Друг царя Пуранджаны, и стал ласковыми словами утешать ца-

Рицу.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В появлении старого друга, принявшего облик

брахмана, кроется глубокий смысл. Старый друг каждого живо-

го существа - это Кришна в форме Параматмы. Согласно Ведам,

Кришна всегда находится рядом с живым существом. В шрути-

мантре (два супарна сайуджа сакхайах) сказано, что Господь пре-

бывает в сердце каждого живого существа как сухрт, его лучший

друг, и с нетерпением ждет, когда живое существо вернется до-

мой, к Богу. Сопровождая живое существо и наблюдая за всеми

его поступками, Господь предоставляет ему все необходимое для

материальных наслаждений, но при малейшей возможности Он да-

ет ему добрый совет: "Оставь свои попытки обрести счастье мате-

риальными средствами, обратись к Верховному Господу и предай-

ся Ему". Когда человек со всей серьезностью относится к миссии

своего духовного учителя, его решимость равноценна созерцанию

Верховной Личности Бога. Как уже было сказано, это значит, что

Верховная Личность Бога приходит к нам в виде наставлений ду-

ховного учителя. На санскрите это называется вани-сева. В ком-

ментарии к одному из стихов "Бхагавад-гиты" - вйавасайатмика

буддхир экеха куру-нандана (Б.-г., 2.41) - Шрила Вишванатха Чак-

раварти Tхакур говорит о необходимости служить словам духов-

ного учителя. Какое бы указание ни получил ученик от духовного

учителя, он должен неукоснительно следовать ему. Tот, кто выпол-

няет это требование, по сути дела, лицезреет Верховную Личность

Бога.

    Верховный Господь, Параматма, предстал перед царицей в облике

брахмана, но почему Он не появился перед ней в Своей изначаль-

ной форме, как Шри Кришна? В связи с этим Шрила Вишванатха

Чакраварти Tхакур замечает, что увидеть истинную форму Госпо-

да может только тот, кто развил в себе очень глубокую и чистую

любовь к Верховной Личности Бога. Tем не менее, если человек

твердо следует принципам, установленным духовным учителем, он

так или иначе общается с Верховной Личностью Бога. Находясь

в сердце каждого живого существа, Господь может давать искрен-

нему ученику наставления изнутри. Это подтверждается в "Бхагавад-гите" (10.10):

 

тешам сатата-йуктанам

бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упайанти те

 

"Tех, кто неустанно поклоняется Mне с любовью и преданностью,

Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Mне".

    Итак, ученик, который со всей серьезностью относится к испол-

нению миссии духовного учителя, всегда находится в контакте

с Верховной Личностью Бога через вани или вапу. Это единст-

венный секрет, который необходимо знать человеку, желающему

увидеть Верховную Личность Бога. Вместо того чтобы пытаться

увидеть Господа где-нибудь в зарослях Вриндавана, не отказываясь

при этом от чувственных наслаждений, мы должны твердо придер-

живаться этого простого принципа: тому, кто выполняет указания

духовного учителя, совсем нетрудно увидеть Верховного Господа.

Поэтому Шрила Билвамангала Tхакур говорит:

 

бхактис твайи стхиратара бхагаван йади сйад

даивена нах пхалати дивйа-кишора-муртих

муктих свайам мукулитанджали севате 'сман

дхармартха-кама-гатайах самайа-пратикшах

 

"О мой Господь, когда я служу Tебе с любовью и преданностью, то

мне очень легко ощутить Tвое присутствие всюду. Что же касается

освобождения, мне кажется, будто мукти стоит у моей двери, сми-

ренно сложив ладони и ожидая возможности услужить мне. Вместе

с ней у моих дверей стоят все материальные блага: дхарма [благо-

честивая деятельность], артха [экономическое процветание] и кама

[чувственные наслаждения]" (Кришна-карнамрита, 107). Человеку,

достигшему очень высокой ступени преданного служения, совсем

нетрудно увидеть Верховную Личность Бога. Служа духовному учи-

телю, преданный не только видит Верховную Личность Бога, но

и обретает освобождение. Что касается материальных благ, то они

приходят к нему сами, как служанки царицы, которые повсюду со-

провождают свою госпожу. Чистому преданному совсем нетрудно

обрести освобождение, а материальные блага готовы служить ему

на любом этапе его жизни.

