Нем Явана-раджа по имени Страх решительно приблизился к ца-
Рю, чтобы арестовать его.
КОMMЕНTАРИЙ: Глупые люди не знают, что каждая индивиду-
альная душа несет ответственность за свои действия. Пока живое
существо находится в теле ребенка или подростка и еще не успело
нагрешить, отец и мать обязаны дать ему правильное представле-
ние о жизненных ценностях. Будет ли ребенок, став взрослым, доб-
росовестно выполнять свои обязанности, - уже его дело. После
смерти родители не в состоянии помочь своим детям. Отец может
оставить детям дом и какое-то имущество, чтобы им было легче
на первых порах, но он не должен мучиться мыслями о том, как
его семья будет жить после его смерти. Это болезнь обусловленной
души. Mало того, что человек сам грешит, пытаясь наслаждаться
жизнью, он еще старается накопить огромные богатства, чтобы
оставить их своим детям, тем самым предоставив им все возмож-
ности для наслаждений.
Но как бы то ни было, смерти боится каждый; вот почему смерть
называют бхайа, что значит "страх". Царь Пуранджана был по-
глощен мыслями о жене и детях, но смерть не стала его ждать.
Смерть не ждет никого: она не мешкая приступает к исполнению
своих обязанностей. Смерть без колебаний забирает живое сущест-
во с собой, поэтому атеисты, которые губят свою жизнь, постоянно
думая о благополучии своей страны, общества и семьи, и не стре-
мятся постичь Бога, в конце концов встречаются с Богом в облике
смерти. Большое значение в этом стихе имеет слово атад-арханам,
указывающее на то, что человек не должен слишком увлекать-
ся деятельностью на благо семьи, страны, общества или какой-
либо социальной группы. Tакая деятельность не способствует его
духовному развитию. К сожалению, в современном обществе так
называемые образованные люди ничего не знают о том, что та-
кое духовное развитие. Родившись в теле человека, они получи-
ли возможность продвигаться по духовному пути, но предпочита-
ют оставаться скупцами. Tакие люди используют свою жизнь не
по назначению и бесцельно проживают ее, поглощенные мыслями
о том, как обеспечить материальное благополучие своим родствен-
никам, соотечественникам, обществу и т.д. Наш истинный долг -
научиться побеждать смерть. Способ, позволяющий сделать это,
указан в "Бхагавад-гите" (4.9), где Господь Кришна говорит:
джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со 'рджуна
"Tот, кто постиг трансцендентную природу Mоего явления и Mоих
деяний, оставив тело, никогда больше не родится в материальном
мире, но вернется в Mою вечную обитель, о Арджуна".
Tот, кто полностью развил в себе сознание Кришны, после смер-
ти не получит нового материального тела, а вернется домой, к Бо-
гу. Каждый должен стремиться к этой высшей цели. К сожалению,
вместо этого люди поглощены мыслями об обществе, дружбе, люб-
ви, о своих родных и близких. Однако участники Движения созна-
ния Кришны просвещают людей, живущих на земле, и рассказы-
вают им о том, как можно победить смерть. Харим вина на сртим
таранти. Одолеть смерть может только тот, кто принял покрови-
тельство Верховной Личности Бога.
TЕКСT 23
пашувад йаванаир эша нийаманах свакам кшайам
анвадраванн анупатхах шочанто бхршам атурах
пашу-ват - как животное; йаванаих - яванами; эшах - Пуран-
джана; нийаманах - арестованный и уведенный; свакам - в их;
кшайам - обитель; анвадраван - последовали; анупатхах - сопро-
вождающие лица; шочантах - скорбя; бхршам - очень; атурах -
огорчился.
Увидев, как яваны, связав царя, словно животное, уводят его
К себе, приближенные Пуранджаны погрузились в скорбь. Но, по-
Ка они горевали, их заставили отправиться вслед за своим госпо-
Дином.
КОMMЕНTАРИЙ: Когда Ямараджа и его подручные ведут живое
существо к месту суда, спутники живого существа: жизнь, жизнен-
ный воздух и желания - следуют за ним. Об этом также говорит-
ся в Ведах. Когда Ямараджа берет в плен живое существо (там
уткрамантам), вместе с живым существом уходит и жизненный
воздух (прано 'нуткраманти), а после ухода жизненного возду-
ха (пранам ануткрамантам) все чувства (сарве пранах) тоже идут
вслед за ним (ануткраманти). Уходя, живое существо и жизнен-
ный воздух оставляют позади себя комок плоти, состоящий из пяти
материальных элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. По-
сле этого живое существо приводят на суд, где Ямараджа решает,
каким будет его следующее тело. Современным ученым ничего не
известно об этом. Каждое живое существо несет ответственность
за поступки, которые оно совершает в этой жизни, и после смерти
его приводят на суд Ямараджи, который определяет, в каком теле
оно должно будет родиться в следующий раз. Хотя живое сущест-
во покидает грубое материальное тело, оно продолжает существо-
вать и за ним тянутся его желания и последствия совершенных им
поступков. Именно Ямараджа решает, каким будет следующее те-
ло живого существа в зависимости от поступков, которые оно со-
вершило в прошлом.
TЕКСT 24
пурим вихайопагата упаруддхо бхуджангамах
йада там эвану пури виширна пракртим гата
пурим - город; вихайа - оставив; упагатах - вышедший; упаруд-
дхах - арестованный; бхуджангамах - змей; йада - когда; там -
его; эва - несомненно; ану - вслед; пури - город; виширна - разру-
шили; пракртим - в материю; гата - превратили.
Змей, уже арестованный воинами Явана-раджи и вытащенный
Дата: 2019-05-29, просмотров: 273.