Ранджана облачился в золотые доспехи и, взяв свой могучий лук
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И колчан с бесчисленными стрелами, сел на колесницу, запряжен-

Ную пятью быстрыми лошадьми, и в сопровождении одиннадцати

Военачальников отправился в лес Панча-прастха. На этой колесни-

Це царь вез две разрывные стрелы. У самой колесницы было два

Колеса, закрепленных на одной оси. На колеснице было три фла-

Га, одна вожжа, один колесничий, одно сиденье, два дышла, она

Была снабжена пятью видами оружия, и у нее было семь внеш-

Них покрытий. Колесница двигалась пятью способами, и на ее пу-

Ти лежало пять препятствий. Все украшения на колеснице были

Сделаны из золота.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В этих трех стихах говорится о том, как три

гуны внешней энергии управляют материальным телом живого су-

щества. Tело - это колесница, а живое существо - владелец тела,

как сказано в "Бхагавад-гите" (2.13): дехино 'смин йатха дехе. Вла-

дельца тела называют дехи, и он находится внутри тела, а точнее,

в сердце. Живое существо везет один колесничий, а сама колесница

создана из трех гун, трех качеств материальной природы, что так-

же подтверждает "Бхагавад-гита" (18.61): йантрарудхани майайа.

Йантра значит "колесница". Живое существо получает тело от ма-

териальной природы, а его водителем является Параматма, Сверх-

душа. Живое существо восседает на колеснице тела. Tаково истин-

ное положение дел.

    Живое существо всегда находится под влиянием трех качеств:

саттвы (благости), раджаса (страсти) и тамаса (невежества). Об

этом также говорится в "Бхагавад-гите" (7.13): трибхир гунамайаир

бхаваих - живое существо введено в заблуждение тремя качества-

ми материальной природы. В этом стихе три качества природы на-

званы тремя флагами. По флагу судят о том, кому принадлежит

колесница; точно так же по характеру влияния трех качеств ма-

териальной природы нетрудно определить направление, в котором

движется колесница. Иными словами, человек, обладающий неко-

торой прозорливостью, способен увидеть, что тело движется под

влиянием разных качеств материальной природы. Из описания де-

ятельности живого существа, приведенного в этих трех стихах, сле-

дует, что тело может попасть под влияние качества невежества, да-

же если человек хочет следовать религиозным принципам. Нарада

Mуни хотел доказать царю Прачинабархишату, что тот находится

под влиянием тамо-гуны, или качества невежества, хотя на первый

взгляд кажется очень религиозным.

    Занимаясь кармической деятельностью (карма-кандией), человек

совершает различные ведические жертвоприношения, и в ходе этих

жертвоприношений приходится убивать животных, чтобы ценой их

жизни проверить силу ведических мантр. Убийство животных, не-

сомненно, совершается под влиянием гуны невежества. Даже склон-

ным к религиозной деятельности людям в шастрах - не только

в Ведах, но и в более поздних писаниях других религиозных тради-

ций - рекомендуется приносить в жертву животных. Но, хотя жер-

твоприношения животных и совершаются под видом религиозных

обрядов, на самом деле они предназначены для людей, находящихся

под влиянием гуны невежества. Убивая животных, такие люди, по

крайней мере, действуют в соответствии с религиозными принци-

пами. Однако трансцендентные религиозные системы, к которым

относится и религия вайшнавов, полностью исключают жертвопри-

ношения животных. В "Бхагавад-гите" (18.66) Кришна призывает

людей следовать принципам такой трансцендентной религии:

 

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо

мокшайишйами ма шучах

 

"Оставь все религии и просто предайся Mне. Я избавлю тебя от

всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего". Поскольку царь

Прачинабархишат проводил жертвоприношения, связанные с убий-

ством животных, Нарада Mуни указал ему, что такие жертвоприно-

шения совершаются под влиянием гуны невежества. В самом нача-

ле "Шримад-Бхагаватам" (1.1.2) говорится: проджджхита-каитаво

'тра. "Шримад-Бхагаватам" безоговорочно отвергает все религиоз-

ные системы, основанные на обмане. Бхагавад-дхарма, религия, ко-

торая открывает живому существу истину о его взаимоотношениях

с Верховной Личностью Бога, не рекомендует совершать жертво-

приношения животных. При проведении санкиртана-ягьи - Харе

Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама,

Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - нет необходимости приносить

в жертву животных.

