Оплата труда – это источник формирования денежных доходов работника. Работода-
тель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем де-
нежной выплаты в виде заработной платы. При этом, одна из вечных проблем – в какой сумме
компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала тру-
довые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производитель-
ному труду.
Две главные составляющие, которые определяют размер заработной платы работников
здравоохранения: первая – форма оплаты, вторая – общая сумма денежных средств, которыми
располагает организация здравоохранения для оплаты труда своих работников. Каждая органи-
зация здравоохранения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует фонд оплаты труда,
исходя из имеющихся в наличии и планируемых денежных поступлений с учетом налоговых
отчислений.
Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляю-
щие: фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, средства,
направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения. В последующем эти
средства подлежат распределению между подразделениями организации здравоохранения, а в
рамках подразделений – между сотрудниками с учетом квалификационных групп и достигну-
тых показателей объема и качества выполненной работы.
Фонд оплаты труда – суммарные денежные средства организации здравоохранения,
израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные
выплаты, доплаты работникам, а также компенсирующие выплаты.
На первом этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей ме-
дицинского персонала. Причем, здесь возможно два подхода: первый – в соответствии со штат-
ными нормативами, которые в настоящее время носят рекомендательный характер, второй –
исходя из объема работы организации здравоохранения и ее подразделений. На практике, как
правило, встречается сочетание того и другого подходов.
Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соот-
ветствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом особен-
ностей и объема работы. На основании штатного расписания составляются тарификационные
списки должностей работников, которые являются основными документами для определения
должностных окладов работников здравоохранения.
Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднего меди-
цинского персонала должно соответствовать Номенклатуре специалистов с высшим и средним
медицинским и фармацевтическим образованием, которая утверждается МЗ РФ.
Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работников определяются ис-
ходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и дру-
гих условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющим порядок оплаты со-
ответствующих должностей.
Основными формами оплаты труда медицинских работников являются:
- повременная;
- сдельная;
- контрактная.
При повременных формах оплата производится за определенное количество отрабо-
танного времени независимо от объема выполненной работы.
Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зави-
симости от объема выполненной работы за определенный период времени (чаще – за месяц).
Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной пла-
ты непосредственно связана с количеством затраченного труда, который измеряется объемом
выполненной работы.
Однако в здравоохранении трудно измерить объем выполненных работ, услуг в нату-
ральном исчислении. К тому же, если выполненная работа носит коллективный характер, то
приходится либо выделять долю объема работ, выполненных каждым работником, либо исчис-
лять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами
коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффи-
циентом трудового участия (КТУ).
Контрактная форма оплаты труда позволяет достаточно объективно учесть объем и ка-
чество выполненной работы. В настоящее время данная форма является наиболее прогрессив-
ной.
С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволило отказаться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения на основе единой тарифной сетки и учитывать специфику медицинского труда. Эта система оплаты труда включает следующие составляющие, которые должны учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника:
- базовый должностной оклад;
- компенсационные выплаты;
- стимулирующие выплаты.
Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) – минимальный
должностной оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего в
соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных,
стимулирующих и социальных выплат. Профессиональная квалификационная группа устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением.
Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компенсационного характера, в том
числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в особых кли-
матических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению). Объем
компенсации за работу в особо опасных и тяжелых условиях труда устанавливает работодатель
с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Стимулирующие выплаты – доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и
иные поощрительные выплаты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты ра-
боты, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные
выплаты по итогам работы).
До недавнего времени базовый должностной оклад врача составлял около 40% от разме-
ра заработной платы, а остальное приходится на стимулирующие и компенсационные выплаты.
В настоящее время в регионы направлены рекомендации о внесении изменений в структуру за-
работной платы врачей, при которой 55-60% должна составлять базовая часть, 10-15% – ком-
пенсационные выплаты и 30% стимулирующие выплаты.
Механизмом реализации этой системы оплаты труда состоит в заключении трудовых до-
говоров с каждым работником организации здравоохранения.
Управление системой здравоохранения в Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти занимающиеся вопросами управления здравоохранения. Структура Министерства здравоохранения РФ.
Вопросами управления здравоохранением занимаются органы как законодательной, так и исполнительной власти. Законодательная власть: В Совете Федерации действует Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии (по социальной политике и ЗО – лекц), в Государственной Думе — Комитет по охране здоровья. Высшие органы законодательной власти определяют основные направления государственной политики, принимают законы, утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья населения, расходы на здравоохранение в рамках консолидированного бюджета РФ.
С 2012 года МЗиСР РФ переформировано в министерство здравоохранения и министерство труда.
МЗ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в области охраны здоровья граждан следующие полномочия: (лекция)
- обращение ЛС
- обеспечение их качества и безопасности
- мед помощь и мед реабилитация
- фарм. деят-ть
- сан-эпид благополучие населения
- мед-сан обеспечение работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда
- мед-биологич оценки воздействия на организм человека особо опасн факторов физич и химич природы
- управление гос имуществом в сфере ЗО
- оказание гос услуг, включая, включая оказание высокотехнологичной мед помощи
- проведения судебно-мед и судебно-психиатрич экспертиз
- организация среднего, высшего, послевузовского и дополнительного мед и фарм образования
МЗ России возглавляет министр, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность Правительством РФ.
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ.
Управление здравоохранением осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Непосредственное руководство здравоохранением в административных территориях РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан.
Особая роль в управлении здравоохранением на местах отводится муниципальным органам управления. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое просвещение населения, обеспечение доступности населению бесплатной медико-социальной помощи в рамках Программы госгарантий, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан. Кроме того, муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют организацию первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.
В случае необходимости органам местного самоуправления дополнительно могут быть переданы отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан.
Органы управления здравоохранением субъектов РФ имеют двойное подчинение: с одной стороны — органам исполнительной власти субъектов РФ, с другой — МЗ РФ.
Важную роль в демократизации управления здравоохранением страны выполняет Общественная палата, которая призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов жизни страны, в том числе и касающихся охраны здоровья населения. В составе Общественной палаты действуют Комиссия по вопросам здравоохранения и Комиссия по формированию здорового образа жизни.
Комиссия по контролю за реформой и модернизацией ЗО и демографии. - ????
Структура мин ЗО:
РУКОВОДСТВО
(Министр ЗО, 4 заместителя, 13 помошников, 2 советника)
Главные внештатные специалисты – 67
Дата: 2019-04-23, просмотров: 276.