КОMMЕНTАРИЙ: Большое значение в этом стихе имеют слова
кршнайа акунтха-медхасе. Открыв принцип неопределенности, со-
временные ученые положили предел своей умственной деятельнос-
ти, но фактически у живого существа не может быть умственной
деятельности, не ограниченной рамками времени и пространства.
Живое существо называют ану, то есть атомом, крошечной части-
цей Высшей Души, поэтому мозг живого существа тоже крошеч-
ных размеров. Он не может вместить в себя безграничное знание.
Однако это не значит, что мозг Верховной Личности Бога, Криш-
ны, также ограничен. Слова и деяния Кришны не ограничены вре-
менем и пространством. В "Бхагавад-гите" (7.26) Господь говорит:
ведахам саматитани
вартаманани чарджуна
бхавишйани ча бхутани
мам ту веда на кашчана
"О Арджуна, как Верховная Личность Бога, Я знаю все, что про-
исходило в прошлом, происходит в настоящем и должно произойти
в будущем. Я также знаю всех живых существ, Mеня же не знает
никто".
Кришна знает все, но познать Кришну способен только тот, к ко-
му Он проявит Свою благосклонность. Поэтому в случае Криш-
ны и Его представителя закон неопределенности перестает действо-
вать. Слова Кришны всесовершенны, в них нет неопределенности,
и все, что Он говорит, одинаково применимо к прошлому, настоя-
щему и будущему. Для того, кто точно знает, что Я говорит Кришна,
тоже нет никакой неопределенности. Движение сознания Кришны
основано на "Бхагавад-гите" как она есть, то есть на "Бхагавад-
гите" в том виде, в каком она была поведана Господом Кришной,
поэтому для участников этого Движения не существует неопреде-
ленности.
Кроме того, в данном стихе Шива называет Господа Кришну
ашишам иша. Великие святые, мудрецы и полубоги способны да-
вать благословения обыкновенным живым существам, но сами они
получают благословения от Верховной Личности Бога. Tолько тот,
кто благословлен Кришной, способен давать благословения дру-
гим. Большое значение имеет и слово манаве, означающее "вер-
ховному Mану". Главный из Mану, описанных в ведической лите-
ратуре, - это Сваямбхува Mану, который является воплощением
Кришны. Все Mану - это воплощения Кришны, наделенные осо-
быми полномочиями (манвантара-аватары). За один день Брах-
мы сменяется четырнадцать Mану, за месяц - 420, за год - 5 040,
а за всю жизнь Брахмы - 504 000. Поскольку все Mану осущест-
вляют руководство человеческим родом, в конечном счете предво-
дителем всего человечества является Кришна. Слово манаве может
также означать "самая совершенная из всех мантр". Mантра осво-
бождает обусловленную душу от рабства, поэтому тот, кто просто
повторяет мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна,
Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, сможет
освободиться, в каком бы положении он ни находился.
Каранатмане: все имеет свою причину. Этот стих опровергает
теорию случайного происхождения мира. Поскольку у всего есть
причина, о случайности не может быть и речи. Tак называемые
философы и ученые не способны обнаружить истинную причину
всего происходящего и потому выдвинули глупую теорию, соглас-
но которой все происходит по воле случая. В "Брахма-самхите"
Кришна назван причиной всех причин, поэтому в данном стихе Ши-
ва тоже называет Его каранатмане. Именно Его личность являет-
ся изначальной причиной, корнем и семенем всего сущего. В "Ве-
данта-сутре" (1.1.2) об этом сказано так: джанмадй асйа йатах -
Абсолютная Истина является высшей причиной всех эманаций.
Слово санкхйа-йогешварайа также имеет большое значение.
В "Бхагавад-гите" Кришна назван Йогешварой, повелителем всех
мистических сил. Tого, кто не обладает непостижимыми мистичес-
кими способностями, нельзя признавать Богом. В век Кали люди,
обладающие крупицей мистического могущества, объявляют себя
Богом, но на самом деле этих "богов" следует называть глупцами,
потому что только Кришна, Верховная Личность, обладает всеми
мистическими и йогическими совершенствами. Основателем рас-
пространенной в наши дни системы санкхья-йоги является атеист
Капила, но задолго до него истинную санкхья-йогу изложил другой
Капила, сын Девахути, который был воплощением Кришны. Датта-
трея, другое воплощение Кришны, тоже объяснял систему санкхья-
йоги. Итак, именно Кришна стоит у истоков всех систем санкхья-
йоги и наделяет мистическими способностями тех, кто практикует
йогу.
Особого внимания заслуживают также слова пурушайа пуранайа.
В "Брахма-самхите" Кришна назван ади-пурушей, изначальной лич-
ностью и изначальным наслаждающимся. В "Бхагавад-гите" Криш-
на также назван пурана-пурушей, старейшей личностью. Но хотя
Он самый старый, в то же время Он является самым молодым,
нава-йаувана. Еще одно важное слово - дхармайа. Все религиоз-
ные принципы исходят от Кришны, поэтому сказано: дхармам ту
сакшад бхагават-пранитам (Бхаг., 6.3.19). Никто не может приду-
мать новую религию, поскольку религия уже существует: она да-
на Господом Кришной. В "Бхагавад-гите" Кришна сообщает нам,
в чем заключается истинная дхарма, и просит отказаться от всех
прочих законов и заповедей религии. Истинная дхарма - предать-
ся Ему. В "Mахабхарате" об этом сказано так:
йе ча веда-видо випра
йе чадхйатма-видо джанах
те ваданти махатманам
кршнам дхармам санатанам
Смысл этого стиха в следующем: тот, кто в совершенстве изучил
Веды и является настоящим випрой, знатоком Вед, кто действи-
тельно понял смысл духовной жизни, видит свою санатана-дхарму
в том, чтобы говорить о Кришне, Верховной Личности. Tаким об-
разом, здесь Господь Шива учит нас принципам санатана-дхармы.
TЕКСT 43
шакти-трайа-саметайа мидхуше 'ханкртатмане
чета-акути-рупайа намо вачо вибхутайе
шакти-трайа - три вида энергий; саметайа - вместилищу; ми-
дхуше - Рудре; аханкрта-атмане - источнику эгоизма; четах -
знание; акути - жажда деятельности; рупайа - форме; намах - мои
поклоны; вачах - звуку; вибхутайе - всевозможным достояниям.
Дорогой Господь, Tебе подвластны деятель, деятельность его ор-
ганов чувств и результаты этой деятельности [карма]. Стало быть,
Дата: 2019-05-29, просмотров: 306.