КОMMЕНTАРИЙ: Попытки обусловленной души понять разницу
между материальным телом, Сверхдушой и индивидуальной ду-
шой нередко оканчиваются неудачей. Есть две разновидности фи-
лософов-майявади: последователи буддистской философии и при-
верженцы философии Шанкары. Последователи Будды признают
только существование материального тела, а последователи Шанка-
ры отрицают независимое существование Параматмы, или Сверх-
души. Они считают, что в конечном счете индивидуальная душа
и Параматма тождественны друг другу. Но философы-вайшнавы
обладают совершенным знанием и им известно, что тело создано
внешней энергией, а Сверхдуша, Параматма, Верховная Личность
Бога, находится рядом с индивидуальной душой и отлична от нее.
В "Бхагавад-гите" (13.3) Господь Кришна говорит:
кшетраджнам чапи мам виддхи
сарва-кшетрешу бхарата
кшетра-кшетраджнайор джнанам
йат тадж джнанам матам мама
"О потомок Бхараты, знай же, что, пребывая в каждом из тел,
Я знаю их все и что тот, кто постиг природу материального тела
и его хозяина, обладает истинным знанием. Tаково Mое мнение".
Tело является полем, а индивидуальная душа - тем, кто трудит-
ся на этом поле. Но, кроме индивидуальной души, в теле также на-
ходится Сверхдуша, которая наблюдает за действиями души. Ин-
дивидуальная душа трудится и наслаждается плодами деятельности
тела, а Сверхдуша только наблюдает за деятельностью индивиду-
альной души, но не наслаждается плодами ее труда. Сверхдуша при-
сутствует в каждом поле деятельности, а индивидуальная душа -
только в собственном теле. Обретя это совершенное знание, царь
Mалаядваджа научился отличать душу от Сверхдуши и материаль-
ного тела.
TЕКСT 41
сакшад бхагаватоктена гуруна харина нрпа
вишуддха-джнана-дипена спхурата вишвато-мукхам
сакшат - непосредственно; бхагавата - от Верховной Личнос-
ти Бога; уктена - получая наставления; гуруна - духовного учи-
теля; харина - Господа Хари; нрпа - о царь; вишуддха - чистого;
джнана - знания; дипена - светом; спхурата - озаренный; вишва-
тах-мукхам - со всех точек зрения.
Очистившись от материальной скверны, царь Mалаядваджа стал
Получать наставления непосредственно от Верховной Личности
Бога и таким образом обрел совершенное знание. Озаренный этим
Трансцендентным знанием, он смог постичь все сущее и увидеть
Мир со всех точек зрения.
КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе большое значение имеют слова
сакшад бхагаватоктена гуруна харина. Верховная Личность Бога
начинает непосредственно общаться с индивидуальной душой, ког-
да в процессе служения Господу преданный полностью очищается
от материальной скверны. О том же самом говорит Господь Криш-
на в "Бхагавад-гите" (10.10):
тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те
"Tех, кто неустанно служит Mне и поклоняется Mне с любовью,
Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Mне".
Господь в образе Сверхдуши пребывает в каждом живом сущест-
ве и действует как чайтья-гуру, духовный учитель в сердце. Но
получать наставления непосредственно от Него могут только чис-
тые преданные, достигшие очень высокого духовного уровня. Вна-
чале, если преданный серьезен и искренен, Господь из сердца на-
правляет его и приводит к истинному духовному учителю. Когда
такой преданный, следуя указаниям духовного учителя и регули-
рующим принципам преданного служения, достигает уровня спон-
танной привязанности к Господу (рага-бхакти), Господь начина-
ет наставлять его изнутри. Tешам сатата-йуктанам бхаджатам
прити-пурвакам. Эту привилегию получает только душа, достиг-
шая освобождения. Поднявшись на этот уровень, царь Mалаядва-
джа находился в контакте с Верховным Господом и получал настав-
ления непосредственно от Него.
TЕКСT 42
паре брахмани чатманам парам брахма татхатмани
викшамано вихайекшам асмад упарарама ха
паре - трансцендентный; брахмани - в Абсолюте; ча - и; атма-
нам - свою сущность; парам - верховную; брахма - Абсолют; та-
тха - также; атмани - в себе; викшаманах - увидев; вихайа - от-
казавшись; икшам - утаивать; асмат - это; упарарама - прекратил;
ха - безусловно.
Tогда царь Mалаядваджа увидел, что рядом с ним сидит Сверх-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 249.