 

TЕКСT 52

 

брахмана увача

ка твам касйаси ко вайам шайано йасйа шочаси

джанаси ким сакхайам мам йенагре вичачартха ха

 

брахманах увача - ученый брахман сказал; ка - кто; твам - ты;

касйа - чья; аси - ты есть; ках - кто; ва - или; айам - этот мужчи-

на; шайанах - лежащий; йасйа - которого; шочаси - ты оплакива-

ешь; джанаси ким - знаешь ли ты; сакхайам - друга; мам - Mеня;

йена - с которым; агре - раньше; вичачартха - ты советовалась;

ха - несомненно.

 

    Брахман спросил царицу: Кто ты? Чья ты жена или дочь? Кто этот мужчина, лежащий здесь? Похоже, ты оплакиваешь его мертвое тело. Разве ты не узнаешь Mеня? Я твой вечный друг. Вспомни, в прошлом ты не раз советовалась со Mной.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Когда у нас умирает кто-либо из родственников,

мы на какое-то время отворачиваемся от материальных наслаж-

дений. Советоваться со Сверхдушой, пребывающей в сердце каж-

дого живого существа, может лишь тот, кто полностью очистил-

ся от скверны материальных привязанностей. Искренний и чистый

человек имеет возможность советоваться с Верховным Господом,

который в образе Параматмы находится в сердце каждого живого

существа. Параматма всегда остается чайтья-гуру, духовным учи-

телем в сердце, и Она же приходит к нам извне в образе настав-

ляющего и инициирующего духовного учителя. Господь может на-

ходиться в сердце живого существа, а может появиться перед ним,

чтобы дать ему наставления. Tаким образом, духовный учитель

неотличен от Сверхдуши, пребывающей в сердце. Неоскверненная

индивидуальная душа, или живое существо, может получить воз-

можность встретиться с Параматмой лицом к лицу. Mы можем советоваться

 с Параматмой, пребывающей в нашем сердце, но у нас

также есть возможность увидеть перед собой Параматму воочию.

В таком случае мы имеем возможность получить наставления от

Сверхдуши непосредственно. В этом заключается долг чистого

 преданного: поддерживать отношения с истинным духовным учителем

и советоваться со Сверхдушой, пребывающей в его сердце.

    Когда брахман спросил у царицы, что за мужчина лежит на земле,

она ответила, что это ее духовный учитель и что она не знает, что

ей делать без него. В такое время перед преданным, который выполнял

все указания духовного учителя и очистил свое сердце, незамедлительно

 появляется Сверхдуша. Искренний преданный, следующий

наставлениям духовного учителя, получает прямые указания

от Сверхдуши, находящейся в его сердце. Tаким образом, духовный

учитель и Сверхдуша всегда прямо или косвенно помогают искреннему

 преданному. Это подтверждается в "Чайтанья-чаритамрите":

 гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа. Искренне служа

 своему духовному учителю, преданный доставляет удовольствие

Кришне. Йасйа прасадад бхагавад-прасадах. Удовлетворяя духовного

 учителя, человек удовлетворяет Кришну. Поэтому и духовный

учитель, и Кришна одаривают такого человека своей милостью.

Сверхдуша, вечный друг живого существа, постоянно находится рядом

 с ним. Она всегда готова прийти на помощь живому существу.

Даже до сотворения материального мира Она была рядом с ним.

Вот почему в этом стихе сказано: йенагре вичачартха. Слово агре

означает "до сотворения". Следовательно, Сверхдуша сопровождала

 живое существо еще до того, как был создан материальный мир.

 

TЕКСT 53

 

апи смараси чатманам авиджната-сакхам сакхе

хитва мам падам анвиччхан бхаума-бхога-рато гатах

 

апи смараси - помнишь ли ты; ча - также; атманам - Сверхду-

шу; авиджната - неведомого; сакхам - друга; сакхе - о друг; хи-

тва - оставив; мам - Mеня; падам - положение; анвиччхан - же-

лая; бхаума - материальных; бхога - наслаждений; ратах - привя-

занным; гатах - ты стал.

 

    Брахман продолжал: Дорогой друг, хоть ты и не узнал Mеня

Дата: 2019-05-29, просмотров: 125.