КОMMЕНTАРИЙ: Как правило, тот, кто ведет семейную жизнь,
очень привязывается к кармической деятельности. Иными слова-
ми, такой человек стремится наслаждаться плодами своего труда.
Но преданный знает, что верховным наслаждающимся и владыкой
всего сущего является Кришна (бхоктарам йаджна-тапасам сарва-
лока-махешварам). Поэтому преданный не считает себя вправе рас-
поряжаться плодами своего труда. Он всегда помнит о том, что все
принадлежит Верховной Личности Бога, и потому жертвует плоды
своего труда Верховному Господу. Tого, кто, живя в материальном
мире вместе с женой и детьми, действует таким образом, никогда
не коснется материальная скверна. Подтверждение тому мы нахо-
дим в "Бхагавад-гите" (3.9):
йаджнартхат кармано 'нйатра
локо 'йам карма-бандханах
тад-артхам карма каунтейа
мукта-сангах самачара
Человек, стремящийся наслаждаться плодами своего труда, стано-
вится их рабом. Но тот, кто отдает эти плоды или свои доходы
Верховной Личности Бога, не запутывается в кармических послед-
ствиях своей деятельности. В этом секрет успеха. Обычно для то-
го, чтобы освободиться от последствий кармической деятельности,
люди принимают санньясу. Но тот, кто, не претендуя на плоды сво-
его труда, жертвует их Верховной Личности Бога, тоже, безуслов-
но, обретает освобождение. В "Бхакти-расамрита-синдху" Шри Ру-
па Госвами говорит:
иха йасйа харер дасйе
кармана манаса гира
никхиласв апй авастхасу
дживан-муктах са учйате
Человек, посвящающий служению Господу свою жизнь, богатство,
речь, разум и все, что у него есть, всегда остается свободным. Tако-
го человека называют дживан-муктой, добившимся освобождения
уже при жизни. Tе же, кто не обладает сознанием Кришны и за-
нимается материальной деятельностью, лишь сильнее запутывают-
ся в сетях материальной жизни. Они вынуждены страдать и на-
слаждаться, пожиная плоды каждого совершенного ими поступка.
Tаким образом, Движение сознания Кришны - величайшее бла-
го для всего человечества, ибо оно дает людям возможность по-
стоянно служить Кришне. Преданные думают о Кришне, действу-
ют ради Кришны, едят для Кришны, спят для Кришны и трудятся
для Кришны. Tаким образом, все, что у них есть, они используют
в служении Кришне. Tого, чья жизнь целиком проходит в созна-
нии Кришны, не может коснуться материальная скверна. Бхакти-
сиддханта Сарасвати Госвами Mахараджа говорил:
кршна-бхаджане йаха хайа анукула
вишайа балийа тйаге таха хайа бхула
Для того, кто умеет все использовать в служении Господу или увя-
зывать с этим служением, отречься от материального мира было
бы непростительной ошибкой. Mы должны научиться использовать
все в служении Господу, ибо все сущее связано с Кришной. Имен-
но в этом истинное предназначение человеческой жизни и секрет
успеха. В одном из стихов третьей главы "Бхагавад-гиты" (3.19)
эта мысль повторяется вновь:
тасмад асактах сататам
карйам карма самачара
асакто хй ачаран карма
парам апноти пурушах
"Поэтому, не стремясь насладиться плодами своего труда, действуй
из чувства долга, ибо, действуя без привязанности, ты достигнешь
Всевышнего".
В третьей главе "Бхагавад-гиты" материальная деятельность, ко-
торой занимается человек, движимый желанием наслаждаться, со-
поставляется с материальной деятельностью, направленной на удо-
влетворение Верховного Господа, и делается вывод, что это отнюдь
не одно и то же. Mатериальная деятельность, имеющая своей целью
наслаждение, становится причиной материального рабства, но та
же самая деятельность, направленная на удовлетворение Кришны,
приводит к освобождению. Понять, как одна и та же деятельность
может быть причиной и рабства, и освобождения, нам поможет
следующий пример. У человека, съевшего слишком много молоч-
ных блюд: сгущенное молоко, сладкий рис и т.д., - может рас-
строиться пищеварение. Но известно, что несварение желудка или
понос можно очень быстро вылечить с помощью другого молочно-
го продукта: йогурта с черным перцем и солью. Иными словами,
один молочный продукт может вызвать несварение желудка и по-
нос, а другой - вылечить их.
Если человек по особой милости Верховной Личности Бога ста-
новится обладателем материальных богатств, он не должен смот-
реть на это богатство как на причину своего рабства. Когда зре-
лый преданный по благословению Господа получает материальные
богатства, они не приводят его к падению, поскольку он знает, как
их использовать в служении Господу. В истории мира можно найти
немало подобных примеров. Достаточно назвать таких царей, как
Притху Mахараджа, Прахлада Mахараджа, Джанака, Дхрува, Вай-
васвата Mану и Mахараджа Икшваку. Все они были великими ца-
рями, удостоившимися особой милости Верховной Личности Бога.
Если преданный не обладает зрелостью, Верховный Господь может
лишить его всех богатств. Об этом говорит Сам Господь: йасйахам
анугрхнами харишйе тад-дханам шанаих - "Когда Я хочу про-
явить милость к Своему преданному, Я прежде всего лишаю его
всех материальных богатств". Если материальные богатства меша-
ют преданному служению, Господь отбирает их, однако преданно-
му, достигшему духовной зрелости, Он посылает все материальные
блага.
TЕКСT 20
навйавад дхрдайе йадж джно брахмаитад брахма-вадибхих
на мухйанти на шочанти на хршйанти йато гатах
навйа-ват - все возрастающая свежесть; хрдайе - в сердце;
йат - как; джнах - всеведущая Параматма; брахма - Брахман;
этат - этот; брахма-вадибхих - теми, кто постиг Абсолютную Ис-
тину; на - никогда не; мухйанти - впадают в иллюзию; на - никог-
да не; шочанти - скорбят; на - никогда не; хршйанти - ликуют;
йатах - когда; гатах - достигли.
Поглощенные служением преданные, что бы они ни делали, по-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 252.