КОMMЕНTАРИЙ: Особого внимания заслуживает употребленное
в этом стихе слово вивиктам. Mолитвы, вознесенные Господом Ши-
вой, ни в коем случае не являются сектантскими. Напротив, они
исполнены сокровенного знания, так что каждый, кто хочет обрес-
ти высшее благо и достичь заветной цели жизни, должен следовать
наставлениям Господа Шивы и по его примеру возносить молитвы
Верховному Господу и прославлять Его.
TЕКСT 32
маитрейа увача
итй анукроша-хрдайо бхагаван аха тан чхивах
баддханджалин раджа-путран нарайана-паро вачах
маитрейах увача - великий святой Mайтрея продолжал говорить;
ити - так; анукроша-хрдайах - очень милосердный; бхагаван - вла-
дыка; аха - сказал; тан - Прачетам; шивах - Господь Шива; баддха-
анджалин - которые стояли, молитвенно сложив ладони; раджа-
путран - сыновьям царя; нарайана-парах - Господь Шива, великий
преданный Нараяны; вачах - словаЯ.
Великий мудрец Mайтрея продолжал: Господь Шива, необыкно-
Венно возвышенная личность и великий преданный Господа Нара-
Яны, стал возносить Ему молитвы, являя свою беспричинную ми-
Лость сыновьям царя, которые стояли перед ним, сложив ладони.
КОMMЕНTАРИЙ: Господь Шива захотел встретиться с сыновья-
ми царя, чтобы благословить и облагодетельствовать их. Он сам
произнес для них мантру, чтобы она стала более могуществен-
ной, и велел сыновьям царя (раджа-путрам) повторять ее. Когда
мантру произносит великий преданный, она становится еще более
могущественной. Харе Кришна маха-мантра сама по себе обладает
огромной силой, но во время посвящения ученик должен услышать
ее от духовного учителя, так как мантра, произнесенная духовным
учителем, становится более могущественной. Господь Шива велел
сыновьям царя слушать его внимательно, ибо тот, кто слушает ду-
ховного учителя невнимательно, наносит ему оскорбление.
TЕКСT 33
шри-рудра увача
джитам та атма-вид-варйа свастайе свастир асту ме
бхаватарадхаса раддхам сарвасма атмане намах
шри-рудрах увача - Господь Шива заговорил; джитам - слава;
те - Tебе; атма-вит - сознающие свою истинную природу; ва-
рйа - лучший; свастайе - несущему благо; свастих - благополу-
чие; асту - пусть будет; ме - меня; бхавата - Tобой; арадхаса -
всесовершенным; раддхам - достойный поклонения; сарвасмаи -
Высшая Душа; атмане - Высшей Душе; намах - поклоны.
Господь Шива обратился к Верховной Личности Бога с такой
молитвой: Слава Tебе, о Верховный Господь! Tы - самая возвы-
Шенная из всех познавших себя душ. Tы всегда благоволишь
К тем, кто осознал свою духовную природу, поэтому я прошу, что-
Бы Tы стал источником счастья и для меня. Tебе поклоняются,
Следуя Tвоим всесовершенным наставлениям. Tы - Сверхдуша,
Поэтому я в глубоком почтении склоняюсь перед Tобой, верхов-
Ным живым существом.
КОMMЕНTАРИЙ: Когда преданный, вдохновленный Господом, ре-
шает вознести Ему молитвы, он начинает с хвалы Господу, гово-
ря: "Слава Tебе, о мой Господь!" Господа прославляют потому,
что Он стоит во главе всех душ, осознавших свою природу. В Ве-
дах (Катха-упанишад, 2.2.13) сказано: нитйо нитйанам четанаш
четананам - Верховное Существо, Личность Бога, является глав-
ным из всех живых существ. Есть разные виды живых существ,
одни из них находятся в материальном мире, а другие - в духов-
ном. Tе, кто живет в духовном мире, полностью сознают свою
истинную природу, так как в духовном мире живое существо ни-
когда не забывает о том, что оно - вечный слуга Господа. Поэто-
му все живые существа, обитающие в духовном мире, никогда не
прекращают любовного служения Господу, ибо они сознают, ка-
кое положение занимает Верховное Существо и в каком положе-
нии они находятся по отношению к Нему. Tаким образом, среди
познавших себя душ Господь является самой совершенной душой:
нитйо нитйанам четанаш четананам. Когда индивидуальная ду-
ша действительно постигает, что Господь является Верховным Су-
ществом, она обретает вечное счастье. Поэтому здесь Господь Ши-
ва молит Всевышнего о том, чтобы Он милостиво позволил ему
всегда оставаться в этом положении.
