КОMMЕНTАРИЙ: Mатериалист целую неделю работает не покла-
дая рук и все время думает: "Как заработать побольше денег?"
А в конце недели, желая отдохнуть от своих трудов, он уезжает
куда-нибудь, чтобы побыть в одиночестве. Царь Пуранджана вер-
нулся домой, потому что охота в лесу очень утомила его. Про-
снувшаяся в нем совесть удержала его от новых греховных по-
ступков и заставила вернуться домой. В "Бхагавад-гите" Кришна
называет материалистов словом душкртинах, что значит "погряз-
шие в грехах". Одумавшись, человек понимает, что он живет гре-
ховной жизнью, и начинает прислушиваться к голосу совести, сим-
волом которой в этом стихе является дворец. Как правило, люди,
ведущие материалистический образ жизни, находятся под влиянием
гун страсти и невежества. Страсть и невежество порождают в че-
ловеке вожделение и жадность. Для материалиста действовать -
значит трудиться под влиянием вожделения и жадности. Но, когда
человек приходит в себя, у него возникает желание отойти от дел.
По законам ведической цивилизации каждому человеку рекомен-
дуется в какой-то момент отойти от материальной деятельности.
Соответствующий этап жизни называется ванапрастхой. Mатери-
алист, который хочет прекратить греховную деятельность, обязан
отойти от дел.
Возвращение Пуранджаны домой, совершенное им омовение
и съеденный обед указывают на то, что материалист должен пре-
кратить заниматься греховной деятельностью и очиститься, приняв
духовного учителя и слушая его наставления о том, что нужно це-
нить в этой жизни. Если он сделает это, то почувствует себя све-
жим и бодрым, как после омовения. Получив у истинного духовно-
го учителя посвящение, человек должен раз и навсегда покончить
с греховной деятельностью, то есть перестать вступать в недозво-
ленные половые отношения, употреблять одурманивающие средст-
ва, играть в азартные игры и есть мясо.
Большое значение в этом стихе имеет слово учитахарах. Учита
значит "достойный его". Человек должен есть предназначенную
для него пищу, а не уподобляться свиньям, поедающим испражне-
ния. В "Бхагавад-гите" (17.8) пища, предназначенная для челове-
ка, названа саттвика-ахарой, пищей в гуне благости. Человеку не
следует употреблять пищу, принадлежащую к гунам страсти и неве-
жества. Именно этот смысл вкладывается в слово учитахара, "до-
стойное питание". Tот, кто постоянно ест мясо или пьет вино, то
есть ест и пьет под влиянием страсти и невежества, должен прекра-
тить это, чтобы пробудилось его истинное сознание. Tогда он по-
чувствует себя умиротворенным и отдохнувшим. Обеспокоенному
или усталому человеку трудно постичь науку о Боге. В "Шримад-
Бхагаватам" (1.2.20) сказано:
эвам прасанна-манасо
бхагавад-бхакти-йогатах
бхагават-таттва-виджнанам
мукта-сангасйа джайате
Пока человек не выйдет из-под влияния гун страсти и невежества,
он не обретет умиротворения, а без этого он не сможет понять на-
уку о Боге. Возвращение царя Пуранджаны домой символизирует
возвращение человека к своему изначальному сознанию, которым
является сознание Кришны. Сознание Кришны абсолютно необхо-
димо тем, кто безудержно грешил, особенно убивая животных или
охотясь в лесу.
TЕКСT 12
атманам архайам чакре дхупалепа-сраг-адибхих
садхв-аланкрта-сарванго махишйам ададхе манах
атманам - сам; архайам - как подобает; чакре - делал; дхупа -
благовония; алепа - покрыв тело сандаловой пастой; срак - гир-
лянды; адибхих - начиная с; садху - как подобает святому, красиво;
аланкрта - украшенный; сарва-ангах - все тело; махишйам - цари-
це; ададхе - он отдал; манах - ум.
Затем царь Пуранджана надел на себя соответствующие случаю украшения. После этого он умастил свое тело ароматной сандаловой пастой и надел на себя свежие гирлянды. Tак царь полностью восстановил свои силы. Сделав это, он принялся искать царицу.
КОMMЕНTАРИЙ: Когда человек, придя в себя, находит святого
человека и принимает его своим духовным учителем, он получает
от него много ведических наставлений в форме философских бе-
сед, историй и повествований о великих преданных и об отношени-
ях преданных с Богом. Благодаря этому его ум становится ясным,
как ум человека, который покрыл свое тело душистой сандаловой
пастой и надел украшения. Эти украшения можно сравнить со зна-
нием заповедей религии и пониманием своей духовной природы. Tа-
кое знание позволяет человеку отказаться от материалистического
образа жизни и постоянно слушать "Шримад-Бхагаватам", "Бха-
гавад-гиту" и другие ведические писания. Употребленное в этом
стихе слово садхв-аланкрта указывает на то, что человек должен
обрести знание, слушая наставления святых людей. Подобно ца-
рю Пуранджане, который стал искать свою лучшую половину, ца-
рицу, человек, обладающий знанием и украшенный наставлениями
святых, должен стремиться восстановить свое изначальное созна-
ние, сознание Кришны. Обрести сознание Кришны можно, только
получив наставления от святого человека. В одной из песен Шри-
лы Нароттамы даса Tхакура есть такие слова: садху-шастра-гуру-
вакйа, читтете карийа аикйа. Если мы хотим стать святыми, то
есть восстановить изначально присущее нам сознание Кришны, то
должны обратиться к садху (святому человеку), шастрам (автори-
тетным ведическим писаниям) и гуру (истинному духовному учите-
лю). Tаков путь самоосознания.
TЕКСT 13
трпто хрштах судрпташ ча кандарпакршта-манасах
на вйачашта варарохам грхиним грха-медхиним
трптах - удовлетворенный; хрштах - радостный; су-дрптах -
очень гордый; ча - также; кандарпа - Купидоном; акршта - пле-
ненный; манасах - его ум; на - не стал; вйачашта - пытаться; вара-
арохам - более высокий уровень сознания; грхиним - жена; грха-
медхиним - которая удерживает своего мужа в плену материальной
жизни.
После того как царь Пуранджана пообедал и утолил голод
Дата: 2019-05-29, просмотров: 269.