Зон дождей, и все члены Его тела сверкают, как струи дождя. Во-
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Истину, Господь - средоточие всей красоты. У Господа четыре ру-

Ки и безупречно прекрасное лицо с глазами, подобными лепесткам

Лотоса, прекрасным точеным носом, пленяющей ум улыбкой, кра-

Сивым лбом и столь же прекрасными ушами, увешанными укра-

Шениями.

 

КОMMЕНTАРИЙ: После изнурительной летней жары приятно

увидеть плывущие по небу темные тучи. В "Брахма-самхите" то-

же говорится: бархаватамсам аситамбуда-сундарангам. В волосах

у Господа павлинье перо, а Его тело цветом напоминает черную

тучу. Слово сундара, или снигдха, означает "радующий глаз". Кан-

дарпа-коти-каманийа. Красота Кришны так радует глаз, что мил-

лионы миллионов Купидонов меркнут в сравнении с Ним. В обра-

зе Вишну Господь убран всевозможными украшениями; это значит,

что Господь Шива пытается увидеть именно эту форму Господа -

утопающего в роскоши Нараяну, Вишну. Как правило, поклонение

Господу начинается с поклонения Нараяне, Вишну, тогда как по-

клонение Господу Кришне и Радхе является более сокровенным.

Господу Нараяне поклоняются в соответствии с панчаратрика-

видхи, то есть следуя регулирующим принципам, тогда как Господу

Кришне поклоняются в соответствии с бхагавата-видхи. Пока че-

ловек не очистился, следуя предписаниям панчаратрика-видхи, он

не имеет права поклоняться Господу по правилам бхагавата-видхи.

Преданные-неофиты должны поклоняться Господу в соответствии

с правилами панчаратрика-видхи, то есть регулирующими прин-

ципами, указанными в "Нарада-панчаратре". Преданные-неофиты

не имеют доступа к Радхе-Кришне, поэтому поклонение Божест-

ву в храме, основанное на регулирующих принципах, - это по-

клонение Лакшми-Нараяне. Хотя в храме может быть установлена

виграха (форма) Радхи-Кришны, поклонение преданных-неофитов

считается поклонением Лакшми-Нараяне. Поклонение в соответ-

ствии с правилами панчаратрика-видхи называется видхи-маргом,

а поклонение в соответствии с принципами бхагавата-видхи на-

зывается рага-маргом. Принципы рага-марга предназначены только

для тех преданных, которые достигли уровня, на котором находят-

ся обитатели Вриндавана.

    Обитатели Вриндавана - гопи, мать Яшода, Нанда Mахараджа,

мальчики-пастушки, коровы и все остальные - находятся на уров-

не рага-марга, или бхагавата-марга. Они участвуют в пяти основ-

ных расах: дасье, сакхье, ватсалье, мадхурье и шанте. Но хотя

бхагавата-марг охватывает все пять рас, в первую очередь он пред-

назначен для ватсальи и мадхурьи, то есть родительских и супру-

жеских отношений. Кроме того, в нем есть випраламбха-сакхья,

или поклонение Господу на высшей ступени дружеских отношений,

которыми наслаждаются только мальчики-пастушки во Вриндава-

не. Кришна и мальчики-пастушки находятся в дружеских отноше-

ниях, однако эта дружба отлична от дружбы Кришны и Арджуны,

которая относится к категории айшварьи. Когда Арджуна увидел

вишва-рупу, грандиозную вселенскую форму Господа, ему стало

страшно из-за того, что он обращался с Кришной как с обыкно-

венным другом, и он стал просить у Кришны прощения. Но маль-

чики-пастушки, друзья Кришны во Вриндаване, иногда катаются

на плечах у Кришны. Они относятся к Кришне как к равному, об-

ращаясь с Ним так же, как они обращаются друг с другом, и ни-

когда не боятся Его и не просят у Него прощения. Tаким образом,

в рага-марге, или бхагавата-марге, дружба с Кришной находится на

более высоком уровне, который называется випраламбха-сакхьей.

Отношение к Кришне как к другу, родительское служение и супру-

жеское служение - таковы расы рага-марга во Вриндаване.

    Недобросовестные люди, не желая служить Кришне в соответ-

ствии с регулирующими принципами видхи-марга, описанными

в "Панчаратрике", хотят миновать этот этап и сразу перейти

к принципам рага-марга. Tаких людей называют сахаджиями. А еще

есть демоны, которые наслаждаются описанием Кришны и Его

игр с гопи, видя в этом оправдание своей распущенности. Эти де-

моны, авторы книг и лирических стихов о рага-марге, безусловно,

идут прямой дорогой в ад. К несчастью, они ведут за собой мно-

гих других. Преданным, сознающим Кришну, нужно стараться из-

бегать таких демонов. Mы должны строго следовать принципам

видхи-марга, регламентирующим поклонение Лакшми-Нараяне, не-

смотря на то, что Господь присутствует в храме в образе Радхи-

Кришны. Радха-Кришна включает в себя Лакшми-Нараяну, и, когда

Господу поклоняются в соответствии с регулирующими принципа-

ми, Он принимает это служение, выступая в роли Лакшми-Нарая-

ны. В "Нектаре преданности" даны подробные наставления о том,

как нужно поклоняться Радхе-Кришне или Лакшми-Нараяне в со-

ответствии с принципами видхи-марга. Tот, кто поклоняется Гос-

поду в соответствии с принципами видхи-марга, может нанести Бо-

жеству оскорбления шестидесяти четырех видов, но к поклонению

на уровне рага-марга это не относится, так как преданные, нахо-

дящиеся на этом уровне, настолько возвышенны, что ни о каких

оскорблениях с их стороны просто не может быть и речи. Однако,

если мы не будем следовать регулирующим принципам видхи-марга

и не приучим свои глаза замечать нарушения этих принципов, мы

не сможем прогрессировать.

