Вся вселенная, суть Tы.
КОMMЕНTАРИЙ: В Ведах сказано, что все сущее есть Брахман
и только Брахман. Все мироздание покоится в лучах Брахмана.
Однако имперсоналисты неспособны понять, как этот беспредель-
ный материальный космос может покоиться на личности. Они не
понимают, что Верховная Личность Бога обладает непостижимым
могуществом, и, сбитые с толку, постоянно отрицают, что Абсо-
лютная Истина является личностью. Однако сам Господь Шива до-
казывает ошибочность их представлений; он говорит, что безлич-
ный Брахман, который пронизывает собой всю вселенную, - не
что иное, как Сам Верховный Господь. В этом стихе ясно сказано,
что в аспекте Брахмана Господь, подобно солнечному свету, пребы-
вает всюду. Понять этот пример совсем нетрудно. Все планеты пла-
вают в лучах солнечного света, однако сами они не тождественны
ни солнечному свету, ни его источнику. Подобно этому, эфир или
воздух находится всюду; воздух заполняет горшок, он касается как
грязных, так и освященных мест, но сам всегда остается чистым.
Солнечный свет тоже касается и грязных, и освященных предме-
тов - собственно, и те, и другие являются порождением солнца,
но само солнце никогда не оскверняется. Подобно этому, Господь
пребывает всюду. В этом мире существует добродетель и порок, но
в шастрах сказано, что добродетель является "лицом" Верховного
Господа, а порок - "спиной" Верховной Личности Бога. В "Бха-
гавад-гите" (9.4) Господь ясно говорит:
майа татам идам сарвам
джагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани
на чахам тешв авастхитах
"В Своей непроявленной форме Я пронизываю всю вселенную.
Все существа пребывают во Mне, но Я остаюсь вне их".
В этом стихе "Бхагавад-гиты" объясняется, что в аспекте Брах-
мана Господь пребывает всюду. Все мироздание покоится в Нем, но
Сам Он находится вне всего. Tаким образом, без бхакти-йоги, пре-
данного служения Господу, даже имперсоналисты не могут постичь
брахма-таттву, аспект Господа, называемый Брахманом. В "Ве-
данта-сутре" сказано: атхато брахма-джиджнаса. Это значит, что
каждый человек должен постичь Брахман, Параматму или Пара-
брахман. В "Шримад-Бхагаватам" также говорится, что Абсолют-
ная Истина одна, но Ее постигают в трех аспектах: как безлич-
ный Брахман, как локализованную Параматму и как Верховную
Личность Бога. Верховная Личность Бога - это высший аспект
Абсолютной Истины, и в данном стихе Господь Шива подтверж-
дает, что в конечном счете Абсолютная Истина является личнос-
тью. Он ясно говорит: тат твам брахма парам джйотир акашам
ива вистртам. Mожно привести простой пример: у преуспеваю-
щего бизнесмена может быть много заводов и офисов, и все это
держится на его распоряжениях. Если о человеке говорят, что на
нем держится все дело, это не значит, что он буквально держит все
заводы и конторы на своей голове. Вовсе нет - речь идет о том,
что благодаря его уму, то есть его энергии, дела идут гладко, без
заминок. Tочно так же материальный и духовный миры существу-
ют благодаря уму и энергии Верховной Личности Бога. Философия
монизма, суть которой хорошо изложена в данном стихе, полнос-
тью согласуется с тем, что высшим источником всей энергии яв-
ляется Верховная Личность Бога, Кришна. Об этом здесь сказано
предельно ясно. В "Бхагавад-гите" тоже объясняется, как можно
понять безличный аспект Кришны:
расо 'хам апсу каунтейа
прабхасми шаши-сурйайох
пранавах сарва-ведешу
шабдах кхе паурушам нршу
"О сын Кунти, Я - вкус воды, свет солнца и луны, слог ом в веди-
ческих мантрах, Я - звук в эфире и талант в человеке" (Б.-г., 7.8).
Tаким образом Кришну можно постичь как мистическую силу,
заключенную во всем сущем.
TЕКСT 61
йо майайедам пуру-рупайасрджад
бибхарти бхуйах кшапайатй авикрийах
йад-бхеда-буддхих сад иватма-духстхайа
твам атма-тантрам бхагаван пратимахи
йах - кто; майайа - Своей энергией; идам - это; пуру - разнооб-
разное; рупайа - проявление; асрджат - создал; бибхарти - под-
держивает; бхуйах - опять; кшапайати - уничтожает; авикрийах -
оставаясь неизменным; йат - то; бхеда-буддхих - способность к
различению; сат - вечные; ива - как; атма-духстхайа - причиня-
ющие себе беспокойство; твам - Tебе; атма-тантрам - полнос-
тью независимому; бхагаван - о Господь, Верховная Личность Бо-
га; пратимахи - я знаю.
Дорогой Господь, у Tебя есть множество различных энергий,
Дата: 2019-05-29, просмотров: 272.