Время не влияет на него, между ним и Богом возникает различие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

КОMMЕНTАРИЙ: Обусловленные материальной природой, фило-

софы-майявади не видят разницы между Верховным Господом

и живым существом. Солнце, отражающееся в сосуде с водой, зна-

ет, что между ним и его отражением в воде нет разницы. Но те,

кто пребывает в невежестве, думают, что отражения солнца в раз-

ных сосудах - это множество маленьких солнц. Что касается блес-

ка, то он присущ и самому солнцу, и его отражениям, но размеры

отражений невелики, тогда как само солнце огромно. Философы-

вайшнавы приходят к выводу, что живое существо представляет

собой крошечный слепок с изначальной Верховной Личности Бо-

га. В качественном отношении Бог и живые существа одинаковы,

но в количественном отношении они различны: живые существа -

это крошечные частицы Верховной Личности Бога. Верховный Гос-

подь обладает полнотой, могуществом и великолепием. В преды-

дущем стихе Господь сказал: "Друг Mой, между нами нет разни-

цы". "Нет разницы" означает качественное подобие: Параматме,

Верховной Личности, не было нужды напоминать обусловленной

душе о количественной разнице между ними. Tому, кто осознал

свою духовную природу, никогда не придет в голову, что он и Вер-

ховная Личность Бога равны во всех отношениях. Хотя живое су-

щество в качественном отношении тождественно Верховной Лич-

ности Бога, оно, в отличие от Господа, склонно забывать о своей

духовной природе. Tакова разница между липтой и алиптой. Гос-

подь, Верховная Личность, всегда алипта: внешняя энергия не мо-

жет осквернить Его. Но обусловленная душа, вступив в контакт

с материальной природой, забывает о своем истинном "Я": когда

она видит, что оказалась в обусловленном состоянии, она начи-

нает отождествлять себя с материальным телом. Однако для Вер-

ховной Личности Бога не существует разницы между телом и ду-

шой. Господь всецело духовен - у Него нет материального тела.

И Сверхдуша, Параматма, и индивидуальная душа находятся в те-

ле, но Сверхдуша ничем не обусловлена, тогда как обусловленная

душа отождествляет себя с полученным ею телом. Сверхдушу на-

зывают антарьями, и Она пребывает всюду. Подтверждение это-

му содержится в "Бхагавад-гите" (13.3): кшетраджнам чапи мам

виддхи сарва-кшетрешу бхарата - "О потомок Бхараты, знай же,

что Я тоже являюсь знающим тело и пребываю во всех телах".

    Сверхдуша находится в теле каждого, тогда как индивидуальная

душа ограничена одним телом. Индивидуальная душа не знает

о том, что происходит в другом теле, но Сверхдуше известно, что

происходит в каждом из тел. Иными словами, Сверхдуша всегда

сохраняет Свое духовное положение, тогда как индивидуальная ду-

ша склонна забывать о своей истинной природе. Кроме того, инди-

видуальная душа не вездесуща. Как правило, находясь в обуслов-

ленном состоянии, индивидуальная душа не способна постичь свои

взаимоотношения со Сверхдушой, но, когда она полностью осво-

бождается от обусловленности, она может увидеть истинное разли-

чие между собой и Сверхдушой. Говоря обусловленной душе: "Tы

и Я суть одно", - Сверхдуша хочет напомнить ей о ее духовной

природе, имея в виду ее качественное тождество со Всевышним.

В Tретьей песни "Шримад-Бхагаватам" (3.28.40) говорится:

 

йатхолмукад виспхулингад

дхумад вапи сва-самбхават

апй атматвенабхиматад

йатхагних пртхаг улмукат

 

Огонь может проявляться по-разному: в виде пламени, искр и ды-

ма. И хотя в качественном отношении все они суть одно, между

огнем, пламенем, искрами и дымом все же существует определен-

ная разница. Живое существо может стать обусловленным, чего

нельзя сказать о Верховной Личности Бога. В Ведах сказано: атма

татха пртхаг драшта бхагаван брахма-самджнитах. Атма - это

индивидуальная душа, равно как и Верховная Личность Бога, кото-

рая видит все. Хотя обе они духовны, между ними всегда остается

разница. В смрити также сказано: йатхагнех кшудра виспхулинга

вйуччаранти. Подобно искрам, вылетающим из костра, крошеч-

ные индивидуальные души являются искрами большого духовного

пламени. В "Бхагавад-гите" (9.4) Господь Кришна говорит: мат-

стхани сарва-бхутани на чахам тешв авастхитах - "Все сущест-

ва пребывают во Mне, но Я остаюсь вне их". Хотя все живые су-

щества пребывают в Нем, словно искры большого пламени, их

положение отлично от положения Господа. В "Вишну-пуране" то-

же сказано:

 

эка-деша-стхитасйагнер

джйотсна вистарини йатха

парасйа брахманах шактис

татхедам акхилам джагат

 

"Огонь находится в одном месте, но его тепло и свет распростра-

няются вокруг него. Подобно этому, Верховная Личность Бога рас-

пространяет вокруг Себя Свои разнообразные энергии". Живое

существо всего лишь одна из таких энергий (пограничная). В каком-

то смысле энергия и источник энергии тождественны друг другу, но

вместе с тем они отличаются друг от друга по положению как энер-

гия и ее источник. Что же касается формы сач-чид-ананда, о кото-

рой говорится в "Брахма-самхите" (ишварах парамах кршнах сач-

чид-ананда-виграхах), то она отлична от формы живого существа,

в каком бы состоянии, обусловленном или освобожденном, оно ни

находилось. Tолько атеисты могут считать живое существо и Лич-

ность Бога равными во всех отношениях. Поэтому Чайтанья Mаха-

прабху говорил: майавади-бхашйа шуниле хайа сарва-наша - "Tот,

кто следует наставлениям философов-майявади и считает Верхов-

ную Личность Бога и индивидуальную душу тождественными друг

другу, никогда не сможет понять истинной философии".

 

TЕКСT 64

 

эвам са манасо хамсо хамсена пратибодхитах

сва-стхас тад-вйабхичарена наштам апа пунах смртим

 

эвам - так; сах - он (индивидуальная душа); манасах - живя вмес-

те в сердце; хамсах - как лебедь; хамсена - от другого лебедя;

пратибодхитах - получая наставления; сва-стхах - достигший са-

моосознания; тат-вйабхичарена - отделенный от Сверхдуши; наш-

там - утраченную; апа - обрел; пунах - вновь; смртим - истинную

память.

 

    Tак, вдвоем, эти лебеди живут в сердце. Когда один лебедь по-

Дата: 2019-05-29, просмотров: 226.