Основные периоды и этапы в развитии конфликта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Как любое социальное явление, конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается.

    Ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий, называется динамикой конфликта.

    В динамике конфликта можно выделить следующие периоды:

1) предконфликт (латентный период);

2) собственно конфликт (открытый период;

3) послеконфликтная ситуация (латентный период).

В свою очередь каждый период включает несколько этапов (рис. 2.1.)

Предконфликт включает следующие этапы:

    - возникновение объективной проблемной ситуации;

    - осознание данной ситуации субъектами взаимодействия;

    - попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

    - возникновение предконфликтной ситуации.

 

Рис. 2.1. Основные периоды и этапы динамики конфликта

 

    Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порожадается объективной проблемной ситуацией. Сущностью такой ситуации является возникновение противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознанно и нет конфликтных действий, то ситуациию называют проблемной.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, противоречивой, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями.

    Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда один из участников взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют свои позиции.

    Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам.

    Собственно конфликт включает:

    - инцидент;

    - эскалацию конфликта;

    - сбалансированное противодействие;

    - завершение конфликта.

    Инцидент представляет собой первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше, как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Это способствует обострению борьбы и переходу конфликтного взаимодействия на следующий этап.

    Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Признаками эскалации являются: сужение когнитивной сферы, возникновение образа врага, рост эмоционального напряжения, переход к личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация, потеря первоначального объекта разногласия, расширение границ конфликта, в некоторых случаях – применение насилия.

    Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать. Однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются.

    Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта – разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

    Послеконфликтный период включает два этапа:

    - частичную нормализацию отношений недавних оппонентов;

    - полную нормализацию их отношений.

    Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте.

    Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

        

Дата: 2019-04-23, просмотров: 260.