Качество медицинской помощи. Определение, характеристики, основные компоненты. Управление качеством медицинской помощи, основные аспекты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Качество медицинской помощи — это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи потребностям пациента, его ожиданиям, а также установленным стандартам медицинских технологий при ее оказании.

характеристики качества медицинской помощи:

доступность;

межличностные взаимоотношения;

непрерывность;

безопасность;

соответствие ожиданиям пациентов.

 

Доступность медицинской помощи означает, что она не должна зависеть от географиче-ских, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров. Гео-графическая доступность измеряется наличием транспорта, расстоянием до медицинского уч-реждения. Экономическая доступность определяется возможностью получения необходимой помощи гарантированного объема и качества независимо от материального положения больного. Социальная доступность относится к восприятию медицинской помощи в свете ценностного отношения пациента к своему здоровью, его вероисповедания и т.д. Организационная доступность подразумевает оптимизацию в работе отдельных медицинских служб. Например, часы работы поликлиники должны предоставлять возможность обращения в удобное для пациентов время. Языковая доступность.

Межличностные взаимоотношения. Эта характеристика качества медицинской помощи относится к взаимоотношениям между работниками здравоохранения и пациентами, медицин-ским персоналом и их руководством, системой здравоохранения и населением в целом.

Непрерывность. Эта характеристика означает, что пациент получает необходимую меди-цинскую помощь без задержки и неоправданных перерывов или необоснованных повторов в процессе диагностики и лечения. (пациента наблюдает один и тот же специалист, соблюдая преемственность в работе с коллегами).

Безопасность. означает сведение к минимуму риска побочных эффектов диагностики, лечения и других нежелательных последствий оказания медицинской помощи. Например, во время ожидания приема врача пациенты могут быть инфицированы другими больными при несоблюдении необходимых противоэпидемических мер.

Соответствие ожиданиям пациентов. Действующая система здравоохранения должна, прежде всего, отвечать ожиданиям пациентов в получении качественной медицинской помощи. Немаловажную роль играет соблюдение принципов деонтологии со стороны медицинского персонала.

Качество медицинской помощи включает в себя три основных компонента, которые соответствуют по сути трем подходам к его обеспечению и оценке:

качество структур;

качество технологии;

качество результата.

 

Качество структур определяется по отношению к системе здравоохранения в целом, ме-дицинскому учреждению, отдельному его структурному подразделению, конкретному меди-цинскому работнику. Этот компонент качества обеспечивается такими параметрами, как со-стоянием зданий и сооружений, профессиональной компетенцией медицинских работников, техническим состоянием медицинского оборудования, соответствием лекарственных препаратов и лечебного питания установленным стандартам и др. Для врачей — это знания, навыки в лечении больного. Например, профессионально подготовленный регистратор в поликлинике должен дать необходимую информацию в ответ на любое обращение пациента.

Качество технологии характеризует, насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному, соответствовал установленным стандартам медицинских технологий. Если на оказание медицинской помощи больному было затрачено ресурсов больше, чем предусмотрено действующими медико-экономическими стандартами, — такая помощь не будет признана качественной, даже в случае достижения ожидаемых результатов лечения.

Качество результата характеризует итог оказания медицинской помощи, т.е. позволяет судить, насколько фактически достигнутые результаты соответствуют ожидаемым (плановым). Обычно качество результата оценивают на трех уровнях: по отношению к конкретному пациен-ту, ко всем больным медицинского учреждения, к населению в целом. Например, для одного больного планируемым результатом лечения может являться его полное выздоровление с нормализацией всех данных клинико-биохимических, функциональных и других видов исследований. Для другого больного с облитерирующим атеросклерозом сосудов нижних конечностей, осложненным влажной гангреной, планируемым результатом лечения может явиться ампутация нижней конечности.

В настоящее время стационары перешли к новой, более дифференцированной системе оценки исходов лечения, в которой выделяют: "выздоровление", "улучшение", "без перемен", "ухудшение", "перевод", "смерть".

 По завершении амбулаторно-поликлинического лечения больного возможными исходами являются: "выздоровление", "ремиссия", "госпитализация", "перевод в другое медицинское учреждение", "инвалидизация", "смерть".

В практике лечебно-профилактических учреждений для оценки качества результата по отношению ко всем больным обычно используют различные качественные показатели: летальность, частота послеоперационных осложнений, расхождение клинических и патологоанатомических диагно-зов, запущенность по онкологии, соотношение вылеченных и удаленных зубов и др. Качество результата по отношению к населению в целом характеризуют показатели общественного здоровья.

 

Врачебная ошибка – это такое действие или бездействие врача, которое способствовало или могло способствовать увеличению или неснижению риска прогрессирования заболевания, возникновению нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов медицины и неудовлетворенности пациента.

Управление качеством медицинской помощи — это организация и контроль деятельно-сти системы здравоохранения для обеспечения имеющихся и предполагаемых потребностей населения в медицинской помощи; обеспечивает создание условий для обеспечения единых требований к осуществлению медицинской деятельности, а также для непрерывного повышения качества и безопасности этой деятельности.

Эта система основывается на следующих принципах:

 использование достижений доказательной медицины;

 проведение экспертизы качества медицинской помощи на основе медицинских стандар-тов (протоколов);

 единство подходов в проведении ведомственной и вневедомственной экспертизы каче-ства медицинской помощи;

 использование административных, экономических и правовых методов управления ка-чеством медицинской помощи;

 анализ экономической эффективности затрат по достижению оптимального уровня каче-ства медицинской помощи;

 изучение общественного мнения по вопросам качества медицинской помощи.

 

Управление качеством медицинской помощи состоит из четырех основных аспектов: дизайн качества, обеспечение качества, контроль качества, непрерывное повышение качества.

Дизайн качества — это деятельность по разработке системы обеспечения населения ка-чественной медицинской помощью. Дизайн качества включает: определение целевой группы потребителей медицинских услуг; изучение запросов потребителей; определение результата, отвечающего запросам потребителей; разработку механизма, необходимого для достижения ожидаемого результата.

Обеспечение качества — это виды деятельности планируемые и реализуемые в рамках системы управления качеством.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 253.