Но тем не менее по милости Верховной Личности Бога живое су-
Щество имеет возможность действовать в соответствии с ними.
Tак оно получает очередное тело.
КОMMЕНTАРИЙ: До тех пор пока живое существо находится
во власти телесных представлений о жизни, оно будет руководст-
воваться ими в своей деятельности. Понять это не так уж труд-
но. Mы видим, что каждая страна в этом мире пытается превзой-
ти все остальные, а каждый человек - достичь большего, чем те,
кто его окружает. И все это именуется прогрессом цивилизации.
Стремясь окружить комфортом свое тело, человек строит всевоз-
можные планы, и после гибели грубого тела все его замыслы со-
храняются в тонком теле. Не следует думать, что со смертью гру-
бого тела живому существу приходит конец. Хотя многие великие
философы и учители человечества полагают, что жизнь заканчи-
вается со смертью тела, на самом деле это не так. В данном стихе
Нарада Mуни говорит, что, оставляя тело, мы уносим с собой все
свои планы (грхнийат) и, чтобы осуществить их, получаем новое
тело. Это называется пунар бхавах. Когда физическое тело поги-
бает, замыслы живого существа остаются у него в уме, и оно по
милости Господа получает возможность осуществить их в следую-
щей жизни. Tак действует закон кармы. Пока ум живого сущест-
ва будет сосредоточен на законах кармы, в следующей жизни ему
придется получать какое-то тело.
Карма - это совокупность всех действий, направленных на то,
чтобы материальное тело оказалось в благоприятных или неблаго-
приятных условиях. Mне довелось видеть человека, который, лежа
на смертном одре, просил врача дать ему возможность пожить еще
четыре года, чтобы осуществить свои замыслы. Это значит, что,
умирая, он думал о своих планах. Не может быть никаких сомне-
ний в том, что после смерти грубого тела он унес эти планы с со-
бой в тонком теле, состоящем из ума, разума и эго. И по милости
Верховного Господа, который в образе Сверхдуши всегда находит-
ся в нашем сердце, этот человек получит очередную возможность
претворить свои планы в жизнь.
сарвасйа чахам хрди саннивишто
маттах смртир джнанам апоханам ча
Когда живое существо рождается в новом теле, Сверхдуша наде-
ляет его памятью и оно продолжает осуществлять планы, задуман-
ные в прошлой жизни. Об этом также говорится в другом стихе
"Бхагавад-гиты":
ишварах сарва-бхутанам
хрд-деше 'рджуна тиштхати
бхрамайан сарва-бхутани
йантрарудхани майайа
"Верховный Господь, о Арджуна, находится в сердце каждого и на-
правляет скитания всех живых существ, которые словно сидят в ма-
шине, созданной из материальной энергии" (Б.-г., 18.61). Сидя в ма-
шине, предоставленной материальной природой, и получая память
от пребывающей в его сердце Сверхдуши, живое существо скитает-
ся по всей вселенной, изо всех сил пытаясь осуществить свои пла-
ны. При этом оно думает: "Я брахман", "Я кшатрий", "Я амери-
канец", "Я индиец" и так далее. Но между этими названиями нет
принципиальной разницы. Родиться брахманом ничуть не лучше,
чем американцем, а родиться американцем ничуть не лучше, чем
негром. В конце концов, все эти понятия относятся к телу и воз-
никают под влиянием гун материальной природы.
TЕКСT 63
йатханумийате читтам убхайаир индрийехитаих
эвам праг-дехаджам карма лакшйате читта-врттибхих
йатха - как; анумийате - можно составить представление;
читтам - о сознании или состоянии ума; убхайаих - двух видов;
индрийа - чувств; ихитаих - по деятельности; эвам - точно так же;
прак - предыдущим; дехаджам - при посредстве тела; карма - дея-
тельность; лакшйате - можно судить; читта - сознания; вртти-
бхих - по занятиям.
О состоянии ума или сознания живого существа можно судить
По деятельности его познающих и действующих органов чувств.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 294.