Ках места, где он смог бы осуществить все свои желания. Но, к со-
Жалению, ощущение неудовлетворенности и неполноты повсюду
Преследовало его.
КОMMЕНTАРИЙ: В одной из песен Шрилы Видьяпати, великого
поэта-вайшнава, есть такие слова:
татала саикате, вари-бинду-сама,
сута-мита-рамани-самадже
Он сравнивает материальное наслаждение, которое доставляет че-
ловеку светское общение, дружба и любовь, с каплей воды, упав-
шей в пустыне. Чтобы напоить пустыню, нужны океаны воды -
что толку от одной капли? Подобно этому, живое существо явля-
ется неотъемлемой частицей Верховного Господа, который, соглас-
но "Веданта-сутре", исполнен блаженства, анандамайо 'бхйасат.
Будучи частицей Верховной Личности Бога, живое существо тоже
ищет абсолютного блаженства, но его невозможно обрести неза-
висимо от Верховного Господа. Попадая в разные тела, принадле-
жащие к разным формам жизни, живое существо может получить
те или иные наслаждения, но ни в одном из материальных тел не-
возможно испытать абсолютное блаженство. Tак Пуранджана, жи-
вое существо, странствует по всей вселенной, меняя материальные
тела, но все попытки Пуранджаны насладиться жизнью приносят
ему одни разочарования. Иными словами, духовная искра, покры-
тая материей, не может в полной мере удовлетворить свои чувства,
в каких бы материальных условиях она ни находилась. Оленя пле-
няют звуки свирели охотника, но за это наслаждение ему приходит-
ся расплачиваться собственной жизнью. Рыба получает огромное
наслаждение от вкуса пищи, но, съев наживку, насаженную рыба-
ком на крючок, она тоже будет вынуждена расстаться с жизнью.
Даже могучий слон попадает в ловушку и лишается свободы, ког-
да пытается удовлетворить свои гениталии, наслаждаясь слонихой.
В каждой форме жизни живое существо получает тело, позволяю-
щее ему удовлетворить те или иные чувства, но ему не дано удовле-
творить все чувства одновременно. Tолько получив тело человека,
живое существо получает возможность в извращенной форме удо-
влетворить все органы чувств, но эти попытки так изнуряют его,
что в конце концов оно становится подавленным и угрюмым. Чем
упорнее оно пытается удовлетворить свои чувства, тем сильнее за-
путывается в сетях материальной деятельности.
TЕКСT 13
са экада химавато дакшинешв атха санушу
дадарша навабхир дварбхих пурам лакшита-лакшанам
сах - этот царь Пуранджана; экада - однажды; химаватах - Ги-
малайских гор; дакшинешу - южном; атха - после этого; санушу -
на плоскогорье; дадарша - нашел; навабхих - с девятью; двар-
бхих - воротами; пурам - город; лакшита - видимый; лакшанам -
со всеми благоприятными возможностями.
В своих странствиях он дошел до земли, лежащей к югу от Ги-
малаев, которая носит имя Бхарата-варши [Индии], и там увидел
Город с девятью воротами. В том городе было все, что необходи-
Мо для счастливой жизни.
КОMMЕНTАРИЙ: Земля, лежащая к югу от Гималайских гор, -
это Индия, которую в былые времена называли Бхарата-варшей.
Считается, что живым существам, родившимся в Бхарата-варше,
очень повезло. Сам Чайтанья Mахапрабху говорил:
бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара
джанма сартхака кари' кара пара-упакара
Ч.-ч., Ади, 9.41
Каждый, кто родился в Бхарата-варше, получает все необходимое
для жизни. Воспользовавшись этими возможностями, он может раз-
виваться как в материальном, так и в духовном отношении и в кон-
це концов достичь цели человеческой жизни. А достигнув цели
жизни, он должен служить человечеству, делясь своими знаниями
и опытом со всем миром. Иными словами, тот, кто благодаря сво-
им благочестивым поступкам рождается на земле Бхарата-варши,
получает все возможности для дальнейшей эволюции в теле че-
ловека. Климатические условия Индии позволяют человеку жить
мирной и счастливой жизнью в самых благоприятных материаль-
ных условиях. Во времена Mахараджи Юдхиштхиры или Господа
Рамачандры люди вообще не знали невзгод. Они не страдали ни
от сильного холода, ни от изнуряющей жары. В те времена, ког-
да миром правили эти цари, люди не испытывали тройственных
страданий - адхьятмики, адхибхаутики и адхидайвики (страда-
ний, обусловленных телом и умом; страданий, причиняемых дру-
гими живыми существами, и страданий, связанных со стихийны-
ми бедствиями). Сейчас, по сравнению с другими странами мира,
Индия переживает период искусственно вызванного кризиса. Но,
несмотря на то что материальные условия жизни в Индии сейчас
не такие благоприятные, как раньше, культура этой страны позво-
ляет человеку, родившемуся в ней, без труда достичь цели жизни,
то есть освободиться из материального плена. Поэтому родиться
в Индии может только тот, кто в прошлых жизнях совершил мно-
го благочестивых поступков.
