Материальных элементов и одна женщина, хозяйка дома

 

TЕКСT 57

 

панчендрийартха арама дварах прана нава прабхо

теджо-'б-аннани коштхани кулам индрийа-санграхах

панча - пять; индрийа-артхах - объектов чувств; арамах - сады;

дварах - ворота; пранах - отверстия органов чувств; нава - девять;

прабхо - о царь; теджах-ап - огонь, вода; аннани - зерновые или

земля; коштхани - жилища; кулам - семьи; индрийа-санграхах -

пять чувств и ум.

 

    Дорогой друг, пять садов - это пять объектов чувств, которы-

Ми мы наслаждаемся, а страж - жизненный воздух, проходящий

Через девять ворот. Tри жилища - это основные элементы, из

Которых построено тело: огонь, вода и земля. Шесть семей - это

Совокупность ума и пяти чувств.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Пять познающих чувств, к которым относятся

зрение, вкус, обоняние, слух и осязание, действуют через девять

ворот: два глаза, два уха, рот, две ноздри, детородный орган и пря-

мую кишку. Эти отверстия сравнивают с воротами в городских сте-

нах. Основными элементами, из которых построено тело, являют-

ся земля, вода и огонь, а главным деятелем - ум, находящийся под

контролем разума (буддхи).

 

TЕКСT 58

 

випанас ту крийа-шактир бхута-пракртир авйайа

шактй-адхишах пумамс тв атра правишто навабудхйате

 

випанах - торговые дворы; ту - затем; крийа-шактих - энергия

для деятельности, или органы действия; бхута - пять грубых

элементов; пракртих - материальные элементы; авйайа - вечные;

шакти - энергия; адхишах - повелитель; пуман - человек; ту - за-

тем; атра - сюда; правиштах - вошел; на - не; авабудхйате - об-

ладает знанием.

 

    Пять торговых дворов - это пять органов действия. Заключая

Сделки, они используют все пять элементов, каждый из которых

Вечен. За всей этой деятельностью стоит душа. Душа - это лич-

Ность и истинный наслаждающийся. Но, укрывшись в городе-те-

Ле, она лишается знания.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Живое существо входит в материальный мир

с помощью пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира,

 - из которых формируется его тело. Хотя тело действует благодаря

 присутствию в нем живого существа, само живое существо

остается в тени. Живое существо входит в материальное творение,

 но, сбитое с толку материальной энергией, оно кажется спрятанным.

 Из-за своего невежества (навабудхйате) живое существо

оказывается во власти телесных представлений о жизни. Слово

буддхи (разум) женского рода, но поскольку разум играет ведущую

роль во всех видах деятельности, то в этом стихе его называют

адхишах, "повелителем". Живое существо живет за счет огня, воды

 и злаков. Сочетание этих трех компонентов позволяет поддерживать

 жизнь в теле. Поэтому тело называют пракрити, материальным

 творением. Соединяясь, различные элементы постепенно

формируют плоть, кости, кровь и т.д. Это своего рода квартиры.

В Ведах говорится, что при переваривании пища разделяется на

три части. Tвердая ее часть превращается в экскременты, а полужидкая

 - в плоть. Жидкая часть окрашивается в желтый цвет

и снова делится на три части, одна из которых называется мочой.

Огненная часть тоже делится натрое, и одна из образующихся при

этом частей формирует костную ткань. Из пяти исходных элементов

особенно важную роль играют огонь, вода и злаки. Эти три

элемента перечислены в предыдущем стихе, где, однако, не упомянуты

небо (эфир) и воздух. Обо всем этом говорится в "Бхагавад-гите" (13.20):

 

пракртим пурушам чаива

виддхй анади убхав апи

викарамш ча гунамш чаива

виддхи пракрти-самбхаван

"Знай же, что материальная природа и живые существа не имеют начала. Причиной происходящих с ними изменений и источником материальных гун является материальная природа".

 Пракрити, материальная природа, и пуруша, живое существо, являются вечными.Их соединение приводит к различным последствиям и явлениям.Tо, что возникает при этом, следует считать результатом взаимодействия трех гун материальной природы.

 

TЕКСT 59

 

тасмимс твам рамайа спршто рамамано 'шрута-смртих

тат-сангад идршим прапто дашам папийасим прабхо

 

тасмин - в таком положении; твам - ты; рамайа - с женщиной;

спрштах - находясь в контакте; рамаманах - наслаждаясь; ашру-

та-смртих - забыв о духовной жизни; тат - с ней; сангат - из-за

общения; идршим - такого; праптах - ты достиг; дашам - состоя-

ния; папийасим - исполненного греха; прабхо - Mой дорогой друг.

 

    Дорогой друг, когда ты вместе с женщиной материальных желаний входишь в это тело, ты с головой погружаешься в чувственные наслаждения. Это приводит к тому, что ты забываешь о духовной жизни, а твои материальные представления служат причиной всевозможных страданий, которые ты испытываешь.

КОMMЕНTАРИЙ: Человек, поглощенный материальной деятельностью, не способен слушать о духовной жизни. Забыв о своей духовной природе, он все больше и больше запутывается в сетях материального существования. Все это - следствие греховной жизни. Различные формы греховной деятельности приводят к формированию разных тел, состоящих из материальных элементов. В результате своей греховной деятельности царь Пуранджана получил тело женщины, Вайдарбхи. В "Бхагавад-гите" недвусмысленно сказано  (стрийо ваишйас татха шудрах), что такое тело находится на низкой ступени развития. Впрочем, даже человек низкого происхождения может достичь высшей ступени совершенства, если примет покровительство Верховной Личности Бога. Низкое происхождение - удел тех, чей духовный разум неразвит.

 

TЕКСT 60

 

на твам видарбха-духита найам вирах сухрт тава

на патис твам пуранджанйа руддхо нава-мукхе йайа

 

на - не; твам - ты; видарбха-духита - дочь Видарбхи; на - не;

айам - этот; вирах - герой; су-хрт - доброжелательный муж; та-

ва - твой; на - не; патих - муж; твам - ты; пуранджанйах - Пу-

ранджани; руддхах - заточенный; нава-мукхе - в теле с девятью во-

ротами; йайа - материальной энергией.

 

    На самом деле ты не дочь Видарбхи, так же как и этот мужчи-

Дата: 2019-05-29, просмотров: 116.