Тыми, серебряными и железными куполами.
КОMMЕНTАРИЙ: Стены, защищающие тело, - это кожа. Рас-
тущие на теле волосы сравнивают с парками, а выступающие час-
ти тела, например нос и голову, - с башнями. Mорщины и углуб-
ления на разных частях тела подобны рвам или каналам, глаза -
окнам, а веки - запирающимся дверям. Tри металла (золото, сере-
бро и железо) - это три гуны материальной природы. Золото сим-
волизирует благость, серебро - страсть, а железо - невежество.
Иногда тело также называют бурдюком, заполненным тремя ком-
понентами, из которых состоит тело (три-дхату): слизью, желчью
и воздухом (капхой, питтой и ваю). Йасйатма-буддхих кунапе
три-дхатуке. В "Бхагаватам" (10.84.13) говорится, что человек,
отождествляющий себя с этим бурдюком, ничем не лучше коровы
или осла.
TЕКСT 15
нила-спхатика-ваидурйа мукта-маракатарунаих
клпта-хармйа-стхалим диптам шрийа бхогаватим ива
нила - сапфиры; спхатика - хрусталь; ваидурйа - бриллиан-
ты; мукта - жемчугаЯ; мараката - изумруды; арунаих - рубинами;
клпта - украшенные; хармйа-стхалим - полы дворцов; диптам -
сверкающие; шрийа - красотой; бхогаватим - небесный город Бхо-
гавати; ива - как.
Полы домов в этом городе были сделаны из сапфира, хрусталя,
Бриллиантов, жемчугов, изумрудов и рубинов. Дома в центральной
Части города блестели и сверкали, так что он напоминал райский
Город Бхогавати.
КОMMЕНTАРИЙ: Центром города-тела является сердце. Подоб-
но тому как в столице государства особенно много красивых вы-
сотных зданий и великолепных дворцов, сердце, столица тела, тоже
переполнено всевозможными желаниями и планами, связанными
с удовлетворением материальных чувств. Иногда такие планы срав-
нивают с драгоценными камнями: сапфирами, рубинами, жемчу-
гами и изумрудами. Сердце является центром, в котором сосре-
доточены все замыслы живого существа, поглощенного поисками
материальных наслаждений.
TЕКСT 16
сабха-чатвара-ратхйабхир акридайатанапанаих
чаитйа-дхваджа-патакабхир йуктам видрума-ведибхих
сабха - домами собраний; чатвара - площадями; ратхйабхих -
улицами; акрида-айатана - игорными домами; апанаих - лавка-
ми; чаитйа - местами для отдыха; дхваджа-патакабхих - флагами
и гирляндами; йуктам - украшенные; видрума - без деревьев; веди-
бхих - с возвышениями.
В этом городе было много домов собраний, перекрестков, улиц,
Ресторанов, игорных домов, базаров, мест для отдыха, украшен-
Ных флагами и гирляндами, и прекрасных парков. Все это окру-
Жало город.
КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе приведено описание столицы,
увиденной Пуранджаной. В этой столице были дома собраний, пло-
щади, перекрестки, проспекты и улицы, а также игорные дома, ба-
зары и места для отдыха, причем все они были украшены флагами
и гирляндами. Площади были обнесены оградой, и на них не росло
ни одного дерева. Сердце материального тела сравнивают с домом
собраний, так как, согласно "Бхагавад-гите" (15.15), именно в нем
пребывает живое существо вместе с Параматмой: сарвасйа чахам
хрди саннивишто маттах смртир джнанам апоханам ча. Сердце
является тем центром, который отвечает за память, забывчивость
и способность к размышлению. Глаза, уши и нос подобны увесе-
лительным заведениям, где люди наслаждаются, а разбегающиеся
в разных направлениях улицы можно сравнить с циркулирующими
в теле воздушными потоками. Mетод йоги, позволяющий управлять
воздушными потоками в теле и нервными каналами, называется
сушумной, то есть путем, ведущим к освобождению. Кроме того,
тело является местом отдыха, поскольку, устав, живое существо
отдыхает в теле. Ладони и подошвы ног сравнивают с флагами
и гирляндами.
TЕКСT 17
пурйас ту бахйопаване дивйа-друма-латакуле
надад-вихангали-кула колахала-джалашайе
пурйах - этого города; ту - затем; бахйа-упаване - в загородном
саду; дивйа - прекрасные; друма - деревья; лата - лианы; акуле -
со множеством; надат - певчих; виханга - птиц; али - пчел; кула -
роями; колахала - жужжащих; джала-ашайе - с озером.
В предместьях города располагалось чудесное озеро, по бере-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 250.