Компоненты социального конфликта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

При анализе конфликта порой непросто выявить его подлинный объект. В силу различных обстоятельств и мотивов люди порой склонны камуфлировать истинный объект конфликта.

Под предметом конфликта понимается проблема, существующая объективно либо являющаяся плодом воображения конфликтующих сторон, т.е. то самое противоречие, из-за которого разгорается конфликт.

Например, двое сотрудников определённого подразделения считают, что именно они должны стать руководителями этого подразделения. Налицо все признаки возникновения конфликта между этими двумя сотрудниками, которые могут классифицироваться как субъекты конфликта. Соответственно предметом конфликта здесь является появление вакантной должности, а объектом – престижный социальный статус, определяемый этой должностью. В ходе складывающейся ситуации уже чётко вырисовывается противостояние двух сторон, поскольку такой объект как вакантная должность на двоих разделить нельзя.

Существует множество причин вступления людей в конфликт. Наиболее распространёнными среди них являются:

- делёж общего объекта притязаний;

- уже состоявшееся психологическое ущемление (в ряде случаев ущемлённым оказывается не столько достоинство, сколько амбиции одного из конфликтующих);

- несовпадение ролевых притязаний человека с ролевыми ожиданиями другого человека или группы людей (что часто является причиной семейных конфликтов);

- относительная психологическая несовместимость людей, вынужденных в силу обстоятельств ежедневно контактировать друг с другом.

Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств.

Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается.

Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы». Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию. По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке:

1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени,

2) коллективы,

3) социальные слои,

4) государство.

Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками, которые могут быть как возвышенными, так и низменными, неприглядными [18].

Кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается.

Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон,   ­ большие социальные группы, к которым они принадлежат, (например, национальные или классовые), а также общество в целом.

Микросредаконфликтаэто совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды – это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Впрочем, опосредствовано макросреда влияет и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта:

I) физическую,

2) общественно-психологическую

3) социальную.

Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, нои являться его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-психологического климата на предприятии или социальных ус­ловий жизни людей.

Физическая среда конфликта – это совокупность физических, географических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство.

На микроуровне физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий взаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень освещенности и шума на рабочем месте. Всякий, кто работал в плохо освещенной лаборатории, в шумном цехе, в запыленном и загрязненном помещении, мог неоднократно убедиться в негативном влиянии этих факторов на развитие межличностных и межгрупповых конфликтов. Причем и сами эти условия могут становиться объектом конфликтов как между администрацией и сотрудниками, так и между самими сотрудниками.

На макроуровне физическая среда представлена географическими, климатическими и экологическими факторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта. Как и на микроуровне, на макроуровне физическая среда может выступать также в качестве объекта конфликта. Примером может служить деятельность Гринпис — международной организации по защите окружающей среды, которая ведет порой отчаянную борьбу за сохранение ее в чистом виде. В настоящее время становится все более актуальным учет влияния на развитие социальных конфликтов географического фактора: все государства в своей политике стараются активно использовать этот фактор в интересах военно-политической, экономической и экологической безопасности своих стран (огромное значение в возникновении социальных конфликтов имеет геополитика).

Общественно - психологическая среда конфликтаэто совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда также, как и физическая, проявляется на микро- и макроуровнях общественной системы [18].

Общественно-психологическая среда на микроуровне, например, в рамках организации, это психологический климат данного коллектива, его общий настрой, который может быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим или пессимистическим, доброжелательным или враждебным.

Общественно-психологическая среда на макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, определяется господствующими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всего народа. В отдельные периоды в обществе могут преобладать чувства страха, неуверенности и беспокойства, которые испытывают целые слои населения. В другие времена, напротив, общественная психология народа может быть мажорной, характеризоваться спокойствием, бодростью и эмоциональным подъемом. Первый тип общественно-психологической среды способствует развитию конфликтного поведения, второй, напротив, — более быстрому и легкому разрешению конфликтов.

Большое значение в формировании общественно-психологической среды на разных уровнях социальной системы принадлежит средствам массовой информации, Своей информационной политикой и технологиями они могут способствовать как затуханию конфликтов в обществе, так и раздуванию их.