    Описывая красоту Кришны, Господь Шива использует слова

чарв-айата-чатур-баху суджата-ручирананам. При этом он име-

ет в виду прекрасную четырехрукую форму Нараяны, или Виш-

ну. Суджата-ручирананам - так обычно называют Господа те, кто

поклоняется Кришне. Вишну-таттва включает в себя сотни, ты-

сячи и миллионы форм Верховного Господа, но самая прекрас-

ная из них - это форма Кришны. Иначе говоря, слово суджата-

ручирананам использовано здесь ради тех, кто поклоняется Кришне.

    Каждая из четырех рук Господа Вишну имеет свое предназначе-

ние. Руки, которые держат лотос и раковину, предназначены для

преданных, а две другие руки, держащие диск и палицу, или була-

ву, - для демонов. По сути дела, все руки Господа - и те, в ко-

торых Он держит раковины и цветы, и те, в которых у Него па-

лицы и диски, - приносят благо. Демоны, убитые чакрой, диском

Господа Вишну, или Его палицей, попадают в духовный мир, так

же как и преданные, которых защищают руки Господа, держащие

лотос и раковину. Однако демоны, попавшие в духовный мир, не

идут дальше сияния безличного Брахмана, тогда как преданным

разрешается вступить на планеты Вайкунтхи. Tе же, кто поклонял-

ся Господу Кришне, сразу попадают на планету, называемую Голо-

кой Вриндаваной.

    Красоту Господа сравнивают с дождевыми струями, потому что

в сезон дождей потоки дождя приносят людям все возрастающую

радость. После изнурительного летнего зноя люди очень радуются

наступлению сезона дождей. Жители деревень так радуются дож-

дю, что даже выходят из своих домов и встают под дождевые

струи. Поэтому члены тела Господа сравнивают с тучами в се-

зон дождей. Преданные наслаждаются красотой Господа, ибо тело

Господа - это вместилище всей красоты. На это указывает слово

сарва-саундарйа-санграхам. Нельзя сказать, что телу Господа чего-

то недостает. Tело Господа - пурнам. Все, что имеет отношение

к Богу, является законченным целым: творение Бога, Его красота

и каждая часть Его тела. Все это обладает законченностью и со-

вершенством, поэтому тот, кто созерцает красоту Господа, испы-

тывает полное удовлетворение. Слово сарва-саундарйа указывает

на то, что в материальном и духовном мире есть разные виды кра-

соты и все они присутствуют в Господе. Наслаждаться красотой

Господа могут и материалисты, и идеалисты. Господь привлекает

всех: демонов и преданных, материалистов и идеалистов, поэтому

Его называют Кришной. В этом смысле преданные Кришны подоб-

ны Господу: они тоже притягательны для всех. Об этом говорится

в "Шад-госвами-стотре": дхирадхира-джана-прийау - Госвами бы-

ли одинаково дороги как дхирам (преданным), так и адхирам (демо-

нам). Когда во Вриндаване жил Господь Кришна, демоны боялись

Его, но, когда там поселились шесть Госвами, этому радовались

даже демоны. В этом особая прелесть взаимоотношений Господа

и Его преданных: порой Господь устраивает так, что Его предан-

ный удостаивается больших почестей, чем Он Сам. Tак, находясь

на поле битвы Курукшетра, Господь Кришна просто давал указа-

ния, а вся слава за победу в битве досталась Арджуне. Нимитта-

матрам бхава савйасачин: "Tы, о Савьясачи [Арджуна], - лишь

орудие в этой битве" (Б.-г., 11.33). Победа Арджуны была обеспе-

чена Господом, но лавры победителя достались Арджуне. Подобно

этому, Общество сознания Кришны всего лишь осуществляет пред-

сказание Господа Чайтаньи, но лавры получают искренние слуги

Господа Чайтаньи. Поэтому Шива называет здесь Господа сарва-

саундарйа-санграхам.

 

TЕКСTЫ 47 - 48

 

прити-прахаситапангам алакаи рупа-шобхитам

ласат-панкаджа-кинджалка дукулам мршта-кундалам

 спхурат-кирита-валайа хара-нупура-мекхалам

шанкха-чакра-гада-падма мала-манй-уттамарддхимат

 

прити - милостивый; прахасита - улыбающийся; апангам -

взгляд искоса; алакаих - с вьющимися волосами; рупа - красота;

шобхитам - возросшая; ласат - сияющие; панкаджа - лотоса;

кинджалка - шафрановая пыльца; дукулам - одеяния; мршта -

сверкающие; кундалам - серьги; спхурат - блестящий; кирита -

шлем; валайа - браслеты; хара - ожерелье; нупура - колокольчики

на ногах; мекхалам - пояс; шанкха - раковина; чакра - диск; гада -

палица; падма - лотос; мала - гирлянда; мани - драгоценные кам-

ни; уттама - самые лучшие; рддхи-мат - который от этого стано-

вится еще красивее.

 

    Открытая и необыкновенно милостивая улыбка Господа, так же

Дата: 2019-05-29, просмотров: 152.