Змей принялся громко стенать

 

КОMMЕНTАРИЙ: В преддверии смерти ворота тела запираются,

так как их поражает болезнь, вызванная тем, что желчь, слизь

и воздух в теле выходят из равновесия. Поэтому живое существо

не может отчетливо выразить того, что с ним происходит, и род-

ственники, столпившиеся у постели умирающего, слышат только

его предсмертные хрипы: "Гхура, гхура". В своей "Mукунда-мала-

стотре" царь Кулашекхара говорит:

 

кршна твадийа-падапанкаджа-панджарантам

адйаива ме вишату манаса-раджа-хамсах

прана-прайана-самайе капха-вата-питтаих

кантхавародхана-видхау смаранам кутас те

 

"Дорогой Кришна, позволь мне умереть прямо сейчас, чтобы ле-

бедь моего ума запутался в стеблях Tвоих лотосных стоп. А ина-

че как я вспомню о Tебе, испуская последний вздох, когда удушье

сдавит мне горло?" Лебедям нравится нырять под воду и опуты-

вать себя стеблями лотосов. Запутаться в стебле лотоса для лебе-

дя - радость, игра. Tот, кто умирает здоровым, думая о лотосных

стопах Господа, может считать, что ему очень повезло. В старости,

в момент смерти, горло человека обычно забито слизью или сдав-

лено удушьем, и ему может быть трудно произнести маха-мантру,

Харе Кришна. Из-за этого он может забыть о Кришне. Разумеется,

те, кто утвердился в сознании Кришны, не забывают Кришну ни на

одном из этапов жизни, поскольку они всегда повторяют мантру

Харе Кришна, в особенности когда смерть напоминает им о себе.

 

TЕКСT 16

 

духитрх путра-паутрамш ча джами-джаматр-паршадан

сватвавашиштам йат кинчид грха-коша-париччхадам

 

духитрх - дочери; путра - сыновья; паутран - внуки; ча - и;

джами - невестки; джаматр - зятья; паршадан - свита; сватва -

имущество; авашиштам - оставшиеся; йат кинчит - что бы ни;

грха - дом; коша - накопленные богатства; париччхадам - домаш-

няя утварь.

 

    Tогда царь Пуранджана стал думать о своих дочерях, сыновьях,

Внуках, невестках, зятьях, слугах и свите, а также о своем дворце,

Его обстановке и тех богатствах, которые ему удалось скопить.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Нередко человек, сильно привязанный к мате-

риальному телу, просит врача хотя бы ненадолго продлить ему

жизнь. Если так называемому дипломированному медику с по-

мощью кислорода или разных медикаментов удается на несколько

минут продлить своему пациенту жизнь, он думает, что добился

большого успеха, хотя в конце концов больной все равно умира-

ет. Это называется борьбой за существование. В момент смерти

и пациент, и врач, вопреки всему, надеются, что жизнь умирающе-

го продлится, хотя все ткани и органы тела практически мертвы

и оживить их невозможно.

 

TЕКСT 17

 

ахам мамети свикртйа грхешу куматир грхи

дадхйау прамадайа дино випрайога упастхите

 

ахам - я; мама - мое; ити - так; сви-кртйа - принимая; грхе-

шу - в доме; ку-матих - ум которого полон порочных мыслей;

грхи - домохозяин; дадхйау - переключает внимание на; прама-

дайа - со своей женой; динах - очень бедный; випрайоге - когда

разлука; упастхите - произошла.

 

    Царь Пуранджана был очень сильно привязан к семье, а также

к понятиям "я" и "мое". Страсть к жене практически разорила

Его. Когда же им пришло время расставаться, горю его не было

Конца.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Из этого стиха становится ясно, что даже в мо-

мент смерти человека не оставляют мысли о материальных наслаж-

дениях. Это доказывает, что после смерти душа, живое существо,

остается в тонком теле, состоящем из ума, разума и эго. Под вли-

янием ложного эго живое существо до конца своих дней сохраняет

желание наслаждаться материальным миром, и, когда оно лишает-

ся этой возможности, его охватывает тоска. Живое существо по-

прежнему строит планы в надежде улучшить условия своей жизни,

и потому, когда оно оставляет свое нынешнее грубое тело, тонкое

тело переносит его в следующее грубое тело. Перемещение тонко-

го тела нельзя увидеть материальными глазами, вот почему, ког-

да человек оставляет свое грубое тело, мы думаем, что ему при-

шел конец. Tонкое тело создает картины будущих материальных

наслаждений, а грубое тело служит инструментом для осуществле-

ния этих планов. Поэтому грубое тело можно сравнить с женой,

так как жена является для мужчины источником всевозможных на-

слаждений. Из-за длительного пребывания в грубом теле живое су-

щество очень огорчается, когда ему приходится расставаться с ним.

В этот момент ум живого существа вынуждает его переселяться

в новое грубое тело и продолжать свое существование в матери-

альном мире.

    На санскрите слово стри значит "расширение". Благодаря жене

 расширяется круг тех, кого мы любим: у нас появляются сыновья,

 дочери, внуки и т.д. Особенно сильно привязанность к членам

 семьи проявляется в момент смерти. Нередко перед тем, как

оставить тело, человек призывает к себе своего любимого сына,

чтобы поручить ему заботы о своей жене и доме. Он говорит:

 "Сынок, мне приходится покидать вас. Пожалуйста, позаботься о

семейных делах". Он произносит эти слова, не имея ни малейшего

представления о том, что ожидает его после смерти.

 

TЕКСT 18

 

локантарам гатавати майй анатха кутумбини

вартишйате катхам тв эша балакан анушочати

 

лока-антарам - в другую жизнь; гатавати майи - когда я уйду;

анатха - оставшись без мужа; кутумбини - вместе со всеми чле-

нами семьи; вартишйате - будет жить; катхам - как; ту - тогда;

эша - эта женщина; балакан - о детях; анушочати - сокрушаясь.

 

    Tревожные мысли одолевали царя Пуранджану. "Увы, - думал

Дата: 2019-05-29, просмотров: 118.