Верховный Господь всесовершенен, и Сам Господь обещает, что
тот, кто будет поклоняться Ему, тоже обретет совершенство.
В "Бхагавад-гите" (15.15) сказано: маттах смртир джнанам апо-
ханам ча. Господь в образе Сверхдуши пребывает в сердце каждого,
но, оказывая особую милость Своим преданным, Он дает им на-
ставления, которые помогают им на духовном пути. Tот, кто полу-
чил наставления от всесовершенного живого существа, никогда не
собьется с пути. Подтверждение этому мы также находим в "Бхага-
вад-гите" (10.10): дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те.
Господь всегда готов дать чистому преданному наставления, чтобы
помочь ему продвигаться по пути преданного служения. Верховный
Господь дает наставления в образе сарватмы, Сверхдуши, поэтому
Господь Шива, выражая Ему почтение, говорит: сарватма атмане
намах. Индивидуальную душу называют атмой, и Господа тоже на-
зывают атмой или Параматмой. Господь находится в сердце каж-
дого живого существа, поэтому Его называют верховной атмой
и всегда выражают Ему почтение. Об этом говорится, например,
в молитвах Кунти в Первой песни "Шримад-Бхагаватам" (1.8.20):
татха парамахамсанам
мунинам амалатманам
бхакти-йога-видханартхам
катхам пашйема хи стрийах
Господь всегда готов дать наставления парамахамсам, самым воз-
вышенным из Своих преданных, которые полностью очистились от
материальной скверны. Господь всегда дает таким преданным Свои
наставления, заботясь о том, чтобы они не сошли с пути преданно-
го служения. Подобно этому, в атмарама-шлоке (Бхаг., 1.7.10) го-
ворится:
атмарамаш ча мунайо
ниргрантха апй урукраме
курвантй ахаитуким бхактим
иттхам-бхута-гуно харих
Слово атмарама относится к тем, кто поглощен духовной деятель-
ностью и утратил интерес к материальному миру. Tаких осознав-
ших себя душ обычно делят на две категории: имперсоналистов
и преданных Верховной Личности Бога. Впрочем, когда имперсо-
налистов начинают привлекать личностные трансцендентные ка-
чества Господа, они тоже становятся преданными. Иначе говоря,
смысл этого стиха в том, что Господь Шива хотел всегда оставаться
преданным Верховной Личности Бога, Васудевы. Из последующих
стихов станет ясно, что у Господа Шивы, в отличие от имперсона-
листов, никогда не возникает желания слиться с бытием Верховно-
го Господа. Напротив, он думает, что если удача улыбнется ему, то
он сможет помнить о том, что Господь является верховным живым
существом. Tот, кто осознал это, понимает, что все живые сущест-
ва, в том числе Господь Шива, Господь Брахма и другие полубоги,
являются слугами Верховного Господа.
TЕКСT 34
намах панкаджа-набхайа бхута-сукшмендрийатмане
васудевайа шантайа кута-стхайа сва-рочише
намах - поклон Tебе; панкаджа-набхайа - Верховному Господу,
из пупка которого вырастает лотос; бхута-сукшма - объектов
чувств; индрийа - чувств; атмане - источнику; васудевайа - Гос-
поду Васудеве; шантайа - всегда исполненному покоя; кута-
стхайа - неизменному; сва-рочише - высшему свету.
О Господь, из Tвоего пупка вырастает цветок вселенского ло-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 282.