Список рекомендованной литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная:

1. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин,     А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров – М.: ИНФРА-М, 2004. – 240 с. - (Высшее образование).

2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: Учеб. Попсобие для вузов – 2-е изд., доп., прераб. / С.М. Емельянов. – СПб. : Питер, 2001. – 400 с.

3. Конфликтология. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Сост. Е.В. Буртовая. – Библиотека учебной и научной литературы, 2002. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/unknown_konflictions.

Дополнительная:

    1. Грик Н. А. Конфликтология в социальной работе: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Грик Н. А. Томск: ТУСУР, 2006. 64 с.

2. Конфликтология: хрестоматия [Текст] : учебное пособие / сост.                  Н. И. Леонов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МПСИ; Воронеж : НПО «Модэк», 2005. – 368 с.

3. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов: Учебное пособие / Т.С. Сулимова. – М. : Ин-т практической психологии, 1996. – 171 с.

 

       2.2 Типология  конфликтов

    2.2.1. Общая типология конфликтов

Конфликты отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия, исходу и последствиям.

Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Такая классификация нужна как своего рода модель изучения предмета в ее целостности, методический инструмент различения всего спектра конфликтных проявлений [6].

Подходы к классификации могут быть самыми разными.

По степени остроты противоречий конфликты подразделяются на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие, вражда.

Конфликты имеют место во всех областях общественной жизни, поэтому конфликты различают по проблемно-деятельному признаку: идеологические, религиозные, военные, экономические, политические, управленческие, юридические, педагогические, производственные, семейные, социально-бытовые, творческие и иные типы конфликтов. Они являются предметом рассмотрения, в первую очередь, соответствующих отраслей науки.

Одной из общепринятых классификаций конфликтов в конфликтологии является разделение их на четыре основных типа на основании сторон, вступающих в конфликт: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт [20].

Внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Межличностный (социально-психологический) конфликт наиболее распространенный. Проявляется в общении между людьми в различных сферах: семейной, производственной, в ситуации дружеского общения и т.п.

Конфликт между личностью и группой. Возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт и в том случае, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.

Межгрупповой ( социальный) конфликт . Общество состоит из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самом высокоорганизованном обществе между такими группами могут возникать конфликты.

Межгрупповые конфликты являются структурной основой различных по своему содержанию конфликтов, в частности, политических, межэтнических, экономических и т. д.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные» [3].

К «горизонтальным» относятся такие конфликты, в которых задействованы лица,  не находящиеся в подчинении друг у друга.

К «вертикальным» конфликтам относятся такие из них, которые затрагивают лица, находящиеся в подчинении один у другого. Эти конфликты изначально протекают в неравных для соперников условиях, так как руководители обладают большими ресурсами и возможностями, чем подчиненные.

В «смешанных» конфликтах представлены и «горизонтальные», и «вертикальные» составляющие.

По функции конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные, неконструктивные) [20]. Каждый конфликт может одновременно выполнять и конструктивные и деструктивные функции. При этом, если преобладают конструктивные (положительные) функции и последствия конфликта также, в целом, положительные, конфликт можно обозначить как конструктивный, в противоположном случае конфликт обозначают как деструктивный.

Конструктивным конфликт бывает, когда противоборствующие стороны не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Причинами конструктивных конфликтов на производстве, в организации, фирме, как правило, являются неблагоприятные условия работы, упущения в технологии, сверхурочные работы, несоответствие прав и обязанностей и т.п.

Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой или когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его. Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относятся неправильные действия руководителя и подчинённых, а также психологическая несовместимость отдельных людей.

Рассмотренные выше основания для классификации конфликтов являются наиболее четкими и основательными.

Тем не менее, существуют и другие основания для классификации, знания которых могут пригодиться социальным работникам в практике общения с клиентами.

Например, достаточно распространенным в социально-психологических исследованиях является классификация конфликтов на деловые и эмоциональные. В последнем случае эмоции преобладают и превращаются в предмет конфликта [7].

Классификацию с несколько неопределенным основанием, но интересную с точки зрения понимания психологии человека в конфликте, дает М. Дойч В качестве основания для классификации он называет «отношение между объективным состоянием дел и состоянием дел, как оно воспринимается конфликтующими сторонами» [21].

М. Дойч выделяет следующие шесть типов конфликта:

- 1) Подлинный (истинный) конфликт» – конфликт, который существует объективно и воспринимается адекватно. (Например, если жена хочет использовать свободную комнату в доме для занятия живописью, а муж в качестве кабинета, они вступают в истинный конфликт). Истинные конфликты зарождаются «здесь и сейчас» и искусственно не преувеличиваются.

2) Случайный (условный) конфликт. Существование этого типа конфликта зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами. (Подлинный конфликт предыдущего примера превращается в случайный, если допустить, что жена и муж не замечают, что имеется еще мансарда, гараж или какое-то другое помещение, которое легко может быть преобразовано в кабинет или студию).

3) Смещенный конфликт. В этом случае имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается некоторый другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного. (Предыдущий пример модифицируется в пример смещенного конфликта, если энергичный спор по поводу свободной комнаты происходит в условиях, когда муж и жена фактически мало или совсем не заинтересованы в студии или кабинете, а возникшее столкновение служит проявлением какого-то другого, более серьезного, возможно даже неосознаваемого конфликта). Другими словами, истинная причина смещенного конфликта завуалирована, и он маскируется иными обстоятельствами.

4) Неверно приписанный конфликт – конфликт между ошибочно понятыми сторонами и как результат – по поводу ошибочно истолкованных проблем (когда, например, порицают ребенка за что-то, что он был вынужден сделать, исполняя предписание родителей).

5) Латентный конфликт – конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами или не может произойти по некоторым причинам, при отсутствии которых он бы произошел. (Например, конфликт между сотрудниками сдерживается присутствием начальника).

6) Ложный конфликт. Это случай, когда отсутствуют объективные основания для конфликта, и последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 266.