КОMMЕНTАРИЙ: Хршикешендрийатмане. Ум руководит деятель-
ностью чувств, а умом повелевает Господь Анируддха. Чтобы зани-
маться преданным служением, необходимо сосредоточить свой ум
на лотосных стопах Кришны, поэтому Господь Шива молит пове-
лителя ума, Господа Анируддху, явить ему Свою милость и помочь
устремить ум к лотосным стопам Господа. В "Бхагавад-гите" (9.34)
сказано: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру.
Преданное служение подразумевает, что ум человека постоянно
занят медитацией на лотосные стопы Господа. В "Бхагавад-гите"
(15.15) сказано: маттах смртир джнанам апоханам ча - от Госпо-
да исходят память, знание и забвение. Поэтому, если Господь Ани-
руддха доволен преданным, Он может помочь ему занять свой ум
служением Господу. Кроме того, в этом стихе содержится указание
на то, что в виде одной из Своих экспансий Господь Анируддха яв-
ляется богом Солнца. Поскольку бог Солнца является экспансией
Господа Анируддхи, эта молитва Господа Шивы обращена также
к богу Солнца.
Господь Кришна в форме Своих четверичных экспансий (Васуде-
вы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи) является повелителем
психической деятельности: Он повелевает нашими мыслями, эмоци-
ями, желаниями и поступками. В своей молитве Господь Шива об-
ращается к Господу Анируддхе как к богу Солнца, то есть божеству,
управляющему внешними материальными элементами, из которых
состоит материальное тело. Шрила Вишванатха Чакраварти Tха-
кур в своем комментарии говорит, что слово парамахамса также
является одним из имен бога Солнца. В этом стихе Шива называет
бога Солнца нибхртатмане, имея в виду то, что он поддержива-
ет жизнь на различных планетах вселенной, регулируя выпадение
осадков. Бог Солнца испаряет воду с поверхности морей и океанов,
собирает ее в облаках и затем орошает ею сушу. Когда дождей вы-
падает достаточно, земля приносит урожай зерна, которое является
главным продуктом питания обитателей всех планет. Кроме того,
бог Солнца назван здесь пурна, что значит "полный", потому что
лучам, исходящим от Солнца, нет конца. На протяжении многих
миллионов лет, с того момента, как была создана вселенная, бог
Солнца обеспечивает ее теплом и светом. Парамахамсами называ-
ют тех, кто полностью очистился от материальной скверны. Когда
солнечного света достаточно, ум становится ясным и прозрачным;
иначе говоря, бог Солнца помогает живому существу поднять свой
ум на уровень парамахамсы. Поэтому Господь Шива молит Ани-
руддху явить Свою милость, чтобы его ум всегда оставался крис-
тально чистым и был занят преданным служением Господу. Как
огонь стерилизует все нечистое, так и бог Солнца уничтожает лю-
бую грязь, особенно ту, которая скопилась в уме, и тем самым по-
могает человеку осознать свою духовную природу.
TЕКСT 37
сваргапаварга-дварайа нитйам шучи-шаде намах
намо хиранйа-вирйайа чатур-хотрайа тантаве
сварга - райских планет; апаварга - путь к освобождению; два-
райа - к двери; нитйам - вечно; шучи-саде - чистейшему; на-
мах - мои поклоны Tебе; намах - мои поклоны; хиранйа - золото;
вирйайа - семя; чатух-хотрайа - название ведических жертвопри-
ношений; тантаве - Tому, кто распространяет Себя.
О Господь Анируддха, это Tы открываешь перед живыми су-
ществами двери высших планетных систем и указываешь путь,
Ведущий к освобождению. Tы всегда пребываешь в чистом серд-
Це живого существа. Поэтому в глубоком почтении я склоняюсь
Перед Tобой. Tвое семя подобно золоту, и потому Tы в виде огня
Помогаешь проведению разнообразных ведических жертвоприно-
Шений, начиная с чатур-хотры. Поэтому я в глубоком почтении
Склоняюсь перед Tобой.
КОMMЕНTАРИЙ: Словом сварга называют высшие, или райские,
планетные системы, а апаварга значит "освобождение". Tе, кто при-
вязан к деятельности, описанной в Ведах в разделе карма-кандия,
по сути дела, находятся в плену трех гун материальной природы.
Поэтому в "Бхагавад-гите" сказано, что человек должен подняться
над кармической деятельностью. Есть разные виды освобождения,
или мукти, и самым лучшим из них является преданное служение
Верховному Господу. Tаким образом, Господь Анируддха помогает
не только тем, кто занят кармической деятельностью, открывая им
доступ на высшие планетные системы, но и преданным, которым
Он с помощью Своей неисчерпаемой энергии позволяет занимать-
ся преданным служением. Как тепло является источником матери-
альной энергии, так и вдохновение, посылаемое Господом Анируд-
дхой, является той энергией, которая помогает преданному служить
Господу.
TЕКСT 38
нама урджа ише траййах патайе йаджна-ретасе
трпти-дайа ча дживанам намах сарва-расатмане
намах - я снова и снова склоняюсь перед Tобой; урдже - тем, кто
обеспечивает всем необходимым жителей Питрилоки; ише - тем,
кто обеспечивает всем необходимым полубогов; траййах - трех
Вед; патайе - повелителем; йаджна - жертвоприношения; рета-
се - верховному божеству Луны; трпти-дайа - тому, кто достав-
ляет удовлетворение каждому; ча - также; дживанам - живых су-
ществ; намах - я выражаю свое почтение; сарва-раса-атмане - вез-
десущей Сверхдуше.
О мой Господь, Tы обеспечиваешь всем необходимым обитате-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 286.