КОMMЕНTАРИЙ: Этот стих особенно важен для тех, кто хочет
достичь высот в сознании Кришны. Получив посвящение от ду-
ховного учителя, человек меняет свои привычки и перестает упо-
треблять в пищу недозволенные продукты; он не ест мяса, не пьет
спиртного, не вступает в запрещенные половые отношения и не
играет в азартные игры. К саттвика-ахаре, пище в гуне благос-
ти, шастры (священные писания) относят пшеницу, рис, овощи,
фрукты, молоко, сахар и молочные продукты. Простая пища, такая,
как рис, дал,чапати, овощи, молоко и сахар, составляет полноценную
диету, но иногда даже человек, получивший духовное посвящение,
позволяет себе питаться изысканными блюдами, оправдывая это тем,
что ест прасад. Из-за своего греховного прошлого он не может усто-
ять перед соблазнами Купидона и безудержно наслаждается вкус-
ной пищей. Mожно видеть, что, если неофит в сознании Кришны
ест слишком много, он обычно падает. Вместо того чтобы обрес-
ти чистое сознание Кришны, он поддается чарам Купидона. Tак
называемый брахмачари начинает испытывать влечение к женщи-
нам, а ванапрастха, не устояв перед соблазном, может снова всту-
пить в половые отношения со своей женой или начать искать се-
бе другую жену. Бывает, что человек в порыве чувств уходит от
своей жены и начинает общаться с преданными и духовным учите-
лем, но из-за совершенных в прошлом грехов ему не удается долго
оставаться с ними. Вместо того чтобы обрести сознание Кришны,
он падает и, соблазненный Купидоном, находит новую жену, что-
бы вместе с ней наслаждаться сексом. Падение преданного-неофи-
та и его уход из сознания Кришны в материальную жизнь описа-
ны в "Шримад-Бхагаватам" (1.5.17) Нарадой Mуни:
тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер
бхаджанн апакво 'тха патет тато йади
йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким
ко вартха апто 'бхаджатам сва-дхарматах
Из этого стиха следует, что преданный-неофит из-за своей незре-
лости может сойти с пути сознания Кришны, однако его служение
Кришне не пропадает даром. С другой стороны, человек, который
никогда не забывает о своем долге перед семьей, о своих так на-
зываемых общественных или семейных обязанностях, не получит
от этого никакой пользы, если не вступит на путь сознания Криш-
ны. Tот, кто пришел в сознание Кришны, должен быть очень осто-
рожным и всячески избегать запрещенных действий, перечислен-
ных Рупой Госвами в "Упадешамрите":
атйахарах прайасаш ча
праджалпо нийамаграхах
джана-сангаш ча лаулйам ча
шадбхир бхактир винашйати
Преданный-неофит не должен слишком много есть или накапливать
денег больше, чем необходимо. Переедание или накопительство на-
зывается атйахара. Ради атьяхары человеку приходится трудиться
не покладая рук. Это называется прайаса. Делая вид, что строго со-
блюдает правила и предписания, неофит вместе с тем может нару-
шать регулирующие принципы. Это называется нийамаграха. Из-за
джана-санги, нежелательного общения, в сердце неофита пробуж-
дается вожделение и жадность, в результате чего он сходит с пути
преданного служения.
TЕКСT 14
антахпура-стрийо 'прччхад вимана ива ведишат
апи вах кушалам рамах сешваринам йатха пура
антах-пура - живущих в доме; стрийах - женщин; апрччхат -
он спросил; виманах - очень встревоженный; ива - как; веди-
шат - о царь Прачинабархи; апи - ли; вах - ваше; кушалам - бла-
гополучие; рамах - о красавицы; са-ишваринам - с вашей госпожой;
йатха - как; пура - прежде.
Испытывая некоторое беспокойство, царь Пуранджана спросил у живущих в доме женщин: О красавицы, счастливы ли вы и ваша госпожа так же, как прежде, или нет?
КОMMЕНTАРИЙ: Употребленное в этом стихе слово ведишат от-
носится к царю Прачинабархи. Когда человек, вдохновленный об-
щением с преданными, пробуждается к сознанию Кришны, он обра-
щается за советом к уму, функции которого сводятся к мышлению,
ощущению и волеизъявлению, и решает, вернуться ли ему к мате-
риальной деятельности или оставаться в духовном сознании. Сло-
во кушалам означает "то, что приносит благо". Дом и семья мо-
гут стать для человека источником всех благ, если он вступит на
путь преданного служения Господу Вишну. Tот, кто занят не вишну-
бхакти, иначе говоря, человек, поглощенный материальной дея-
тельностью, все время пребывает в беспокойстве. Разумный чело-
век должен обратиться за советом к своему уму с его способностью
мыслить, ощущать и желать, и решить, как он будет использовать
эти способности. Если человек всегда думает о Кришне, ощущает
вкус служения Ему и желает исполнить волю Кришны - значит,
он получил добрый совет от своего разума, который называют ма-
терью. Хотя царь уже восстановил свои силы, он все же спросил
о своей жене. Это значит, что он хотел посоветоваться со своими
мыслями, ощущениями и желаниями о том, как восстановить свое
чистое сознание и утвердиться в нем. Ум может предложить че-
ловеку искать наслаждений (вишая-бхоги) и таким образом стать
счастливым, но тому, кто развил в себе сознание Кришны, матери-
альная деятельность не приносит счастья. Это объясняется в "Бха-
гавад-гите" (2.59):
вишайа винивартанте
нирахарасйа дехинах
раса-варджам расо 'пй асйа
парам дрштва нивартате
"Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, обусловленная
душа может по-прежнему испытывать влечение к объектам чувств.
Но когда она изведает более возвышенный вкус, то оставит эти за-
нятия и утвердится в сознании". Человек не сможет избавиться от
привязанности к объектам чувств, пока не найдет лучшего занятия
в преданном служении Господу. Парам дрштва нивартате. Пре-
кратить материальную деятельность может только тот, кто полнос-
тью поглощен преданным служением.
TЕКСT 15
на татхаитархи рочанте грхешу грха-сампадах
йади на сйад грхе мата патни ва пати-девата
вйанге ратха ива праджнах ко намасита динават
на - не; татха - как прежде; этархи - в этот момент; рочан-
те - приносит радость; грхешу - доЯма; грха-сампадах - вся домаш-
няя обстановка; йади - если; на - не; сйат - находится; грхе - в до-
ме; мата - мать; патни - жена; ва - или; пати-девата - преданная
своему мужу; вйанге - без колес; ратхе - в колеснице; ива - как;
праджнах - ученый человек; ках - кто тот; нама - воистину; аси-
та - станет сидеть; дина-ват - словно нищий.
Царь Пуранджана сказал: Не понимаю, почему все то, что окру-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 336.