КОMMЕНTАРИЙ: В преддверии смерти ворота тела запираются,
так как их поражает болезнь, вызванная тем, что желчь, слизь
и воздух в теле выходят из равновесия. Поэтому живое существо
не может отчетливо выразить того, что с ним происходит, и род-
ственники, столпившиеся у постели умирающего, слышат только
его предсмертные хрипы: "Гхура, гхура". В своей "Mукунда-мала-
стотре" царь Кулашекхара говорит:
кршна твадийа-падапанкаджа-панджарантам
адйаива ме вишату манаса-раджа-хамсах
прана-прайана-самайе капха-вата-питтаих
кантхавародхана-видхау смаранам кутас те
"Дорогой Кришна, позволь мне умереть прямо сейчас, чтобы ле-
бедь моего ума запутался в стеблях Tвоих лотосных стоп. А ина-
че как я вспомню о Tебе, испуская последний вздох, когда удушье
сдавит мне горло?" Лебедям нравится нырять под воду и опуты-
вать себя стеблями лотосов. Запутаться в стебле лотоса для лебе-
дя - радость, игра. Tот, кто умирает здоровым, думая о лотосных
стопах Господа, может считать, что ему очень повезло. В старости,
в момент смерти, горло человека обычно забито слизью или сдав-
лено удушьем, и ему может быть трудно произнести маха-мантру,
Харе Кришна. Из-за этого он может забыть о Кришне. Разумеется,
те, кто утвердился в сознании Кришны, не забывают Кришну ни на
одном из этапов жизни, поскольку они всегда повторяют мантру
Харе Кришна, в особенности когда смерть напоминает им о себе.
TЕКСT 16
духитрх путра-паутрамш ча джами-джаматр-паршадан
сватвавашиштам йат кинчид грха-коша-париччхадам
духитрх - дочери; путра - сыновья; паутран - внуки; ча - и;
джами - невестки; джаматр - зятья; паршадан - свита; сватва -
имущество; авашиштам - оставшиеся; йат кинчит - что бы ни;
грха - дом; коша - накопленные богатства; париччхадам - домаш-
няя утварь.
Tогда царь Пуранджана стал думать о своих дочерях, сыновьях,
Внуках, невестках, зятьях, слугах и свите, а также о своем дворце,
Его обстановке и тех богатствах, которые ему удалось скопить.
КОMMЕНTАРИЙ: Нередко человек, сильно привязанный к мате-
риальному телу, просит врача хотя бы ненадолго продлить ему
жизнь. Если так называемому дипломированному медику с по-
мощью кислорода или разных медикаментов удается на несколько
минут продлить своему пациенту жизнь, он думает, что добился
большого успеха, хотя в конце концов больной все равно умира-
ет. Это называется борьбой за существование. В момент смерти
и пациент, и врач, вопреки всему, надеются, что жизнь умирающе-
го продлится, хотя все ткани и органы тела практически мертвы
и оживить их невозможно.
TЕКСT 17
ахам мамети свикртйа грхешу куматир грхи
дадхйау прамадайа дино випрайога упастхите
ахам - я; мама - мое; ити - так; сви-кртйа - принимая; грхе-
шу - в доме; ку-матих - ум которого полон порочных мыслей;
грхи - домохозяин; дадхйау - переключает внимание на; прама-
дайа - со своей женой; динах - очень бедный; випрайоге - когда
разлука; упастхите - произошла.
Царь Пуранджана был очень сильно привязан к семье, а также
к понятиям "я" и "мое". Страсть к жене практически разорила
Его. Когда же им пришло время расставаться, горю его не было
Конца.
КОMMЕНTАРИЙ: Из этого стиха становится ясно, что даже в мо-
мент смерти человека не оставляют мысли о материальных наслаж-
дениях. Это доказывает, что после смерти душа, живое существо,
остается в тонком теле, состоящем из ума, разума и эго. Под вли-
янием ложного эго живое существо до конца своих дней сохраняет
желание наслаждаться материальным миром, и, когда оно лишает-
ся этой возможности, его охватывает тоска. Живое существо по-
прежнему строит планы в надежде улучшить условия своей жизни,
и потому, когда оно оставляет свое нынешнее грубое тело, тонкое
тело переносит его в следующее грубое тело. Перемещение тонко-
го тела нельзя увидеть материальными глазами, вот почему, ког-
да человек оставляет свое грубое тело, мы думаем, что ему при-
шел конец. Tонкое тело создает картины будущих материальных
наслаждений, а грубое тело служит инструментом для осуществле-
ния этих планов. Поэтому грубое тело можно сравнить с женой,
так как жена является для мужчины источником всевозможных на-
слаждений. Из-за длительного пребывания в грубом теле живое су-
щество очень огорчается, когда ему приходится расставаться с ним.
В этот момент ум живого существа вынуждает его переселяться
в новое грубое тело и продолжать свое существование в матери-
альном мире.
На санскрите слово стри значит "расширение". Благодаря жене
расширяется круг тех, кого мы любим: у нас появляются сыновья,
дочери, внуки и т.д. Особенно сильно привязанность к членам
семьи проявляется в момент смерти. Нередко перед тем, как
оставить тело, человек призывает к себе своего любимого сына,
чтобы поручить ему заботы о своей жене и доме. Он говорит:
"Сынок, мне приходится покидать вас. Пожалуйста, позаботься о
семейных делах". Он произносит эти слова, не имея ни малейшего
представления о том, что ожидает его после смерти.
TЕКСT 18
локантарам гатавати майй анатха кутумбини
вартишйате катхам тв эша балакан анушочати
лока-антарам - в другую жизнь; гатавати майи - когда я уйду;
анатха - оставшись без мужа; кутумбини - вместе со всеми чле-
нами семьи; вартишйате - будет жить; катхам - как; ту - тогда;
эша - эта женщина; балакан - о детях; анушочати - сокрушаясь.
Tревожные мысли одолевали царя Пуранджану. "Увы, - думал
Дата: 2019-05-29, просмотров: 272.