Психологические теории конфликта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Постепенно изучение конфликтов стало принимать практическую направленность: на первый план стал выдвигаться вопрос о средствах и способах улаживания конфликтов. Начались поиски эффективных конкретных методик, с помощью которых можно было бы предупреждать возникновение нежелательных конфликтов, снижать их остроту, приводить конфликтующие стороны к согласию.

Поскольку конфликты всегда связаны со столкновением интересов, и взглядов людей, постольку в их зарождении, развитии и разрешении огромную роль играет психологический фактор. Естественно, что в разработку проблем улаживания конфликтов активно включились психологи. С 1960-х гг. резко возрастает число психологических работ по этой тематике. Наряду с социологией конфликта появляется новое научное направление — психология конфликта.

Если социология конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений, то психология конфликта концентрируется на анализе межличностных и внутриличностных противоречий и на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов.

Психология конфликта развивается на базе психологии личности, социальной психологии, психологии общения. С 1960-х гг. по настоящее время в этой области получено немало ценных результатов.

Исследуя причины разнообразных психических расстройств, ав­стрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939) пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых. Он утверждал, что конфликт, вызываемый неосознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами, составляет внутреннюю сторону жизни индивидуума. На эту имманентно присущую человеку конфликтность накладывается его опыт детства, отношений с родителями. В соответствии с психодинамической теорией, конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте.

Наряду с разработкой теоретических проблем конфликта как психического явления 3. Фрейд внес большой вклад в разработку конкретных методик по его разрешению [33]. Фактически он стоял у истоков создания психоаналитического направления в конфликтологии, которое находит своих сторонников и противников и в наши дни.

Альфред Адлер (1870 - 1937), в отличие от 3игмундта Фрейда, предпочтение в человеческом поведении отдает социальным факторам, единству, а не расчлененности личности, рассматривая человека как социальное существо, как продукт общественного развития. Он одним из первых поднял проблему компенсаторных механизмов как величайшего смысла жизни и творческой силы человека при преодолении конфликтов. В отличие от Фрейда, «индивидуальная психология» А. Адлера предполагает необходимую гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, «Проблемность» во взаимодействии индивида с обществом Адлер связывает с «невротическим стилем жизни», который (в этом он солидарен с основными положениями классического психоанализа                             3. Фрейда) – является следствием проблем, пережитых в детстве, и характеризуется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалистичность. Этот «невротический», или «ошибочный», стиль жизни сопровождается постоянным ощущением угрозы самооценке, неуверенности в себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружающими [1].

Один из последователей Фрейда Карл Юнг (1875 - 1961) предложил классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов. Интроверты – это люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний. 

Современная психология разработала и другие типологии, учи­тывающие поведение людей в конфликтных ситуациях [39].

Так, американский психолог Эрик Берн (1910 – 1970) разработал концепцию трансактного анализа. Согласно его теории, человек может периодически находиться в одном из трех состояний: «ребенок», «родитель» и «взрослый». В психике человека может доминировать одно из этих состояний. Люди, чьим преобладающим состоянием является состояние «ребенка», склонны к эмоциональному, спонтанному поведению; вторые (доминирование «родителя») любят поучать, отличаются стереотипным мышлением; третьи (доминирование «взрослого») – чрезмерно прагматичны, рассудочны. Конфликтные ситуации как раз и возникают, когда во взаимодействие вступают люди в однотипном состоянии, например два «ребенка» или два «взрослых» [5].

В 90-е годы американский психолог Кеннет Томас предложил ориги­нальную тестовую методику определения склонности людей к одному из способов поведения в конфликтной ситуации. Эти способы поведения он обозначил следующим образом: избегание или уход от конфликта, соперничество или силовой метод, приспособление или метод односторонних уступок, компромисс или взаимные уступки, сотрудничество или достижение взаимовыгодного решения [28].

Результаты психологического исследования поведения людей в конфликтах постепенно все больше стали применяться в практике разрешения реальных конфликтов и в обучении искусству справляться с конфликтами. Так, Горовиц и Бордман создали специальную программу психологического тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации. Ч. Освуд предложил методику ПОИР (аббревиатура от ее полного названия: «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности»), предназначенную для снижения конфликтности в международных отношениях.

Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта (Дж. Скотт, Шарон и Гордон Боуэр, X. Корнелиус и Ш. Фэйр, Д. Дэна, Г. Келман, Т. Крум и др.). Всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров», разработанный Р. Фишером и У. Юри. С 1970-х гг. стала интенсивно разрабатываться методика переговоров с участием посредников — медиаторов (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин, Ф. Форсайт и др.). Создание эффективных методов медиации — проведения переговоров с помощью медиаторов — привело в 1970-1980-х гг. к тому, что появились специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного переговорного процесса.

 

Выводы по теме

Конфликтология – междисциплинарная отрасль научного исследования конфликтов различного уровня: внутриличностных, социальных, межличностных, межгрупповых, межгосударственных.

Представление о конфликтах и их разрешении возникло с античных времен, но в качестве самостоятельной дисциплины конфликтология сложилась лишь к середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и психологии.

Многие положения основных концепций, разработанных социологами и психологами в период XIX – XX столетий, актуальны и в наши дни. Свое дальнейшее развитие они получили в современных концепциях конфликта как социально-психологического феномена. К ним следует отнести:

- конфликт – нормальное, многообразное социально-психологическое явление в жизни человека, социума;

- наряду с деструктивными функциями конфликт выполняет целый ряд конструктивных функций;

- конструктивное разрешение конфликта способствует развитию личности, социума.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что на сегодняшний день общепризнанная теория конфликта не сложилась. Налицо существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликта, огромное разнообразие концепций, различные подходы к пониманию динамики развития конфликта, методов, способов и приемов эффективного управления (предупреждения, разрешения) конфликта.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов, социологов, социальных работников, конфликтологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов.

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимается проблема соотношения про­тиворечия, борьбы, конфликта и гармонии мира в древней философии? Какое отражение это понимание нашло во взглядах мыслителей Древнего мира (Лао-цзы, Гераклита и др.)?

2. В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневе­ковой философии?

3. Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.)

4. Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии?

5. Покажите достоинства и недостатки исследования конфликта в классической философии.

6. Какой вклад в развитие конфликтологических знаний внесли социологи XIX – первой половины XX столетий?

7. Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объясните различия в понимании этой проблемы Р. Дарендорфом и              К. Марксом.

8. Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе.

9. Сравните социологический и психологический подходы к анализу конфликта.

10. В чем заключается вклад 3. Фрейда, К. Юнга, Э.Берна в исследование психологических аспектов конфликта?

11. Какие типологии конфликтного поведения людей предложены              К. Томасом?

12. Какова роль психологических исследований в практике управления конфликтами?

Дата: 2019-04-23, просмотров: 1643.