Странствовать по всему миру, сопровождаемый Праджварой, Ка-
Лаканьей и своими воинами.
КОMMЕНTАРИЙ: Период жизни, предшествующий смерти, безу-
словно, очень опасен, потому что в это время на людей, как пра-
вило, нападает старческая немощь и всевозможные недуги. В этом
стихе болезни, поражающие тело, сравнивают с воинами. Это не
обычные воины: они действуют под началом царя яванов, кото-
рый является их главнокомандующим, на что указывает употреб-
ленное здесь слово дишта-каринах. Когда человек молод, он не ду-
мает о старости и вволю наслаждается сексом, не зная о том, что
подобные развлечения в конце жизни принесут ему всевозможные
болезни, которые так измучат его тело, что он будет молить Бога
о скорой смерти. Чем больше человек наслаждается сексом в мо-
лодости, тем больше страдает, когда наступает старость.
TЕКСT 2
та экада ту рабхаса пуранджана-пурим нрпа
рурудхур бхаума-бхогадхйам джарат-паннага-палитам
те - они; экада - однажды; ту - тогда; рабхаса - стремительно;
пуранджана-пурим - город Пуранджаны; нрпа - о царь; рурудхух -
окружили; бхаума-бхога-адхйам - полный чувственных удовольст-
вий; джарат - старым; паннага - змеем; палитам - защищаемый.
Однажды грозные воины царя яванов стремительно напали на
Город Пуранджаны. Хотя в этом городе было все необходимое для
Чувственных наслаждений, его единственным защитником оказал-
Ся старый змей.
КОMMЕНTАРИЙ: Tело человека, предающегося чувственным на-
слаждениям, с каждым днем становится все слабее. В конце концов
жизненная сила ослабевает настолько, что в этом стихе ее сравни-
вают с немощным змеем. Сравнение жизненного воздуха со зме-
ем уже встречалось в предыдущей главе. Когда жизненная сила
в теле слабеет, вместе с ней ослабевает и само тело. В это время
предвестники смерти, грозные воины повелителя смерти Ямарад-
жи, начинают яростно атаковать тело. Согласно ведическим прин-
ципам, человек должен до наступления этого времени уйти из до-
ма и принять санньясу, чтобы до конца своей жизни проповедовать
послание Бога. Tот же, кто остается дома и пользуется услугами
любимой жены и детей, от избытка наслаждений с каждым днем
становится все слабее. Когда к нему наконец приходит смерть, он
оставляет тело, не имея никакого духовного багажа. В наши дни
даже самый старый член семьи не уходит из дома из-за привязан-
ности к жене, детям, деньгам, комфорту, апартаментам и т.д. По-
этому в конце жизни его охватывает тревога о том, кто после его
смерти будет заботиться о его жене и как она справится с много-
численными семейными обязанностями. В результате перед смер-
тью мужчина обычно думает о своей жене. В "Бхагавад-гите" (8.6)
сказано:
йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам
там там эваити каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах
"О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя тело,
этого состояния он и достигнет в следующей жизни".
В момент смерти человек думает о том, что он сделал на протя-
жении всей жизни, и его мысли и желания в конце жизни опреде-
ляют, каким будет его следующее тело (дехантара). Tот, кто очень
привязан к дому, перед смертью, естественно, будет думать о сво-
ей любимой жене. Поэтому в следующей жизни он получит тело
женщины и будет пожинать плоды своей благочестивой и небла-
гочестивой деятельности. В этой главе подробно объясняется, как
и почему царь Пуранджана получил тело женщины.
TЕКСT 3
кала-канйапи бубхудже пуранджана-пурам балат
йайабхибхутах пурушах садйо нихсаратам ийат
кала-канйа - дочь Калы; апи - также; бубхудже - завладела; пу-
ранджана-пурам - городом Пуранджаны; балат - силой; йайа - ко-
торой; абхибхутах - одолеваемый; пурушах - человек; садйах - тут
же; нихсаратам - недееспособным; ийат - становится.
С помощью этих грозных воинов Калаканья нападала на одно-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 260.