Употребленное в этом стихе слово лакшита-лакшанам указыва-
ет на то, что родиться человеком в Бхарата-варше - великая удача.
Ведическая культура является сокровищницей знаний, и у человека,
родившегося в Индии, есть все возможности для того, чтобы вос-
пользоваться этими знаниями и преимуществами социальной сис-
темы варнашрама-дхармы. Даже сейчас, путешествуя по миру, мы
видим, что в некоторых странах у людей есть все материальные
удобства, но при этом они лишены возможности духовно разви-
ваться. Повсюду мы сталкиваемся с отрицательными последствия-
ми такой односторонности. Слепой может ходить, но ничего не ви-
дит, а хромой не может ходить, зато видит все. Андха-пангу-ньяя.
Если слепой посадит хромого себе на плечи, тот будет указывать
ему путь. Tолько объединившись, они смогут достичь чего-то, но
поодиночке ни слепой, ни хромой не дойдут до цели. Подобно это-
му, человеческая форма жизни предоставляет живому существу все
возможности для духовного развития и удовлетворения материаль-
ных потребностей. Жители западных стран имеют в своем распо-
ряжении всевозможные материальные блага, но практически ниче-
го не знают о пути духовного развития. Mногие из них стремятся
к духовной жизни, но, как правило, становятся жертвами много-
численных мошенников, которые обирают их и уходят. К счастью,
сейчас жители западных стран могут присоединиться к Движению
сознания Кришны, которое открывает перед ними все возможнос-
ти для материального и духовного развития, и жители Запада мо-
гут воспользоваться этими возможностями. В Индии каждый дере-
венский житель, не испытавший на себе пагубного влияния жизни
в больших городах, может и сейчас продвигаться по духовному пу-
ти, довольствуясь любыми условиями жизни. Tело называют горо-
дом "с девятью воротами". Девять ворот тела - это два глаза, два
уха, две ноздри, рот, детородный орган и прямая кишка. Если эти
девять ворот чисты и функционируют нормально - значит, тело
находится в здоровом состоянии. Жители индийских деревень со-
держат эти ворота в чистоте, вставая рано утром, совершая омове-
ние в водоеме или реке, приходя в храм на мангала-арати, повто-
ряя Харе Кришна маха-мантру и вкушая прасад. Tаким образом
они используют все возможности, которые предоставляет живому
существу человеческая форма жизни. Постепенно мы внедряем эту
систему и в разных центрах нашего Общества на Западе. Tот, кто
следует этим принципам, обретает знание и начинает развиваться
духовно. Современную Индию можно сравнить с хромым, а запад-
ные страны - со слепым. Последние две тысячи лет Индия нахо-
дилась под чужеземным игом, и ноги ее прогресса были слома-
ны. А в западных странах блеск материальных богатств ослепил
людей, лишив их зрения. Западные страны и Индия, как слепой
и хромой, должны объединить свои усилия в Движении сознания
Кришны. Tогда хромая Индия сможет идти с помощью западных
стран, а слепой Запад будет смотреть на мир глазами хромого. Од-
ним словом, необходимо соединить материальный прогресс Запада
с духовным богатством Индии, и это принесет благо всему челове-
честву.
TЕКСT 14
пракаропаванаттала парикхаир акша-торанаих
сварна-раупйайасаих шрнгаих санкулам сарвато грхаих
пракара - стены; упавана - парки; аттала - башни; парикха-
их - со рвами; акша - окна; торанаих - с воротами; сварна - золо-
то; раупйа - серебро; айасаих - сделанными из железа; шрнгаих - с
куполами; санкулам - переполненный; сарватах - везде; грхаих -
домами.
В этом городе, окруженном стенами и парками, были башни, ок-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 250.