КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе рассказывается о высшей ступе-
ни эволюции. Поэт-вайшнав Джаядева Госвами говорит: пралайа-
пайодхи-джале дхртаван аси ведам. Рассмотрим процесс эволюции
с момента разрушения вселенной (пралаи), когда вся вселенная за-
топлена водой. На этом этапе существуют только рыбы и другие
обитатели вод. В процессе эволюции обитатели вод становятся рас-
тениями, деревьями и т.д. Из них, в свою очередь, развиваются на-
секомые и пресмыкающиеся, которые затем превращаются в птиц,
животных, людей и, наконец, цивилизованных людей. Цивилизо-
ванный человек - это переходное звено в цепи эволюции, так как
с этой ступени может начаться духовное развитие живого сущест-
ва. В данном стихе сказано, что в цивилизованном человеческом
обществе должна существовать сва-дхарма, то есть деление людей
на сословия в соответствии с родом их деятельности и качества-
ми (сва-дхарма-ништхах). Об этом также говорится в "Бхагавад-
гите" (4.13):
чатур-варнйам майа срштам
гуна-карма-вибхагашах
"В соответствии с тремя гунами материальной природы и связан-
ной с ними деятельностью Я разделил человеческое общество на
четыре сословия".
В цивилизованном обществе должны существовать сословия
брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, и каждый человек должен
добросовестно исполнять предписанные ему обязанности. Как ска-
зано в этом стихе, сва-дхарма-ништхах: не имеет значения, какое
положение занимает человек, является ли он брахманом, кшат-
рием, вайшьей или шудрой. Tого, кто знает свое положение в об-
ществе и добросовестно исполняет свои обязанности, называют ци-
вилизованным человеком. В противном случае человек мало чем
отличается от животного. В этом стихе говорится, что каждый, кто
исполняет предписанные обязанности (сва-дхарму) в течение ста
жизней (например, если брахман на протяжении ста жизней дейст-
вует как подобает брахману), становится достойным того, чтобы по-
пасть на Брахмалоку, планету Господа Брахмы. Существует также
планета, называемая Шивалокой или Садашивалокой, которая на-
ходится на границе духовного и материального мира. Когда обита-
тель Брахмалоки достигает еще более высокого уровня духовного
развития, он переносится на Садашивалоку, а поднявшись на еще
более высокую ступень, он сможет достичь Вайкунтхалок. Вайкун-
тхалоки - это цель, к которой стремится каждое живое сущест-
во, даже полубоги, но достичь этих планет может только предан-
ный, не ищущий материальной выгоды. Из "Бхагавад-гиты" (8.16)
мы узнаём, что и на Брахмалоке живое существо продолжает ис-
пытывать материальные страдания (абрахма-бхуванал локах пунар
авартино 'рджуна). Даже положение обитателей Шивалоки нель-
зя назвать прочным, потому что Шивалока находится на границе
между духовным и материальным миром. Но тот, кто попадает на
Вайкунтхалоку, достигает высшего совершенства и завершает свою
эволюцию (мам упетйа ту каунтейа пунар джанма на видйате).
Иными словами, в этом стихе Господь Шива говорит о том, что
каждый человек, обладающий развитым сознанием, должен пробу-
дить в себе сознание Кришны, и тогда, оставив тело, он сможет пе-
ренестись на Вайкунтхалоку или Кришналоку. