Контроль качества медицинской помощи. Формы. Основные задачи внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контроль качества — система мер оперативного характера, позволяющих оценивать выполнение основных компонентов качества медицинской помощи. Контроль (определение уровня) качества медицинской помощи строится на сопоставлении достигнутых результатов с существующими стандартами (протоколами) ведения больных.

Одним из механизмов контроля качества медицинской помощи, определения соответствия ее принятым стандартам является экспертиза.

Система контроля качества медицинской помощи состоит из трех элементов:

 участников контроля;

 средств контроля;

 механизмов контроля.

Действующие нормативные правовые документы в зависимости от участников контроля предусматривают два вида контроля: ведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи.

Ведомственный контроль осуществляют медицинские учреждения и органы управления здравоохранением.

вневедомственный — страховые медицинские организации, территориальные фонды ОМС, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, общественные объединения потребителей и др.

Контроль качества медицинской помощи осуществляется по следующим направлениям:

 контроль со стороны производителей медицинских услуг;

 контроль со стороны потребителей медицинских услуг;

 контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей ме-дицинских услуг.

Методы и средства контроля качества медицинской помощи:

- медицинские стандарты
- показатели деятельности организации здравоохранения (модели конечных результатов)
- экспертная оценка качества и др.

Механизм контроля качества медицинской помощи:

 лицензирование медицинской, фармацевтической и иных видов деятельности, осуществ-ляемых в сфере охраны здоровья населения;

 аккредитацию медицинских учреждений;

 аттестацию медицинских работников;

 сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники;

 лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных медицинских учрежде-ний и др.

 

Организация и порядок проведения ведомственного и вневедомственного контроля каче-ства медицинской помощи регламентируются приказами МЗиСР РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Управление качеством медицинской помощи подразумевает непрерывное повышение его уровня. Для этого руководители органов и учреждений здравоохранения должны постоянно разрабатывать и проводить комплекс мероприятий, направленный на повышение эффективно-сти и результативности своей деятельности, совершенствование показателей работы организа-ций здравоохранения в целом, отдельных подразделений и сотрудников. При этом в процессе повышения качества медицинской помощи четко просматриваются две взаимосвязанные и взаимообуславливающие составляющие: первая – это постоянное повышение самого уровня стандартов (протоколов) ведения больных, вторая – непрерывный процесс достижения этих стандартов.



Стратегия непрерывного улучшения качества медицинской помощи

Принципы и положения, используемые для непрерывного улучшения качества:

• системный подход;

• сосредоточение на нуждах потребителя;

• использование научной методологии;

• понимание концепции вариабельности;

• работа в команде;

• учет в работе психологических факторов;

• роль руководства в улучшении качества.

 

Внутренний контроль

Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи, с учетом современного уровня развития медицинской науки и медицинских технологий.

Объектом внутреннего контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Задачи внутреннего контроля:

§ предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности;

§ принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках ведомственного, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

§ обеспечение качества медицинской помощи, в том числе проведение контроля качества медицинской помощи, оказанной конкретным пациентам;

§ выявление дефектов лечебно-диагностического процесса, факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, установление причин их возникновения, выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов учреждений при оказании медицинской помощи;

§ определение критериев эффективности деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг, подразделений учреждения;

§ соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в разрезе подразделений и учреждения в целом, оценка оптимальности использования кадровых и материально-технических ресурсов при оказании медицинской помощи;

§ осуществление мониторинга безопасности медицинских изделий в целях выявления и предотвращения побочных действий, нежелательных реакций при его применении, особенностей взаимодействия медицинских изделий между собой, фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий;

§ регистрация результатов проведенного внутреннего контроля, выбор оптимальных управленческих решений и проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения дефектов в учреждении при оказании медицинской помощи;

§ изучение удовлетворенности граждан оказанной медицинской помощью.

Внутренний контроль осуществляется работниками, назначенными приказами руководителя учреждения, ответственными за проведение внутреннего контроля (далее - ответственные за проведение контроля).

Внутренний контроль осуществляется на трех уровнях:

§ первый уровень контроля - руководителем структурного подразделения учреждения;

§ второй уровень контроля - заместителем руководителя учреждения;

§ третий уровень контроля - врачебной комиссией учреждения (далее - Комиссия).

Руководитель структурного подразделения в течение месяца осуществляет внутренний контроль путем оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи. Результаты контроля качества на первом уровне фиксируются в карте внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - карта).

Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи анализируются и докладываются с предложениями в виде служебных записок ежемесячно заместителю руководителя учреждения для принятия управленческого решения.

Заместитель руководителя учреждения осуществляет внутренний контроль на втором уровне контроля в соответствии с приказом руководителя и должностной инструкцией, в разрезе структурных подразделений и учреждения в целом путем проведения контроля качества случаев оказания медицинской помощи первого уровня, оценки конкретных случаев оказания медицинской помощи (осмотр пациента, оценка тактики его ведения и др.) с заполнением карты.

Заместитель руководителя учреждения проводит контроль в течение квартала с оформлением результатов в журнале внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - журнал) в соответствии с инструкцией. Журналы хранятся в учреждении не менее 3 лет.

Врачебная комиссия осуществляет внутренний контроль на третьем уровне. При осуществлении внутреннего контроля комиссия оценивает соблюдение структурным подразделением и учреждением в целом порядков оказания медицинской помощи, а именно:

1) соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний.

2) соответствие организации деятельности структурного подразделения, врача требованиям;

3) соблюдение требований стандартов оснащения структурных подразделений;

4) соответствие штатного расписания рекомендуемым штатным нормативам;

 

соблюдение стандартов медицинской помощи, а именно:

§ соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту менее 1,0, полнота выполнения услуг с усредненной частотой 1,0;

§ обоснованность и полнота назначения лекарственных препаратов, компонентов крови;

§ обоснованность и полнота назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий;

§ обоснованность и полнота назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

§ иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния);

5) соблюдение безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению)

Внутренний контроль проводится по медицинской документации (медицинской карте амбулаторного больного, иной медицинской документации, содержащей информацию о медицинской помощи, оказанной в конкретном проверяемом случае).

В обязательном порядке внутреннему контролю подлежат следующие случаи:

§ случаи летальных исходов;

§ случаи первичного выявления запущенных онкологических заболеваний;

§ случаи внутрибольничного инфицирования и нежелательных реакций на применение лекарственных препаратов;

§ случаи заболеваний со значительно (более 30% от средних) удлиненными или укороченными сроками лечения;

§ случаи расхождений заключительных клинических диагнозов и патологоанатомических диагнозов;

§ случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их законных представителей на качество оказания медицинской помощи;

§ случаи выявления дефектов оказания медицинской помощи контролирующими органами и организациями;

§ иные случаи, указанные в нормативно-правовых документах, регламентирующих порядок осуществления внутреннего контроля.

 

18. Научные основы прогнозирования. Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики. Основные объекты прогнозирования. Понятие гипотеза, прогноз, сценарий прогнозирования, перспектива прогнозирования

Дата: 2019-04-23, просмотров: 282.