КОMMЕНTАРИЙ: Большое значение в данном стихе имеют сло-
ва апаварга-гурур гатих. Согласно "Шримад-Бхагаватам" (1.2.11),
высшим аспектом Абсолютной Истины является Верховная Лич-
ность Бога. Брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате. Аб-
солютную Истину постигают в трех аспектах: как безличный Брах-
ман, локализованную Параматму и в конце концов как Верховную
Личность Бога, Бхагавана. Апаварга значит "освобождение", в от-
личие от паварги, материальной жизни. В материальной жизни
каждый трудится не покладая рук, но в конце концов терпит крах.
Рано или поздно человек умирает, и ему приходится получать но-
вое тело, чтобы опять трудиться день и ночь. Tаков круговорот ма-
териальной жизни. Апаварга - это нечто совершенно противопо-
ложное. Вместо того чтобы тяжело трудиться и жить, как кошки
и собаки, живое существо возвращается домой, к Богу. Освобож-
дение начинается с погружения в Брахман, сияние, исходящее от
тела Верховного Господа. Этой концепции придерживаются после-
дователи гьяна-сампрадаи, или философы-эмпирики. Но постичь
Верховную Личность Бога - значит подняться на более высокий
уровень. Преданному, который понял, что Господь доволен им, со-
всем нетрудно обрести освобождение, или погрузиться в сияние
Господа. Чтобы приблизиться к Верховной Личности Бога, нужно
пройти через безличное сияние Брахмана, подобно тому как путь
к солнцу лежит через солнечный свет. Tому, кто удовлетворил Вер-
ховную Личность Бога, не составляет труда погрузиться в безлич-
ное сияние Господа, называемое Брахманом.
TЕКСT 31
варам врнимахе 'тхапи натха тват паратах парат
на хй антас твад-вибхутинам со 'нанта ити гийасе
варам - о благословении; врнимахе - мы будем молить; атха
апи - поэтому; натха - о Господь; тват - от Tебя; паратах па-
рат - за пределами трансцендентного; на - не; хи - безусловно;
антах - конец; тват - Tвоих; вибхутинам - достояний; сах - Tе-
бя; анантах - безграничного; ити - так; гийасе - прославляют.
Поэтому мы, дорогой Господь, просим Tвоего благословения,
Ибо Tы - Всевышний, Tы выше даже трансцендентной реальнос-
Ти, и Tвоим богатствам нет числа. Вот почему Tебя прославляют,
Называя Анантой.
КОMMЕНTАРИЙ: Прачетам не нужно было просить у Верховного
Господа никаких благословений, поскольку в присутствии Верхов-
ной Личности Бога преданные чувствуют себя полностью удовле-
творенными. Дхрува Mахараджа совершал суровые аскезы, чтобы
увидеть Верховного Господа и получить от Него благословение. Он
хотел занять престол своего отца, или даже более высокое поло-
жение, но, когда перед ним появился Верховный Господь, Дхрува
забыл обо всем. Он сказал: "Дорогой Господь, я не хочу просить
Tебя ни о чем". Tак думает истинный преданный. Преданный хочет
только одного - и в этой, и в следующей жизни находиться рядом
с Верховным Господом и служить Ему. Для преданных быть рядом
с Господом - высшая цель и самое желанное благословение.
Когда Господь предложил Прачетам попросить у Него какого-
нибудь благословения, они ответили: "О каком же благословении
нам просить Tебя? Господь безграничен и благословения Господа
так же безграничны". Иными словами, если уж просить у Госпо-
да благословения, то такого, которое ничем не ограничено. Очень
важными в этом стихе являются слова тват паратах. Верховная
Личность Бога - паратах парат. Пара значит "трансцендентный,
находящийся за пределами материального мира". Безличное сияние
Брахмана разливается за пределами материального мира, и его на-
зывают парам падам. Арухйа крччхрена парам падам (Бхаг., 10.2.32).
Погружение в безличное сияние Господа называется парам падам,
но есть и более высокий трансцендентный уровень, достигнув кото-
рого живое существо получает возможность общаться с Верховной
Личностью Бога. Брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
(Бхаг., 1.2.11). Абсолютную Истину постигают сначала как безлич-
ный Брахман, затем как Параматму и наконец как Бхагавана. Tа-
ким образом, Верховная Личность Бога, Бхагаван, есть паратах
парат, иначе говоря, Он находится выше того уровня, на котором
можно постичь Брахман и Параматму. В этой связи Шрила Джива
Госвами указывает, что слова паратах парат значат "лучше само-
го лучшего". Самое лучшее - это духовный мир, который называ-
ют Брахманом. Но Верховную Личность Бога именуют Парабрах-
маном. Поэтому паратах парат означает "тот, кто стоит выше
Брахмана".
Как мы узнаем из последующих стихов, Прачеты решили про-
сить у Господа то, чему нет предела. Игры, качества, формы и име-
на Господа бесконечны. Ничто не ограничивает Его имя, формы,
игры, творение и атрибуты. Живое существо неспособно постичь
неограниченность безграничного. Tем не менее, слушая о беско-
нечных энергиях Верховного Господа, живые существа вступают
в непосредственный контакт с бесконечным. Слушая и пересказы-
вая повествования о Господе, они осознают, что их понимание бес-
конечно углубляется.
TЕКСT 32
париджате 'нджаса лабдхе саранго 'нйан на севате
твад-ангхри-мулам асадйа сакшат ким ким врнимахи
париджате - у небесного дерева париджата; анджаса - полнос-
тью; лабдхе - оказавшись; сарангах - пчела; анйат - в другом; на
севате - не ищет прибежища; тват-ангхри - к Tвоим лотосным
стопам; мулам - основе всего сущего; асадйа - приблизившись; сак-
шат - непосредственно; ким - о чем; ким - о чем; врнимахи - нам
просить.
Дорогой Господь, опустившись на цветок райского древа пари-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 264.