Типология конфликтов в организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация как социальный институт имеет ряд основных признаков:

- объединение в своем составе не менее двух человек;

- наличие для всех членов организации общей цели, ради которой она создана;

- совместный труд в интересах общей цели;

- наличие четкой структуры с выделением органов управления и распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации.

Исходя из этого, можно дать следующее определение организации: организация – это социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели.

Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой.

Основу внутренней среды организации составляют ее функциональная структура, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации.

Внешняя среда организации включает в себя факторы и социальные условия окружающей среды.

Факторы внутренней и внешней среды организации могут становиться причиной конфликтов.

Конфликты в организации – это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации.

При анализе таких конфликтов важно учитывать не только внутреннюю среду организации, интересы и ценности субъектов социального взаимодействия, но и ее внешнюю среду.

Многообразие конфликтов в организации представлено в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Типы конфликтов в организации

№ п/п Основа классификации Типы конфликтов Причины

1

Субъекты конфликта

Межличностные конфликты: а) по вертикали (руководитель— подчиненный); б) по горизонтали (между субъектами одного иерархического уровня управления) Весь комплекс межличностных причин
Межгрупповые конфликты: а) между структурными подразделениями; б) между группами сотрудников одного подразделения, в том числе и между микрогруппами, в) между руководством организации и персоналом, г) между администрацией и профсоюзами Распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях; неудовлетворительные условия труда; нарушения трудового законодательства; нарушение договорных обязательств.
    Конфликты типа «личность—группа»: См. табл. 2.2

Продолжение табл. 2.1

    а) между руководителем и коллективом организации или структурного подразделения; б) между рядовым сотрудником и коллективом организации или структурного подразделения См. табл. 2.2

2

Источники конфликта

Структурные конфликты (конфликты между структурными подразделениями) Противоречия в задачах, решаемых сторонами конфликта
Инновационные конфликты (конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями) Изменение организационной структуры; ошибки в распределении функций; нарушения привычных норм, правил взаимоотношений; несоответствие квалификации  работников инновационным изменениям
Позиционные конфликты (конфликты, возникающие на Различие в задачах и целях;

 

Продолжение таблицы 2.1.

 

 

основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации) групповой эгоизм; неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации.
Ресурсные конфликты (конфликты, возникающие в процессе распределения и использования ресурсов) Ограниченные ресурсы; нарушение принципа справедливости или целесо­образности в распределении ресурсов.
Динамические конфликты (конфликты, обусловленные социально-психологической динамикой организации) Социально-психологические причины, отражающие становление и этапы развития коллективов внутри организации.

3

Тип функциональной системы

Организационно –технологические конфликты Рассогласование формальных организационных начал; несбалансированность рабочих мест; нарушения технологических процессов.
Конфликты в социально-экономической системе организации Неудовлетворительная заработная плата; задержка и невыплата заработной платы за произведенный труд; увеличение норм выработки или снижение тарифов в оплате; несовершенная система стимулирования;

 

Продолжение табл. 2.1

 

 

просчеты со стороны руководства организации в финансово-экономической деятельности; дисбаланс в распределении ресурсов и финансов между подразделениями.
Конфликты в административно –управленческой системе Экономические и организационно-техноло­гические причины (названные выше); невыполнение руководством своих обещаний; нарушение договорных обязательств; неполная информация о реальном состоянии дел в организации.
Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации Противоречия в системе формальных и неформальных отношений; столкновение формальных и неформальных интересов; несовпадение формальных и неформальных методов решения задач
Конфликты, связанные с функционированием социально - психологической системы отношений Нарушение сложившейся системы формальных и неформальных отношений в группе,

Продолжение таблицы 2.1.

    борьба за лидерство, столкновение групповых интересов, целей, ценностей

 

Таблица 2.2.

Причины вертикальных конфликтов

Вариант конфликта Возможные причины
Руководитель – коллектив Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность); стиль управления; низкая компетентность руководителя; сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров.
Рядовой член коллектива – коллектив Конфликтная личность; нарушение групповых норм; неадекватность внутренней установки статусу.
Лидер – группа (микрогруппа) Низкая профессиональная подготовка; применение компромата против лидера; превышение полномочий лидерства; изменение группового сознания.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 293.