Сле уничтожения материального мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе рассказывается о высшей ступе-

ни эволюции. Поэт-вайшнав Джаядева Госвами говорит: пралайа-

пайодхи-джале дхртаван аси ведам. Рассмотрим процесс эволюции

с момента разрушения вселенной (пралаи), когда вся вселенная за-

топлена водой. На этом этапе существуют только рыбы и другие

обитатели вод. В процессе эволюции обитатели вод становятся рас-

тениями, деревьями и т.д. Из них, в свою очередь, развиваются на-

секомые и пресмыкающиеся, которые затем превращаются в птиц,

животных, людей и, наконец, цивилизованных людей. Цивилизо-

ванный человек - это переходное звено в цепи эволюции, так как

с этой ступени может начаться духовное развитие живого сущест-

ва. В данном стихе сказано, что в цивилизованном человеческом

обществе должна существовать сва-дхарма, то есть деление людей

на сословия в соответствии с родом их деятельности и качества-

ми (сва-дхарма-ништхах). Об этом также говорится в "Бхагавад-

гите" (4.13):

 

чатур-варнйам майа срштам

гуна-карма-вибхагашах

 

"В соответствии с тремя гунами материальной природы и связан-

ной с ними деятельностью Я разделил человеческое общество на

четыре сословия".

    В цивилизованном обществе должны существовать сословия

брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, и каждый человек должен

добросовестно исполнять предписанные ему обязанности. Как ска-

зано в этом стихе, сва-дхарма-ништхах: не имеет значения, какое

положение занимает человек, является ли он брахманом, кшат-

рием, вайшьей или шудрой. Tого, кто знает свое положение в об-

ществе и добросовестно исполняет свои обязанности, называют ци-

вилизованным человеком. В противном случае человек мало чем

отличается от животного. В этом стихе говорится, что каждый, кто

исполняет предписанные обязанности (сва-дхарму) в течение ста

жизней (например, если брахман на протяжении ста жизней дейст-

вует как подобает брахману), становится достойным того, чтобы по-

пасть на Брахмалоку, планету Господа Брахмы. Существует также

планета, называемая Шивалокой или Садашивалокой, которая на-

ходится на границе духовного и материального мира. Когда обита-

тель Брахмалоки достигает еще более высокого уровня духовного

развития, он переносится на Садашивалоку, а поднявшись на еще

более высокую ступень, он сможет достичь Вайкунтхалок. Вайкун-

тхалоки - это цель, к которой стремится каждое живое сущест-

во, даже полубоги, но достичь этих планет может только предан-

ный, не ищущий материальной выгоды. Из "Бхагавад-гиты" (8.16)

мы узнаём, что и на Брахмалоке живое существо продолжает ис-

пытывать материальные страдания (абрахма-бхуванал локах пунар

авартино 'рджуна). Даже положение обитателей Шивалоки нель-

зя назвать прочным, потому что Шивалока находится на границе

между духовным и материальным миром. Но тот, кто попадает на

Вайкунтхалоку, достигает высшего совершенства и завершает свою

эволюцию (мам упетйа ту каунтейа пунар джанма на видйате).

Иными словами, в этом стихе Господь Шива говорит о том, что

каждый человек, обладающий развитым сознанием, должен пробу-

дить в себе сознание Кришны, и тогда, оставив тело, он сможет пе-

ренестись на Вайкунтхалоку или Кришналоку. Tйактва дехам пунар

джанма наити мам эти со 'рджуна (Б.-г., 4.9). Преданный, который

полностью развил в себе сознание Кришны и которого не привле-

кают никакие другие локи, или планеты, в том числе Брахмалока

и Шивалока, сразу попадает на Кришналоку (мам эти). Это и есть

высшее совершенство жизни и вершина процесса эволюции.

 

TЕКСT 30

 

атха бхагавата йуйам прийах стха бхагаван йатха

на мад бхагаватанам ча прейан анйо 'сти кархичит

атха - вот почему; бхагаватах - преданные; йуйам - все вы;

прийах - очень дороги мне; стха - вы есть; бхагаван - Верховная

Личность Бога; йатха - как; на - ни; мат - чем я; бхагаватанам -

преданных; ча - также; прейан - очень дорог; анйах - другие; ас-

ти - есть; кархичит - когда бы то ни было.

 

    Все вы - преданные Господа, и потому вас следует почитать на-

Дата: 2019-05-29, просмотров: 276.