство, конфликтность являются чертами характера оппонента. При работе с «трудными» клиентами необходимо выяснить внутренние мотивы такого поведения и понять, почему человек занял такую позицию. Эффективный метод для успеха взаимных обсуждений – переведение содержания переговоров в плоскость поиска совместных решений. Важно не навязывать своего мнения, но ориентировать на сам процесс обсуждения и на достижение взаимоприемлемых и необходимых результатов.

Наряду с работой с отдельным клиентом социальный работник осуществляет свою деятельность в рамках конкретных групп. В процессе работы с группой возникают конфликты между отдельными членами группы, между группой и официальными и неофициальными представителями, между самими группами.

Группа представляет собой социальную систему, которая функционирует в соответствии с определенными закономерностями. В ней осуществляется сложный процесс взаимодействия индивид-группа. Группа обладает собственными функциями, динамикой, количественными и качественными параметрами. Исследование группы в конфликтологическом контексте предполагает анализ характера отношений между субъектами.

Группа выступает как совокупный субъект. Социальный работник, создавая группу, участвуя в ее деятельности, учитывает принципы ее функционирования, может управлять групповым интересом, своевременно корректировать отклоняющиеся действия. Широкую популярность получила концепция Б. Такмена анализа группы как двухмерной модели. Ее двухмерность заключена в наличии двух аспектов групповой активности: деловой – направленной на решение групповой задачи и межличностной – развитие внутригрупповой структуры. Каждый аспект групповой активности имеет этап конфликтных отношений. Б. Такмен рассматривает его как необходимое явление в развитии процесса становления группы. Одно из противоречий, которое порождает периодические конфликты в группе – между индивидуальными возможностями, стремлением к самовыражению и возрастанием зависимости индивида от группы, включенности индивида в групповой процесс. Причиной многих конфликтов становятся ограничения возможностей для самореализации и самовыражения индивида в группе.

Группы, в которых социальный работник осуществляет свою деятельность, объединяют людей, испытывающих социальные проблемы, переживающие серьезные жизненные трудности. Они нуждаются в поддержке, в обретении уверенности в успехе своей деятельности и деятельности группы в целом. Поэтому результативность и значимость деятельности, атмосфера доброжелательности является для них важным условием внутренних изменений. Критерием успеха групповой деятельности является результативное функционирование группы. Одним из наиболее важных моментов групповой работы является принятие группового решения.

Социальный работник в процессе принятия решения: может выступать в роли руководителя, организатора, посредника или наблюдателя. Роль руководителя он берет на себя только в том случае, когда необходимо принять уже заранее известное и продуманное решение. Для успешного выполнения роли руководителя в принятии группой решения необходимо хорошее знание проблемы, потребностей группы. Выступая в качестве организатора, социальный работник подготавливает техническое и материальное обеспечение проведения обсуждения. В процессе принятия решения социальный работник следит и за организационным содержанием группового процесса. При выполнении роли посредника функцией социального работника является поддержание конструктивного характера ведения обсуждения в деловой атмосфере, позитивных отношений между членами группы. Если социальный работник выполняет роль наблюдателя при принятии группового решения, то он оказывает опосредованное влияние на процесс принятия группой решения. Главным критерием принятия группового решения является степень учета и удовлетворения интересов и потребностей большинства участников, членов группы.

Социальный работник при осуществлении задач своей деятельности не только приходит в группы, но и помогает создать группы, например, группы самопомощи. Группы самопомощи – временные объединения, которые ориентированы на психологическую помощь ее участникам. Такие группы повышают самосознания их членов, развивают и совершенствуют знания и навыки, помогают осуществлять конкретные практические меры. Группа самопомощи сама определяет правила своей работы. Конфликты в группах самопомощи исключительно редкое явление.

Общественные группы могут быть созданы для решения более отдаленных, перспективных задач, например, для работы с трудными подростками по месту жительства, для организации помощи пожилым людям. Подобные группы имеют определенную структуру, руководителя группы. Одна из функций деятельности группы – принятие решения и его использование. Руководитель группы выполняет задачи по управлению группой.

Работа с группой во многом зависит от содержания групповой деятельности, состава группы, ее структуры. Применяя общие методы по разрешению конфликтных ситуаций, социальный работник учитывает и специфические особенности группового процесса.

В настоящее время повседневностью стали конфликты, которые перерастают в физическое насилие, нанесение телесных повреждений, различные виды преступных посягательств против личности. Подобные конфликты сопровождаются взаимным неуважением, цинизмом, грубостью, жестокостью. Особенно уязвима в данном отношении молодежь. Проявление насилия, агрессивного поведения среди подростков, молодежи состоит в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей и других взрослых. Поэтому анализ насилия в семье, форм его предупреждения, профилактики – важные составляющие в деятельности социального работника по предотвращению насильственных методов поведения в конфликтной ситуации среди молодежи и подростков.

Придавая важное значение семейным отношениям, необходимо учитывать и другие формы отношений человека. Так, во многих странах широкое обсуждение получила проблема моббинга – насилия, агрессии на рабочем месте. Моббинг проявляется в таких формах насилия как унижение, оскорбление, шантаж, физические угрозы, сексуальное насилие. В настоящее время в ряде западных стран принято решение о внесении положений по предупреждению моббинга при заключении соглашения с работодателем. Это стало предупредительной мерой против проявления насилия и агрессии на рабочем месте.

Как ответная реакция на использование силы при разрешении конфликтов возникает направление использования при разрешении конфликтов «метода ненасилия». Один из классиков философии ненасилия – М. Ганди. Идеи и тактика ненасилия легли в основу ряда общественных движений, выступающих против войн, насилия, агрессии, разрушения. Взяв за основу миротворчество, сторонники ненасилия разработали свою тактику деятельности по разрешению конфликтных ситуаций, достижению целей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. С какими конфликтами сталкивается социальный работник в своей деятельности?

2. Какие требования выдвигаются к социальному работнику в ракурсе управления конфлтиктами?

3. Когда и как целесообразно использовать картографию конфликта?

4. Покажите суть основных этапов картографирования.

5. На основе каких принципов формируются группы?

6. Опишите основные этапы развития группового процесса.3. Какие конфликты возникают в группе? Назовите их.

7. Как влияет конформное поведение субъектов группы на результаты групповой деятельности?

8. Какие факторы влияют на степень сплоченности группы?

9. Назовите критерии успешного функционирования группы?

10. Опишите основные этапы развития группового процесса.

11. На конкретном примере покажите, как происходит принятие группового решения. Какую роль при этом может выполнять социальный работник?

12. В чем заключается суть метода «мозговой штурм»? Назовите его основные этапы.

13. Назовите и охарактеризуйте основные задачи групп взаимопомощи.

14. Каковы основные причины проявления агрессивного поведения?

15. Почему насильственные методы решения конфликтов вызывают наибольшее опасение в молодежной среде?

16. Раскройте сущность понятия «моббинг». В чем его опасность для человека?

17. При каких условиях применение насилия оправдано и эффективно при разрешении конфликта?

18. В чем заключается метод ненасилия в ответ на насильственные приемы? В чем его преимущество?

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 237.