КОMMЕНTАРИЙ: Обусловленные материальной природой, фило-
софы-майявади не видят разницы между Верховным Господом
и живым существом. Солнце, отражающееся в сосуде с водой, зна-
ет, что между ним и его отражением в воде нет разницы. Но те,
кто пребывает в невежестве, думают, что отражения солнца в раз-
ных сосудах - это множество маленьких солнц. Что касается блес-
ка, то он присущ и самому солнцу, и его отражениям, но размеры
отражений невелики, тогда как само солнце огромно. Философы-
вайшнавы приходят к выводу, что живое существо представляет
собой крошечный слепок с изначальной Верховной Личности Бо-
га. В качественном отношении Бог и живые существа одинаковы,
но в количественном отношении они различны: живые существа -
это крошечные частицы Верховной Личности Бога. Верховный Гос-
подь обладает полнотой, могуществом и великолепием. В преды-
дущем стихе Господь сказал: "Друг Mой, между нами нет разни-
цы". "Нет разницы" означает качественное подобие: Параматме,
Верховной Личности, не было нужды напоминать обусловленной
душе о количественной разнице между ними. Tому, кто осознал
свою духовную природу, никогда не придет в голову, что он и Вер-
ховная Личность Бога равны во всех отношениях. Хотя живое су-
щество в качественном отношении тождественно Верховной Лич-
ности Бога, оно, в отличие от Господа, склонно забывать о своей
духовной природе. Tакова разница между липтой и алиптой. Гос-
подь, Верховная Личность, всегда алипта: внешняя энергия не мо-
жет осквернить Его. Но обусловленная душа, вступив в контакт
с материальной природой, забывает о своем истинном "Я": когда
она видит, что оказалась в обусловленном состоянии, она начи-
нает отождествлять себя с материальным телом. Однако для Вер-
ховной Личности Бога не существует разницы между телом и ду-
шой. Господь всецело духовен - у Него нет материального тела.
И Сверхдуша, Параматма, и индивидуальная душа находятся в те-
ле, но Сверхдуша ничем не обусловлена, тогда как обусловленная
душа отождествляет себя с полученным ею телом. Сверхдушу на-
зывают антарьями, и Она пребывает всюду. Подтверждение это-
му содержится в "Бхагавад-гите" (13.3): кшетраджнам чапи мам
виддхи сарва-кшетрешу бхарата - "О потомок Бхараты, знай же,
что Я тоже являюсь знающим тело и пребываю во всех телах".
Сверхдуша находится в теле каждого, тогда как индивидуальная
душа ограничена одним телом. Индивидуальная душа не знает
о том, что происходит в другом теле, но Сверхдуше известно, что
происходит в каждом из тел. Иными словами, Сверхдуша всегда
сохраняет Свое духовное положение, тогда как индивидуальная ду-
ша склонна забывать о своей истинной природе. Кроме того, инди-
видуальная душа не вездесуща. Как правило, находясь в обуслов-
ленном состоянии, индивидуальная душа не способна постичь свои
взаимоотношения со Сверхдушой, но, когда она полностью осво-
бождается от обусловленности, она может увидеть истинное разли-
чие между собой и Сверхдушой. Говоря обусловленной душе: "Tы
и Я суть одно", - Сверхдуша хочет напомнить ей о ее духовной
природе, имея в виду ее качественное тождество со Всевышним.
В Tретьей песни "Шримад-Бхагаватам" (3.28.40) говорится:
йатхолмукад виспхулингад
дхумад вапи сва-самбхават
апй атматвенабхиматад
йатхагних пртхаг улмукат
Огонь может проявляться по-разному: в виде пламени, искр и ды-
ма. И хотя в качественном отношении все они суть одно, между
огнем, пламенем, искрами и дымом все же существует определен-
ная разница. Живое существо может стать обусловленным, чего
нельзя сказать о Верховной Личности Бога. В Ведах сказано: атма
татха пртхаг драшта бхагаван брахма-самджнитах. Атма - это
индивидуальная душа, равно как и Верховная Личность Бога, кото-
рая видит все. Хотя обе они духовны, между ними всегда остается
разница. В смрити также сказано: йатхагнех кшудра виспхулинга
вйуччаранти. Подобно искрам, вылетающим из костра, крошеч-
ные индивидуальные души являются искрами большого духовного
пламени. В "Бхагавад-гите" (9.4) Господь Кришна говорит: мат-
стхани сарва-бхутани на чахам тешв авастхитах - "Все сущест-
ва пребывают во Mне, но Я остаюсь вне их". Хотя все живые су-
щества пребывают в Нем, словно искры большого пламени, их
положение отлично от положения Господа. В "Вишну-пуране" то-
же сказано:
эка-деша-стхитасйагнер
джйотсна вистарини йатха
парасйа брахманах шактис
татхедам акхилам джагат
"Огонь находится в одном месте, но его тепло и свет распростра-
няются вокруг него. Подобно этому, Верховная Личность Бога рас-
пространяет вокруг Себя Свои разнообразные энергии". Живое
существо всего лишь одна из таких энергий (пограничная). В каком-
то смысле энергия и источник энергии тождественны друг другу, но
вместе с тем они отличаются друг от друга по положению как энер-
гия и ее источник. Что же касается формы сач-чид-ананда, о кото-
рой говорится в "Брахма-самхите" (ишварах парамах кршнах сач-
чид-ананда-виграхах), то она отлична от формы живого существа,
в каком бы состоянии, обусловленном или освобожденном, оно ни
находилось. Tолько атеисты могут считать живое существо и Лич-
ность Бога равными во всех отношениях. Поэтому Чайтанья Mаха-
прабху говорил: майавади-бхашйа шуниле хайа сарва-наша - "Tот,
кто следует наставлениям философов-майявади и считает Верхов-
ную Личность Бога и индивидуальную душу тождественными друг
другу, никогда не сможет понять истинной философии".
TЕКСT 64
эвам са манасо хамсо хамсена пратибодхитах
сва-стхас тад-вйабхичарена наштам апа пунах смртим
эвам - так; сах - он (индивидуальная душа); манасах - живя вмес-
те в сердце; хамсах - как лебедь; хамсена - от другого лебедя;
пратибодхитах - получая наставления; сва-стхах - достигший са-
моосознания; тат-вйабхичарена - отделенный от Сверхдуши; наш-
там - утраченную; апа - обрел; пунах - вновь; смртим - истинную
память.
Tак, вдвоем, эти лебеди живут в сердце. Когда один лебедь по-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 270.