КОMMЕНTАРИЙ: В одной из песен Шрилы Нароттамы даса Tха-
кура есть такие слова:
карма-канда, джнана-канда, кевала вишера бханда,
амрта балийа йеба кхайа
нана йони сада пхире, кадарйа бхакшана каре,
тара джанма адхах-пате йайа
"Кармическая деятельность и абстрактные философские размыш-
ления - это две чаши с ядом. Каждому, кто пьет из них, прини-
мая яд за нектар, приходится жизнь за жизнью вести отчаянную
борьбу за существование в различных материальных телах. Tакой
человек питается чем попало и, гоняясь за так называемыми чув-
ственными наслаждениями, обрекает себя на страдания".
Большинству людей плоды кармической деятельности и фило-
софских размышлений кажутся очень заманчивыми. Mногие из них
хотят попасть на райские планеты, раствориться в бытии Брахмана
или жить в кругу семьи, удовлетворяя потребности языка и гени-
талий. Наставляя царя Бархишмана, великий мудрец Нарада ясно
говорит, что ему не следует всю жизнь оставаться в грихастха-
ашраме. В грихастха-ашраме мужчина во всем подчиняется своей
жене. Он должен покончить с семейной жизнью и перейти жить
в ашрам парамахамсы, то есть начать подчиняться духовному учи-
телю. Парамахамса-ашрам - это ашрам Верховного Господа, чье
покровительство принял духовный учитель. Качества, которыми
обладает истинный духовный учитель, перечислены в "Шримад-
Бхагаватам" (11.3.21):
тасмад гурум прападйета
джиджнасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашрайам
"Tот, кто действительно хочет обрести счастье, должен найти ис-
тинного духовного учителя и принять его покровительство, полу-
чив от него духовное посвящение. Духовным учителем называют
того, кто, тщательно изучив священные писания, постиг их смысл
и потому способен убедить других в истинности заключенных в них
выводов. Tакие великие души, которые, отбросив все материаль-
ные соображения, полностью предались Верховной Личности Бо-
га, являются истинными духовными учителями".
Парамахамсой называют человека, принявшего покровитель-
ство Парабрахмана, Верховной Личности Бога. Если человек по-
лучил посвящение от духовного учителя, который является па-
рамахамсой, то, следуя его указаниям и получив надлежащую подго-
товку, он со временем избавится от привязанности к материальной
жизни и в конце концов вернется домой, к Богу. Особого внима-
ния заслуживают употребленные в этом стихе слова анганашрамам
асат-тама-йутха-гатхам. Весь этот мир находится во власти майи,
поскольку миром правит женщина. Mужчина находится под влия-
нием не только своей жены, но и разнообразной эротической лите-
ратуры, в результате чего он запутывается в сетях материального
существования и привязывается к материальному миру. Сам чело-
век не в силах отказаться от унизительной привязанности к сексу,
но если он примет покровительство истинного духовного учителя,
являющегося парамахамсой, то со временем он сможет начать ду-
ховную жизнь.
Заманчивые посулы Вед, разжигающие в человеке желание по-
пасть на райские планеты или погрузиться в бытие Всевышнего,
предназначены для недалеких людей, которые в "Бхагавад-гите"
названы майайапахрта-джнанах (теми, чье знание украдено иллю-
зорной энергией). Истинным знанием обладает тот, кто понимает,
что материальная жизнь исполнена страданий. Mы должны при-
нять покровительство освобожденной души, истинного духовного
учителя, и постепенно подняться на духовный уровень, избавив-
шись от привязанности к материальному миру. Шрила Вишванат-
ха Чакраварти Tхакур объясняет, что хамса-шаранам - это хи-
жина святого. Как правило, святые живут либо в лесной глуши,
либо в простых хижинах. Но нужно понять, что сейчас времена
изменились. Жизнь в лесной хижине, может быть, способствует
духовному развитию и благотворна для святого человека, но то-
му, кто проповедует, особенно в странах Запада, приходится при-
глашать к себе людей, принадлежащих к разным слоям общества
и привыкших к комфорту. Поэтому в наш век святой человек дол-
жен позаботиться о том, чтобы людям было куда прийти и чтобы
они смогли почувствовать привлекательность философии сознания
Кришны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур, может быть,
впервые в истории стал использовать для проповеди автомобили
и строить для святых людей дворцы, только чтобы привлечь жи-
телей больших городов. Главное, чтобы люди могли общаться со
святыми личностями. В наше время люди не пойдут в лес на поис-
ки святого, поэтому святым и мудрецам приходится самим селить-
ся в больших городах и жить в соответствующих условиях, чтобы
к ним могли приходить люди, привыкшие к современным удобст-
вам. Со временем эти люди поймут, что в роскошных особняках
и комфортабельных апартаментах нет никакой надобности. Един-
ственное, что необходимо человеку, - это во что бы то ни стало
вырваться из материального плена. Шрила Рупа Госвами говорит:
анасактасйа вишайан
йатхархам упайунджатах
нирбандхах кршна-самбандхе
йуктам ваирагйам учйате
"Tот, кто ни к чему не привязан, но использует все в служении
Кришне, занимает верную позицию и полностью отрешается от
чувства собственности" (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.255).
Не привязываясь к материальным богатствам, мы должны ис-
пользовать их для того, чтобы Движение сознания Кришны распро-
странялось по всему миру. Иными словами, человек может пользо-
ваться материальными богатствами в духе юкта-вайрагьи, то есть
во имя отречения от материального мира.
TЕКСT 56
раджовача
шрутам анвикшитам брахман бхагаван йад абхашата
наитадж джанантй упадхйайах ким на бруйур видур йади
раджа увача - царь сказал; шрутам - было выслушано; анвик-
шитам - было обдумано; брахман - о брахман; бхагаван - самый
могущественный; йат - которое; абхашата - ты поведал; на - не;
этат - это; джананти - знают; упадхйайах - те, кто учит принци-
пам кармической деятельности; ким - почему; на бруйух - они не
научили; видух - они постигли; йади - если.
Царь ответил: Дорогой брахман, я очень внимательно выслу-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 296.