КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе описана материальная жизнь. Mа-
териальное существование начинается, когда мужчина привязыва-
ется к женщине и забывает (нашта-смртих), что по своей природе
он вечный слуга Кришны. Из-за этого живое существо переселяет-
ся из одного тела в другое, беспрестанно испытывая тройственные
материальные страдания. Чтобы вывести человеческую цивилиза-
цию из тьмы невежества, было основано это Движение. Основ-
ная цель Движения сознания Кришны - просветить забывчивые
живые существа и дать им возможность восстановить изначально
присущее им сознание, сознание Кришны. Это позволит живому
существу спастись от катастрофы невежества и избавит от необ-
ходимости переселяться из тела в тело. В одной из песен Шрилы
Бхактивиноды Tхакура есть такие слова:
анади карама-пхале, пади' бхаварнава-джале,
тарибаре на декхи упайа
э вишайа-халахале, дива-ниши хийа джвале,
мана кабху сукха нахи пайа
"Пожиная плоды своей кармической деятельности, я оказался
в бескрайнем океане неведения, который подобен океану яда, и те-
перь не вижу никакой возможности выбраться из него. Mы пыта-
емся стать счастливыми, ища чувственных наслаждений, но, в сущ-
ности, наши мнимые наслаждения подобны слишком острой пище,
жгущей сердце. Я ощущаю это жжение днем и ночью, и потому
ум мой никак не может обрести умиротворения".
Mатериальная жизнь всегда исполнена тревог и беспокойств. Лю-
ди постоянно ищут способы избавиться от них, но, поскольку у них
нет настоящего лидера, они пытаются найти забвение в вине и сек-
се. Глупцы не знают, что, пытаясь заслониться от тревог с по-
мощью секса и алкоголя, они только продлевают срок своего пре-
бывания в материальном мире. Спастись от материальных тревог
таким образом невозможно.
Слово прамада-санга-душитах указывает, что если мужчина
просто привязан к женщине, то одного этого достаточно для того,
чтобы он продолжал влачить мучительное существование в мате-
риальном мире. Вот почему в ведическом обществе мужчину с са-
мого начала жизни учили тому, как освободиться от привязанности
к женщинам. Первый этап жизни называется брахмачарья, вто-
рой - грихастха, третий - ванапрастха, а четвертый - саннья-
са. Деление жизни на эти этапы призвано помочь мужчине изба-
виться от стремления к общению с женщинами.
TЕКСT 28
там эва манаса грхнан бабхува прамадоттама
анантарам видарбхасйа раджа-симхасйа вешмани
там - ее; эва - несомненно; манаса - умом; грхнан - принимая;
бабхува - стал; прамада - женщиной; уттама - занимающей высо-
кое положение; анантарам - после смерти; видарбхасйа - Видарб-
хи; раджа-симхасйа - самого могущественного царя; вешмани - в
доме.
Оставляя тело, царь Пуранджана думал о своей жене, поэтому
В следующей жизни он родился очень красивой и знатной женщи-
Ной. Он стал дочерью царя Видарбхи и появился на свет в цар-
Ском дворце.
КОMMЕНTАРИЙ: Поскольку, умирая, царь Пуранджана думал
о своей жене, в следующей жизни он получил тело женщины. Этот
пример подтверждает сказанное в одном из стихов "Бхагавад-ги-
ты" (8.6)
йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам
там там эваити каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах
"О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя тело,
этого состояния он и достигнет в следующей жизни".
Tо, о чем живое существо обычно думает в течение жизни,
всплывет в его уме и в момент смерти. Умирая, живое существо
будет думать о том, что занимало его ум в течение всей жизни:
наяву, в полудреме, в сновидениях и в состоянии глубокого сна.
Лишившись возможности общаться с Верховным Господом, живое
существо падает в материальный мир, где, согласно законам при-
роды, переселяется из одного тела в другое, пока наконец не по-
лучит тело человека. Если человек, погруженный в мысли о ма-
териальном и несведущий в духовных вопросах, не укроется под
сенью лотосных стоп Верховной Личности Бога, Говинды, кото-
рый может разрешить все его проблемы, связанные с рождением
и смертью, в следующей жизни он станет женщиной, особенно ес-
ли постоянно думает о своей жене. Как сказано в "Шримад-Бхага-
ватам" (3.31.1), кармана даива-нетрена. Человек в течение жизни
совершает благочестивые или греховные поступки, а иногда и те,
и другие. Все эти поступки учитываются высшими силами, которые
затем предоставляют живому существу новое тело. Несмотря на
сильную привязанность к жене, царь Пуранджана совершил много
благочестивых кармических поступков. Поэтому, хотя он и родил-
ся женщиной, он появился на свет в семье могущественного царя.
Этот принцип подтверждает "Бхагавад-гита" (6.41):
прапйа пунйа-кртам локан
ушитва шашватих самах
шучинам шриматам гехе
йога-бхрашто 'бхиджайате
"Йог, не добившийся успеха, проведя множество лет в наслажде-
ниях на планетах, населенных благочестивыми людьми, рождается
в семье праведников или богатых аристократов".
Если из-за привязанности к кармической деятельности, умозри-
тельному философствованию или мистической йоге человек сходит
с пути бхакти-йоги, осознания Бога, в следующей жизни он полу-
чает возможность родиться в знатной и богатой семье. Tак предста-
вители высшей власти, назначенные Верховной Личностью Бога,
воздают живому существу по заслугам и исполняют его желания.
Поскольку Пуранджана был поглощен мыслями о жене, в следу-
ющей жизни он стал женщиной, но благодаря своим благочести-
вым поступкам он появился на свет в царской семье. Иначе говоря,
те, кто решает, каким будет наше следующее тело, учитывают все,
что мы совершили в этой жизни. Поэтому, давая наставления Вья-
садеве, Нарада Mуни сказал, что человек должен целиком посвя-
тить себя преданному служению в сознании Кришны и отбросить
все мирские обязанности. Tакой же совет дает нам и Сам Господь
Кришна. Даже если преданный сойдет с пути духовного самоосо-
знания, в следующей жизни он получит тело человека и родится
в доме преданного или богатого бизнесмена. Благодаря этому он
сможет продолжать заниматься преданным служением Господу.
TЕКСT 29
упайеме вирйа-панам ваидарбхим малайадхваджах
йудхи нирджитйа раджанйан пандйах пара-пуранджайах
упайеме - женился; вирйа - за доблесть или удаль; панам - в на-
граду; ваидарбхим - дочь Видарбхи; малайа-дхваджах - Mалаядва-
джа; йудхи - в сражении; нирджитйа - победив; раджанйан - дру-
гих царевичей; пандйах - лучший из мудрецов, или уроженец стра-
ны Панду; пара - трансцендентного; пурам - города; джайах - за-
воеватель.
Было решено, что Вайдарбхи, дочь царя Видарбхи, выйдет за-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 251.