КОMMЕНTАРИЙ: У живого существа, поглощенного материаль-
ной деятельностью, возникает очень сильная привязанность к ма-
териальному телу. Даже лежа на смертном одре, человек думает
о своем теле и о тех, кто связан с ним узами родства. До конца жиз-
ни человек отождествляет себя с телом и, даже умирая, приходит
в ужас от мысли о том, что ему придется оставить тело. Иногда,
прежде чем умереть, человек в течение нескольких дней не прихо-
дит в себя. Tакое нередко случается с так называемыми политичес-
кими лидерами, которые думают, что в их отсутствие в обществе
и стране воцарится хаос. Это называется майей. Политики, как пра-
вило, не желают добровольно уходить со своих постов, и заставить
их сделать это может только пуля политического противника или
естественная смерть. Провидение предоставляет живому существу
новое тело, но оно настолько привязано к нынешнему телу, что не
хочет переселяться в следующее. Поэтому законы природы вынуж-
дают его сделать это.
пракртех крийаманани
гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити манйате
"Под влиянием трех материальных гун сбитая с толку обусловлен-
ная душа считает себя совершающей действия, которые на самом
деле совершает материальная природа" (Б.-г., 3.27).
Mатериальная природа необыкновенно могущественна, и ее гуны
заставляют живое существо получать новые тела. Это проявляет-
ся в тех случаях, когда живое существо переселяется в тело, при-
надлежащее к низшим формам жизни. Человеку, который в этой
жизни ведет себя как собака или свинья, в следующей придется
получить соответствующее тело. Когда человек, наслаждающий-
ся жизнью в теле премьер-министра или президента, осознаёт, что
ему придется получить тело собаки или свиньи, он решает не рас-
ставаться со своим нынешним телом. Поэтому перед смертью та-
кие люди обычно много дней лежат без сознания. Подобное случа-
лось со многими политиками в преддверии смерти. Провидение уже
определило, каким будет наше следующее тело. Оставив одно те-
ло, живое существо тут же получает следующее. Иногда, находясь
в данном теле, человек чувствует, что многие его желания и пла-
ны остались неосуществленными. Tаким людям, слишком привя-
занным к условиям своей прежней жизни, после смерти приходит-
ся оставаться в теле привидения: высшие силы не позволяют им
получить новое грубое тело. Но даже в теле привидения они при-
чиняют множество беспокойств своим соседям и родственникам.
Главной причиной этого является ум. Tип нового тела определяет-
ся состоянием ума, и живое существо помимо своей воли вынуж-
дено переселяться в него, как об этом говорится в "Бхагавад-гите" (8.6):
йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам
там там эваити каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах
"О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя тело,
этого состояния он и достигнет в следующей жизни".
Если живое существо, обладающее телом и умом, мыслит как собака или как
полубог, в следующей жизни оно получит соответствующее тело.
Объяснение этому дано в "Бхагавад-гите" (13.22):
пурушах пракрти-стхо хи
бхункте пракртиджан гунан
каранам гуна-санго 'сйа
сад-асад-йони-джанмасу
"Живое существо в материальном мире скитается по дорогам жиз-
ни и наслаждается тремя гунами материальной природы. Причи-
на этого в соприкосновении живого существа с материей. Tак оно
сталкивается с добром и злом в разных формах жизни".
В зависимости от того, под влиянием каких гун материальной природы
находится живое существо, оно получает тело, занимающее более
или менее высокую ступень на эволюционной лестнице. Живое су-
щество в гуне невежества рождается в теле животного или нециви-
лизованного человека, а живые существа, на которых влияют гуны
благости или страсти, тоже получают соответствующие тела. Об
этом также говорится в "Бхагавад-гите" (14.18):
урдхвам гаччханти саттва-стха
мадхйе тиштханти раджасах
джагханйа-гуна-вртти-стха
адхо гаччханти тамасах
"Tе, кто находится под влиянием гуны благости, после смерти
поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти остаются
на планетах типа Земли, те же, на кого влияет гуна невежества,
попадают в адские миры".
Условия существования человека определяются состоянием его
ума. Движение сознания Кришны - величайший дар всему чело-
вечеству, поскольку оно учит людей постоянно думать о Кришне,
занимаясь преданным служением. Благодаря этому они в конце
жизни смогут перенестись в обитель Кришны. На санскрите это
называется нитйа-лила-правишта, что значит "восхождение на Го-
локу Вриндавану". В "Бхагавад-гите" (18.55) говорится:
бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
тато мам таттвато джнатва
вишате тад анантарам
"Постичь Верховного Господа таким, как Он есть, можно, только
занимаясь преданным служением. И тот, кто в процессе преданного
служения Господу полностью осознал Его, получает доступ в царство Бога".
Tот, чей ум полностью погружен в сознание Кришны,
сможет достичь планеты, называемой Голокой Вриндаваной. Что-
бы получить возможность общаться с Верховной Личностью Бо-
га, необходимо постичь Кришну, и методом, позволяющим сделать
это, является преданное служение.
Tот, кто постиг истинную природу Кришны, получает доступ
на Кришналоку, где он может непосредственно общаться с Криш-
ной. Достичь столь возвышенного положения можно с помощью
ума, так же как с помощью ума можно получить тело собаки или
свиньи. Вот почему высшей ступени совершенства достигает тот,
чей ум всегда поглощен мыслями о Кришне.
TЕКСT 78
йадакшаиш чаритан дхйайан карманй ачинуте 'сакрт
сати карманй авидйайам бандхах карманй анатманах
йада - когда; акшаих - с помощью чувств; чаритан - об удо-
вольствиях, получаемых; дхйайан - думая; кармани - действия;
ачинуте - совершает; асакрт - всегда; сати кармани - когда про-
должается материальная деятельность; авидйайам - во власти ил-
люзии; бандхах - рабство; кармани - в деятельности; анатманах -
материального тела.
До тех пор пока у нас сохраняется желание наслаждаться
Дата: 2019-05-29, просмотров: 284.