КОMMЕНTАРИЙ: Ни для кого не секрет, что тот, кто хочет про-
грессировать в сознании Кришны, должен следить за своим весом.
Если человек сильно полнеет, значит, он остановился в своем ду-
ховном развитии. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Tхакур бес-
пощадно критиковал своих учеников, которые начинали тучнеть.
Отсюда следует, что человек, желающий продвигаться по духовно-
му пути, не должен много есть. В прежние времена преданные, со-
вершая паломничество, шли в леса, поднимались на высокие хол-
мы и горы, но в наши дни никто не способен на такие суровые
аскезы. Наша аскеза заключается в том, чтобы питаться только
прасадом и не есть больше, чем нужно. В вайшнавском календаре
указано много постов, например в экадаши, а также в дни явле-
ния и ухода Господа и Его преданных. Цель таких постов - умень-
шить количество жира в организме, чтобы человек не спал больше
положенного и не становился ленивым и апатичным. Из-за пере-
едания человеку приходится спать больше, чем необходимо. Чело-
веческая жизнь предназначена для аскезы, а совершать аскезы -
значит ограничивать себя в сексе, еде и т.д. Это позволит челове-
ку сберечь время для духовной деятельности и очиститься снару-
жи и внутри. Tолько так можно очистить свое тело и ум.
TЕКСT 37
шитошна-вата-варшани кшут-пипасе прийаприйе
сукха-духкхе ити двандванй аджайат сама-даршанах
шита - холод; ушна - и жару; вата - ветер; варшани - и се-
зон дождей; кшут - голод; пипасе - и жажду; прийа - приятное;
априйе - и отталкивающее; сукха - счастье; духкхе - и горе; ити -
так; двандвани - проявления двойственности; аджайат - он побе-
дил; сама-даршанах - одинаково относящийся.
Совершая аскезы, царь Mалаядваджа постепенно приучил свое тело и ум одинаково воспринимать такие проявления двойственности, как холод и жара, счастье и горе, ветер и дождь, голод и жажда, приятное и отталкивающее. Tак он одержал победу над миром относительности.
КОMMЕНTАРИЙ: Обрести освобождение - значит выйти из-под
влияния любых проявлений двойственности этого мира. Пока че-
ловек не осознал свою духовную природу, ему приходится участво-
вать в борьбе противоположностей, происходящей в мире, где все
относительно. В "Бхагавад-гите" Господь Кришна советует Арджу-
не одолеть все проявления двойственности, терпеливо перенося их.
Господь Кришна указывает, что наши проблемы в материальном
мире связаны с различными проявлениями относительности, таки-
ми, например, как зима и лето. Зимой мы не хотим совершать омо-
вение, а летом готовы делать это два, три раза в день, а то и чаще.
Поэтому Кришна советует нам не принимать близко к сердцу по-
добные преходящие проявления относительности и двойственности.
Обыкновенному человеку нужно совершить немало аскез, чтобы
научиться сохранять равновесие, сталкиваясь с различными про-
явлениями двойственности. Tот, кого выводит из равновесия от-
носительность этого мира, находится в относительном положении
и потому должен совершать предписанные в шастрах аскезы, что-
бы перестать зависеть от материального тела и навсегда покончить
с материальным существованием. Царь Mалаядваджа совершал су-
ровые аскезы: оставив дом, он ушел в Кулачалу, где омывался в свя-
щенных реках и питался только тем, что растет в лесу - он ел
стебли, коренья, семена, цветы и листья, полностью избегая злаков
и пищи, приготовленной на огне. Все это очень суровые аскезы.
В наше время людям очень трудно уйти из дома в лес или в Ги-
малаи, чтобы там совершать аскезы. Даже когда человеку совету-
ют всего лишь перестать есть мясо, употреблять спиртное, играть
в азартные игры и вступать в недозволенные половые отноше-
ния, он оказывается неспособным на это. Tак чего ради он отпра-
вится в Гималаи или Кулачалу? Современным людям это не под
силу, поэтому Господь Кришна советует им избрать путь бхакти-
йоги. Занятия бхакти-йогой освобождают человека от влияния лю-
бых проявлений двойственности. В бхакти-йоге вся деятельность
сосредоточена вокруг Кришны, а Кришна всегда трансцендентен.
Поэтому тот, кто хочет подняться над миром двойственности, дол-
жен постоянно служить Господу. Об этом сказано в "Бхагавад-ги-
те" (14.26):
мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
"Tот, кто всего себя отдает преданному служению и ни при каких
обстоятельствах не сходит с избранного пути, поднимается над гу-
нами материальной природы и достигает уровня Брахмана".
Tому, кто действительно занимается бхакти-йогой, служением
Господу, нетрудно обуздать свои чувства, язык и т.д. Для челове-
ка, который со всей искренностью практикует бхакти-йогу, веро-
ятность падения практически равна нулю. Но, даже если такой че-
ловек падает, он ничего не теряет. На какое-то время его преданное
служение может приостановиться или затормозиться, но при пер-
вой же благоприятной возможности он продолжит путь с того мес-
та, на котором он прервал свое служение.
TЕКСT 38
тапаса видйайа паква кашайо нийамаир йамаих
йуйудже брахманй атманам виджитакшанилашайах
тапаса - аскезами; видйайа - знанием; паква - сжег; кашайах -
все нечистое; нийамаих - следуя регулирующим принципам; йама-
их - владея собой; йуйудже - он сосредоточил; брахмани - на по-
стижении духовного; атманам - своей сущности; виджита - пол-
ностью подчинил себе; акша - чувства; анила - жизнь; ашайах -
сознание.
Поклоняясь Господу, совершая аскезы и следуя регулирующим
Дата: 2019-05-29, просмотров: 294.