Социальная среда конфликтаэто совокупность общественных условий, при которых возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономические условия жизни и социально-политическое устройство общества. Но в социальную среду конфликта входит также вся социокультурная реальность, окружающая человека.

Как и всякая другая, социальная среда конфликта оказывает важное влияние на его динамику и способы разрешения. В обществе, находящемся в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, все виды конфликта будут испытывать мощное влияние этого фактора. Улучшение положения дел в социальной сфере жизни людей, напротив, способствует резкому снижению уровня конфликтности как на уровне всего общества, так и внутри организаций, т также на межличностном и внутриличностном уровнях.

Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации.

Образы, восприятия людей в процессе конфликта могут быть трех видов:

- представления о самих себе,

- восприятие других участников конфликта,

- образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Часто именно эти образы, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтующих сторон.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы – все эти и многие другие качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта прежде всего следует назвать:

- основные психологические доминанты поведения;

- черты характера и типы личностей;

- установки личности, образующие идеальный тип индивиду­альности;

- неадекватные оценки и восприятия;

- манеры поведения;

-  этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Каждый отдельно взятый конфликт имеет свои границы – внешние  пределы в пространстве и во времени.

Пространственные границы определяются территорией, на которой протекает конфликт, и могут быть представлены как минимальной территорией (рабочий кабинет), так и максимальной (территория государства).

Временные границы определяются периодом, характеризующим продолжительность конфликта от начала до конца.

Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата

 

Функции конфликта

Конфликты могут выполнять и ряд функций, среди которых: сигнальная, диагностическая, восстановительная, зондирующая, регулятивная.

Конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт с его последующим разрешением и является одним из путей выхода из противоречия. При таком подходе возникает проблема оценки роли конфликта.

В представлениях многих людей конфликты воспринимаются как явление нежелательное и вредное Но на деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными. Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться к самому понятию «функция».

В общественных науках «функция» означает значение и роль, которую определенный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы высшего уровня.

Функции конфликта можно классифицировать по различным основаниям.

По совпадению результатов конфликта с целями различают:

- явные функции конфликта – функции, для которых характерно совпадение результатов конфликта с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта;

- скрытые (латентные) функции конфликта – последствия отличаются от ранее провозглашенных участниками конфликта намерений и могут оказаться неожиданными, не отвечающими целям участников конфликта. Они обнаруживаются лишь с течением времени.

И явные, и латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными. Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфликта как положительная или отрицательная всегда носит конкретный характер. Со стороны одного субъекта конфликта он может рассматриваться как положительный, со стороны другого – как отрицательный. Иными словами, существует субъектная относительность в оценке характера функций конфликта.

Можно, пожалуй, сказать, что социальный конфликт имеет функциональный характер в том случае, если он способствует развитию более широкой социальной системы, но не все, что идет на пользу развитию широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементе.

Впрочем, несмотря на всю относительность оценок функций конфликта, по смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:

- конструктивные (положительные) функции конфликта;

- деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

Общие конструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и имеют следующее значение:

- информационное значение: состоит в обнаружении и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе, свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению;

- способствуют разрешению противоречий, устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту;

- интегративное значение – перед внешней угрозой группа использует все свои ресурсы для объединения; кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей, приводит к взаимопониманию и ощущению причастности к решению общей задачи;

- способствуют снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации;

- разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, предотвращению более серьезных конфликтов, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился;

- выяснение соотношения сил социальных групп или общностей и предотвращение более разрушительных конфликтов;

- конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения задач, стоящих перед субъектами; в процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа проблемных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии;

 - конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы.

Конструктивные функции конфликта на личностном уровне касаются влияния конфликта непосредственного на личность и способствуют:

- самопознанию и адекватной самооценке личности;

 - развитию личности: конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера, например, таких, как чувство неполноценности, покорности и способствовать формированию позитивных качеств – справедливости, чувства собственного достоинства и т.п.;

- лучшему пониманию людей, принимающих участие в конфликте (ведь именно в тяжелых, критических ситуациях и проявляются подлинный характер, ценности и мотивы поведения личности);

- снятию психической напряженности в группе, при положительном разрешении конфликта;

- адаптации и социализации человека, развитию его как личности, набору опыта за небольшой отрезок времени;

- самореализации и самоутверждению.

