Понятие внутриличностного конфликта. Типология внутриличностных конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологиче­ских конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно.

Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Социальная работа ориентирована, прежде всего, на принятие конкретных действий по оказанию поддержки, помощи, социальному восстановлению клиента, обратившегося за помощью. Практика свидетельствует, что клиент всегда испытывает трудности, дискомфорт, отягощен личностными переживаниями, которые можно охарактеризовать как внутриличностный конфликт. Работа с клиентом направлена не только на решение этой проблемы, с которой он обратился в социальную службу, но и на оказание помощи по преодолению и разрешению внутриличностного конфликта. Прежде чем осваивать методы разрешения, необходимо выяснить, что представляют собой внутриличностные конфликты, каковы их причины и последствия.

Внутриличностный конфликт — это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:

- Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

- Специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.

- Латентностъ. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

Исследование внутриличностного конфликта неизменно сопряжено с изучением психологических характеристик человека. Основой психологического анализа внутриличностного конфликта являются концепции 3. Фрейда, А.Адлера, К. Г. Юнга, Э. Фромма, Э. Эрикксона и другие психологические теории.

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда

Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по              3. Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По                       З. Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), «Я» (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego) [33].

Оно ( Id ) – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессо­знательных импульсах и реакциях.

«Я» ( Ego ) – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

«Сверх-Я» ( Super - Ego ) – это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между «Оно» и «Сверх-Я», которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между «Оно» и «Сверх-Я», то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

З.Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, З.Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как: проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и другие.

Теория комплекса неполноценности А. Адлера

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей. Этим и определяется внутриличностный конфликт [1].

А. Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два.

Во-первых – это развитие «социального чувства», социального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и в других социально-ценных качествах и способах поведения. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п.

Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими.

Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления:

а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение развития способностей с содержанием социальных интересов (например, в спорте, музыке, творчестве);

б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (например, накопительство, ловкачество);

в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

Учение об экстраверсии и интроверсии К.Г.  Юнга

К.Г. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого, он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт, мыслитель-интроверт, ощущающий экстраверт, ощущающий интроверт, эмоциональный экстраверт, эмоциональный интроверт, интуитивный экстраверт, интуитивный интроверт.

Главным в типологии Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир  внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами.

Концепция «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти) [34].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Суть теории Э. Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. На каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания [38].

Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов (помимо тех, что указаны в приведенных выше теориях). Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

Исходя из этого, выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт [А. Шипилов].

- Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу».

- Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. При этом имеются в виду ценности, принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но которым она вынуждена следовать в силу их общественной или другой значимости. Поэтому они обозначаются как «надо».

- Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу»

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов. Схематически такой конфликт можно описать как «хочу» – «хочу».

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев)- Выделяют конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества (А. Спиваковская). Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать за ним (Ф. Василюк, В. Франкл). Схематически конфликт представляется как «хочу» – «надо».

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А. Захаров). Конфликт может возникать не только в случае, когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которыхлежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов). Обобщенная схема таких конфликтов – «хочу» – «могу».

4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К данному виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни. Схематически выражается «надо» – «надо».

5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле – возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования. Схема конфликта: «надо» – «могу».

6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен). Схема таких конфликтов «могу» – «могу».

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Как правило, он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно

 - во-первых, установить факт такого конфликта,

- во-вторых, определить тип конфликта и его причину;

в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

 

Выводы по теме

Конфликты отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия, исходу и последствиям. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.

Конфликты классифицируются по нескольким основаниям.

По степени остроты противоречий: недовольство, разногласие, противодействие, вражда.

По проблемно-деятельному признаку: идеологические, религиозные, военные, экономические, политические, управленческие, юридические, педагогические, производственные, семейные, социально-бытовые, творческие и иные типы конфликтов.

На основании сторон, вступающих в конфликт: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные».

По функции конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные, неконструктивные).

Особое место при изучении конфликтов занимают конфликты в организации.

Организация – это социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели.

Конфликты в организации – это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации. При анализе таких конфликтов важно учитывать не только внутреннюю среду организации, интересы и ценности субъектов социального взаимодействия, но и ее внешнюю среду.

Конфликты в организации также классифицируются по нескольким основаниям.

Если за основу классификации взять субъектов конфликта, то можно выделить межличностные конфликты, межгрупповые конфликты и конфликты типа «личность-группа».

По источникам конфликта выделяют следующие типы конфликтов в организации: структурные, инновационные, позиционные, ресурсные, динамические.

По типу функциональной системы конфликты в организации подразделяются на организационно-технологические, конфликты в социально-экономической системе организации, конфликты в административно-управленческой системе и конфликты, связанные с функционированием неформальной организации.

Для социального работника в силу специфики своей профессиональной деятельности часто приходится сталкиваться с проявлениями и последствиями внутриличностных конфликтов.

Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности, деструктивные внутриличностные конфликты несут для нее серьезную опасность.

Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Исследование внутриличностного конфликта неизменно сопряжено с изучением психологических характеристик человека. Основой психологического анализа внутриличностного конфликта являются концепции 3. Фрейда, А.Адлера, К. Г. Юнга, Э. Фромма, Э. Эрикксона и другие психологические теории.

Выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт: мотивы, отражающие стремления личности различного уровня; ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного; самооценку, определяемую как самоценность себя для себя, оценку личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

В зависимости от того, какие именно стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, ролевой, адаптационный, конфликт неадекватной самооценки. Кроме того, выделяют невротический конфликт, который, как правило, является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно установить факт такого конфликта, определить тип конфликта и его причину, применить соответствующий способ разрешения. Часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего необходимо систематизировать и классифицировать конфликты?

2. Назовите основания, по которым классифицируются конфликты.

3. Что такое конфликт в организации? Каковы его основные структурные элементы?

 4. Назовите основные классы конфликтов в организации.

5. Дайте обобщенное определение внутриличностного конфликта. Назовите его основные характеристики.

6. Назовите основные виды внутриличностных конфликтов. Приведите примеры.

7. Что такое ролевой конфликт? Сравните межролевой и внутриролевой конфликты.

8. К какому виду внутриличностного конфликта относится конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека?

9. Дайте определение невротическому конфликту. Сравните его с другими видами конфликтов.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 342.