КОMMЕНTАРИЙ: Согласно Ведам, есть два направления челове-
ческой деятельности: правритти-марг и нивритти-марг. Оба эти
пути основаны на религиозных принципах. Животным доступен
только правритти-марг. Правритти-марг - это путь чувственных
наслаждений, а нивритти-марг - путь духовного развития. Жи-
вотные и демоны понятия не имеют о нивритти-марге, также,
впрочем, нет у них и ясного представления о том, что такое пра-
вритти-марг. Согласно принципам правриттти-марга, человек,
стремящийся к чувственным наслаждениям, может удовлетворять
свои чувства в соответствии с предписаниями Вед. Например, по-
ловой инстинкт есть у каждого, но демоны вступают в половые
отношения, не придерживаясь никаких ограничений, а люди веди-
ческой культуры наслаждаются половыми отношениями регламен-
тированно. Tаким образом, следуя указаниям Вед, цивилизованные
люди могут удовлетворять свои потребности в чувственных на-
слаждениях.
На пути духовного самоосознания (нивритти-марге) половые
отношения запрещены полностью. В обществе должны сущест-
вовать четыре уклада духовной жизни: брахмачарья, грихастха,
ванапрастха и санньяса, и, согласно Ведам, принципам праврит-
ти-марга должны или могут следовать только домохозяева. Во всех
остальных ашрамах половые отношения запрещены.
В этом стихе женщина превозносит правритти-марг и осужда-
ет другой путь, нивритти-марг. Она прямо говорит, что эти,
трансценденталисты, которых интересует только духовная жизнь
(кайвалья), не могут даже представить себе счастье правритти-
марга. Иными словами, человек, ведущий материалистический об-
раз жизни в соответствии с предписаниями Вед, счастливо про-
живает эту жизнь, а в следующей попадает на райские планеты.
Поскольку такой человек регулярно совершает различные рели-
гиозные обряды, в этой жизни он получает всевозможные мате-
риальные награды в виде, например, сыновей и внуков. В мате-
риальном мире рождение, старость, болезни и смерть являются
источником постоянных страданий для живых существ, но те, кто
идет путем правритти-марга, обставляют рождение, старость, бо-
лезни и смерть многочисленными религиозными обрядами. Не об-
ращая внимания на страдания, связанные с рождением, старостью,
болезнями и смертью, они целиком поглощены совершением веди-
ческих обрядов и ритуалов.
Однако основу правритти-марга составляют половые отноше-
ния. В этой связи в "Шримад-Бхагаватам" (7.9.45) сказано: йан
маитхунади-грхамедхи-сукхам хи туччхам. Если домохозяин слиш-
ком привязан к правритти-маргу, его нужно называть не гри-
хастхой, а грихамедхи. Грихастха хочет наслаждаться материаль-
ными удовольствиями, но при этом действует в соответствии с
указаниями Вед. Грихамедхи же ищет только чувственных удоволь-
ствий и не придерживается никаких ведических предписаний. Гри-
хамедхи отстаивает свое право вступать в половые отношения без
всяких ограничений и позволяет своим сыновьям и дочерям вес-
ти беспорядочную половую жизнь, лишая их возможности достичь
истинной цели жизни. Грихастха наслаждается сексом и в этой
жизни, и в следующей, тогда как грихамедхи не знает, что ожида-
ет его после смерти, он думает только о том, как удовлетворить
свою похоть в этой жизни. Как правило, такие люди не проявля-
ют интереса к трансцендентной, духовной жизни. Особенно в наше
время, в век Кали, никто не стремится к духовному совершенству.
Даже те, кто обнаруживает некоторый интерес к духовной жизни,
в большинстве случаев становятся жертвами многочисленных шар-
латанов и избирают ложные пути.
TЕКСT 40
питр-деварши-мартйанам бхутанам атманаш ча ха
кшемйам ваданти шаранам бхаве 'смин йад грхашрамах
питр - предкам; дева - полубогам; рши - мудрецам; мартйа-
нам - всему человечеству; бхутанам - бесчисленным живым су-
ществам; атманах - себе; ча - также; ха - несомненно; кшемйам -
приносит благо; ваданти - говорят; шаранам - убежище; бхаве - в
материальном мире; асмин - эта; йат - та, которая; грха-ашра-
мах - семейная жизнь.
Женщина продолжала: По словам сведущих людей, семейная
Дата: 2019-05-29, просмотров: 261.