Общие деструктивные функции конфликта проявляются на разных уровнях социальной системы и могут приводить к следующим последствиям:

 - к большим человеческим жертвам и материальным потерям (военные конфликты);

- к состоянию дестабилизации и дезорганизации стороны противоборства;

- к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества;

- к дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы;

- к нарастанию в обществе настроений пессимизма и упадку нравов;

- к новым, более деструктивным конфликтам;

- к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности (в организации).

Деструктивные функции конфликта на личностном уровне могут приводить к следующим последствиям:

- к стрессу, могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как ощущение подавленности, пессимизма и тревоги;

- к неуверенности в себе, потере прежней мотивации и разрушению ценностных ориентаций и образцов поведения; в худшем случае может привести к более серьезным последствиям – девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и, в крайнем случае, вызвать суицид (самоубийство);

- к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях;

- к «включению» форм поведения, носящих защитный характер и  негативно влияющих на общение (обособленность в группе, критиканство, жесткий формализм, поиск виноватых, самобичевание и т. п.).

 

Выводы по теме

Существует множество определений понятия «конфликт». Общим в этих определениях является то, что конфликт рассматривается как столкновение интересов, взглядов, стремлений различных людей (групп, общностей), в основе которого лежит обострение противоречий между ними, возникшее в процессе совместной деятельности и общения.

Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика.

Основными структурными элементами конфликтного взаимодействия являются: объект и предмет конфликта, его участники, социальная среда, условия конфликта, субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы, границы конфликта.

Объект конфликта – это ценность, которая способна удовлетворить потребность и из-за овладения которой возникает конфликт.

Предмет конфликта – это проблема, существующая объективно либо являющаяся плодом воображения конфликтующих сторон, противоречие, из-за которого разгорается конфликт.

Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли

Социальная среда конфликта – это та почва, на которой возникает и развивается конфликт. Различают микро- и макросреду конфликта.

Микросреда конфликта – это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Опосредствовано макросреда влияет и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих компонентов выделяют три вида среды конфликта: физическую, общественно-психологическую, социальную. Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но и являться его объектом.

Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Образы, восприятия людей в процессе конфликта могут быть трех видов: представления о самих себе, восприятие других участников конфликта, образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт. Часто именно эти образы, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтующих сторон.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации. В наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Каждый отдельно взятый конфликт имеет свои границы – внешние пределы в пространстве и во времени. Пространственные границы определяются территорией, на которой протекает конфликт. Временные границы определяются периодом, характеризующим продолжительность конфликта от начала до конца. Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.

Функции конфликта можно классифицировать по различным основаниям. По совпадению результатов конфликта с целями различают явные и скрытые (латентные) функции конфликта. По смыслу, значению и роли выделяют две группы функций: конструктивные (положительные) и деструктивные (отрицательные). И конструктивны, и деструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы, а также на личностном уровне.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое конфликт? Назовите его основные признаки.

2. Назовите необходимые и достаточные условия для возникновения конфликта.

3. Сравните понятия: «объект конфликта» и «предмет конфликта».

4. Какие понятия раскрывают структуру конфликта?

5. Дайте характеристику основным и неосновным участникам конфликта.

6. Что такое «среда конфликта»? Какие бывают виды среды конфликта? В чем состоит различие микросреды конфликта от его макросреды?

7. Назовите основные личностные элементы конфликта.

8. Что означает понятие «границы конфликта»? Для чего необходимо определение границ конфликта?

9. В чем выражается противоречивость функций конфликта? Чем она обусловлена?

10. Каковы общие конструктивные функции конфликта?

11. Назовите конструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.

12. Каковы общие деструктивные функции конфликта?

13. Назовите деструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.   

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 302.