КОMMЕНTАРИЙ: Говорится, что грубыми материальными орга-
нами чувств невозможно постичь трансцендентное имя, форму, иг-
ры и окружение Господа. Поэтому человек должен встать на путь
преданного служения, чтобы очиститься и получить возможность
созерцать Верховную Личность Бога. В этом стихе сказано, что,
постоянно медитируя на лотосные стопы Господа, преданные очи-
щают свои органы чувств от материальной скверны и благодаря
этому обретают способность видеть Верховного Господа воочию.
В наши дни слово "медитация" стало очень популярным, однако
люди в большинстве своем не понимают истинного смысла меди-
тации. Из Вед же мы узнаём, что йоги всегда погружены в меди-
тацию на лотосные стопы Господа. Дхйанавастхита-тад-гатена
манаса пашйанти йам йогинах (Бхаг., 12.13.1). Это то, чем долж-
ны заниматься йоги: думать о лотосных стопах Господа. Поэтому
тем, кто действительно хочет очиститься от материальной скверны,
Господь Шива советует медитировать на лотосные стопы Верхов-
ного Господа или заниматься мистической йогой, что позволит им
не только постоянно созерцать Господа в своем сердце, но и встре-
титься с Ним лицом к лицу, став одним из Его приближенных на
Вайкунтхалоке или Голоке Вриндаване.
Слово сва-дхармам (сва-дхармам анутиштхатам) указывает на
то, что каждый, кто действительно хочет обрести бесстрашие, дол-
жен следовать принципам варнашрамы (совершенной системы об-
щественного устройства, которая определяет обязанности сосло-
вий брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) и при этом заниматься
бхакти-йогой. Как правило, люди думают, что, если брахманы,
кшатрии, вайшьи или шудры, равно как брахмачари, грихастхи,
ванапрастхи и санньяси будут просто выполнять свои обязанности,
они смогут стать бесстрашными и обрести освобождение, но на са-
мом деле тот, кто не сочетает выполнение предписанных обязаннос-
тей с занятиями бхакти-йогой, не способен полностью избавиться
от страха. В "Бхагавад-гите" описаны системы карма-йоги, гьяна-
йоги, бхакти-йоги, дхьяна-йоги и т.д., но до тех пор, пока человек не
поднимется на уровень бхакти-йоги, никакая другая система йоги
не позволит ему достичь высшей ступени совершенства. Иными
словами, бхакти-йога - единственный путь, ведущий к освобожде-
нию. К этому выводу также пришли Господь Чайтанья и Рамананда
Рай, которые обсуждали пути, ведущие к освобождению из матери-
ального мира. Во время их беседы, приведенной в "Чайтанье-чари-
тамрите", Рамананда Рай сказал, что тому, кто стремится к осво-
бождению, необходимо следовать принципам варнашрама-дхармы,
но Господь Чайтанья назвал этот метод поверхностным (эхо бахйа).
Господь Чайтанья хотел, чтобы Рамананда Рай понял, что исполне-
ние обязанностей в системе варнашрама-дхармы само по себе еще
не гарантирует человеку освобождения. В конце концов Раманан-
да Рай заговорил о методе бхакти-йоги: стхане стхитах шрути-
гатам тану-ван-манобхих (Бхаг., 10.14.3). Какое бы положение ни
занимал человек, если он вступит на путь бхакти-йоги, который на-
чинается со слушания (шрути-гатам) трансцендентных слов Гос-
пода, пересказываемых чистыми преданными, он рано или поздно
победит непобедимого Бога.
Бога называют непобедимым, но человек, смиренно слушающий
то, что говорят осознавшие себя души, одерживает победу над не-
победимым Господом. Tаким образом, тот, кто действительно стре-
мится к освобождению, должен не только выполнять свои обя-
занности в системе варнашрама-дхармы, но и заниматься бхакти-
йогой, слушая людей, осознавших свою духовную природу. Tак он
сможет победить непобедимого Господа и, оставив материальное
тело, стать одним из Его приближенных.
TЕКСT 54
бхаван бхактимата лабхйо дурлабхах сарва-дехинам
свараджйасйапй абхимата экантенатма-вид-гатих
бхаван - Tвоя Mилость; бхакти-мата - преданным; лабхйах -
достижимая; дурлабхах - которой очень трудно достичь; сарва-де-
хинам - всем остальным живым существам; свараджйасйа - вла-
дыке рая; апи - даже; абхиматах - высшая цель; экантена - един-
ством; атма-вит - тех, кто осознал свою истинную сущность;
гатих - обитель Всевышнего.
Дорогой Господь, даже владыка райского царства стремится до-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 262.