    Царь Пуранджана, который, как сказано в этих трех стихах,

отправился в лес убивать животных, олицетворяет собой живое

существо, которое под влиянием гуны невежества действует ради

того, чтобы испытать чувственные наслаждения. Наличие матери-

ального тела само по себе свидетельствует о том, что живое су-

щество находится под влиянием трех гун материальной природы

и стремится наслаждаться ее ресурсами. Когда тело живого су-

щества находится под влиянием гуны невежества, его материаль-

ная болезнь проявляется в острой форме. В гуне страсти симпто-

мы этой болезни не такие острые, а под влиянием гуны благости

тело постепенно очищается от материальной инфекции. Религиоз-

ные обряды и ритуалы, безусловно, относятся к гуне благости, но,

поскольку в материальном мире даже гуна благости время от вре-

мени оскверняется другими качествами (страстью и невежеством),

человек в гуне благости иногда действует под влиянием невежества.

    В этих стихах рассказывается о том, как царь Пуранджана од-

нажды отправился в лес убивать животных. Это значит, что он

(живое существо) попал под влияние гуны невежества. Лес, в кото-

ром охотился царь Пуранджана, назывался Панча-прастхой. Сло-

во панча означает "пять" и символизирует пять объектов чувств.

В теле есть пять органов действия: руки, ноги, язык, прямая киш-

ка и гениталии. В полной мере используя их, тело наслаждается

материальной жизнью. Колесницу Пуранджаны везли пять лоша-

дей, символизирующие пять органов чувств: глаза, уши, нос, кожу

и язык. Объекты чувств очень легко притягивают к себе эти орга-

ны чувств. Поэтому здесь сказано, что лошади Пуранджаны бежа-

ли очень быстро. Царь Пуранджана вез на колеснице две разрыв-

ные стрелы, которые можно сравнить с аханкарой, ложным эго.

Под влиянием ложного эго живое существо, во-первых, отождест-

вляет себя с материальным телом (аханта) и, во-вторых, начинает

считать себя собственником всего, что связано с телом (мамата).

    Два колеса колесницы можно сравнить с греховным и религи-

озным образом жизни. Tри флага, которыми украшена колесни-

ца, символизируют три гуны материальной природы. Пять видов

препятствий, или неровных дорог, - это пять воздушных пото-

ков, циркулирующих в теле. Они называются прана, апана, удана,

самана и вьяна. Само тело покрыто семью оболочками: кожей,

мышцами, жиром, кровью, костным мозгом, костью и семенем.

Живое существо покрыто тремя тонкими (ум,разум,эго) и пятью грубыми материальными элементами (вода,огонь,воздух,земля,эфир). Все это - препятствия, мешающие живому существу освободиться из материального плена.

    Слово рашми ("веревка") в данном стихе относится к уму. Боль-

шое значение имеет и слово нида: так называют гнездо, куда пти-

ца прилетает, чтобы отдохнуть. В данном случае нида - это серд-

це, в котором пребывает живое существо. Живое существо может

находиться только в одном месте. Оно попадает в рабство по двум

причинам, которыми являются скорбь и иллюзия. В материальном

мире живое существо вечно жаждет того, чего никогда не сможет

получить. Поэтому оно пребывает в иллюзии. Это, в свою очередь,

приводит к тому, что живое существо постоянно о чем-то скорбит.

Вот почему скорбь и иллюзия названы в этом стихе дви-кубара,

двумя дышлами, на которых держатся путы живого существа.

    Живое существо удовлетворяет свои желания пятью различны-

ми способами, то есть с помощью пяти органов действия. Золотые

украшения и одежды указывают на то, что живое существо нахо-

дится под влиянием раджо-гуны, или гуны страсти. Влиянию гуны

страсти в первую очередь подвержены те, у кого много денег или

богатств. Под влиянием гуны страсти у человека возникает мно-

жество желаний, вызванных стремлением наслаждаться в матери-

альном мире. Одиннадцать военачальников символизируют десять

органов чувств и ум. Ум вместе с десятью другими военачальника-

ми постоянно вынашивает планы, осуществление которых должно

принести живому существу материальные наслаждения. Лес Пан-

ча-прастха, куда царь отправился на охоту, - это лес пяти объек-

тов чувств: формы, вкуса, звука, запаха и прикосновения. Tаким

образом, в этих трех стихах Нарада Mуни описал материальное те-

ло и положение заточенного в нем живого существа.

 

TЕКСT 4

 

чачара мргайам татра дрпта аттешу-кармуках

вихайа джайам атад-архам мрга-вйасана-лаласах

 

чачара - занимался; мргайам - охотой; татра - там; дрптах -

гордый; атта - взяв; ишу - стреЯлы; кармуках - лук; вихайа - оста-

вив; джайам - свою жену; а-тат-архам - хотя это было невозмож-

но; мрга - охотой; вйасана - порочной деятельностью; лаласах -

вдохновленный.

 

    Царь Пуранджана не мог расстаться со своей женой даже на

Дата: 2019-05-29, просмотров: 257.