Преданным, что всегда стараешься приумножить их силу

 

КОMMЕНTАРИЙ: Как было сказано в предыдущем стихе (грхита-

майа-гуна-виграхайа), Господь воплощается в трех различных фор-

мах (Вишну, Брахмы и Шивы), чтобы создавать, поддерживать

и уничтожать проявленный мир. Tрех богов, управляющих ма-

териальной вселенной (Брахму, Вишну и Шиву), называют гуна-

аватарами. У Господа, Верховной Личности Бога, множество раз-

нообразных форм, и Его первыми воплощениями в материальном

мире являются Брахма, Вишну и Mахешвара (Шива). Господь Брах-

ма и Господь Шива имеют материальные тела, тогда как тело Гос-

пода Вишну нематериально. Поэтому Господа Вишну называют

вишуддха-саттвой. Он не подвержен оскверняющему влиянию ма-

териальных гун. По этой причине Господа Вишну нельзя прирав-

нивать к Господу Брахме и Шиве. Шастры запрещают нам ставить

их на один уровень.

 

йас ту нарайанам девам

брахма-рудради-даиватаих

саматвенаива викшета

са пашанди бхавед дхрувам

 

Tот, кто считает Господа Вишну принадлежащим к числу деват,

наряду с Господом Брахмой или Господом Шивой, или думает, что

Господь Брахма и Шива равны Господу Вишну, является пашанди

(безбожником). Поэтому в данном стихе подчеркивается особое по-

ложение Господа Вишну (намо вишуддха-саттвайа). Господь Брах-

ма является таким же живым существом, как и мы, но благодаря

накопленному им запасу благочестивой деятельности он поднялся

выше остальных и получил пост Господа Брахмы. Господа Шиву,

строго говоря, нельзя назвать ни живым существом, ни Верховной

Личностью Бога. Он занимает промежуточное положение между

Вишну, Верховной Личностью Бога, и Брахмой, живым существом.

В "Брахма-самхите" (5.45) о Господе Шиве говорится следующее:

 

кширам йатха дадхи викара-вишеша-йогат

санджайате на хи татах пртхаг асти хетох

йах шамбхутам апи татха самупаити карйад

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

 

Господа Шиву сравнивают с йогуртом (дадхи). Йогурт - это не что

иное, как скисшее молоко, и все же его нельзя считать молоком.

Подобно этому, Господь Шива обладает почти таким же могущест-

вом, как Господь Вишну, и по своим качествам превосходит живых

существ, но тем не менее его нельзя приравнивать к Вишну, так

же как йогурт нельзя приравнивать к молоку, хотя он и является

продуктом его переработки.

    Кроме того, о Верховной Личности Бога в этом стихе сказано:

васудевайа кршнайа. Кришна - изначальная Верховная Личность

Бога, а все многообразные формы Вишну - это полные экспан-

сии Кришны или их части (называемые, соответственно, свамша

и кала). Свамши, непосредственные экспансии Личности Бога, так-

же называются амша. Все вишну-таттвы - это свамши, то есть

непосредственные экспансии Верховной Личности Бога, Кришны.

Кришну называют Васудевой, потому что, придя в материальный

мир, Он стал сыном Васудевы. Его также называют Деваки-нан-

даной, Яшода-нанданой, Нанда-нанданой и т.д.

    Господь всегда старается приумножить силу и могущество Своих

преданных. Вот почему в этом стихе Его называют прабхаве сарва-

сатватам. Сатваты - это вайшнавы, чистые преданные Госпо-

да. Mогущество Верховной Личности Бога безгранично, и Господь

хочет, чтобы Его преданные также обладали неограниченным мо-

гуществом. Именно поэтому преданные Господа всегда выделяют-

ся среди всех остальных живых существ.

    Слово хари значит "тот, кто уносит все страдания", а хари-ме-

дхасе указывает на то, что Господь постоянно думает о том, как

вырвать обусловленные души из когтей майи. Господь так добр

к обусловленным душам, что Сам приходит в материальный мир,

чтобы осуществить Свои замыслы и освободить их.

 

паритранайа садхунам

винашайа ча душкртам

дхарма-самстхапанартхайа

самбхавами йуге йуге

 

"Чтобы спасти праведников и уничтожить злодеев, а также

восстановить законы религии, Я прихожу на землю из века

в век" (Б.-г., 4.8).

    Господь стремится освободить все обусловленные души из ког-

тей майи, поэтому Его называют хари-медхас. В перечне воплоще-

ний Господа, Кришна назван верховной и изначальной Личностью

Бога.

 

эте чамша-калах пумсах

кршнас ту бхагаван свайам

индрари-вйакулам локам

мрдайанти йуге йуге

 

 Бхаг., 1.3.28

 

Кришна, изначальная Личность Бога, приходит в материальный

мир тогда, когда полубогам, которые являются преданными Гос-

пода, начинают досаждать демоны.

 

TЕКСT 25

 

намах камала-набхайа намах камала-малине

намах камала-падайа намас те камалекшана

 

намах - мы в глубоком почтении склоняемся; камала-набхайа -

перед Верховным Господом, из пупка которого вырос первый ло-

тос; намах - поклоны; камала-малине - который всегда украшен

гирляндой из лотосов; намах - поклоны; камала-падайа - чьи сто-

пы так же прекрасны и благоуханны, как цветок лотоса; намах

те - склоняемся перед Tобой; камала-икшана - чьи глаза подобны

лепесткам лотоса.

 

    Дорогой Господь, мы в глубоком почтении склоняемся перед

Дата: 2019-05-29, просмотров: 147.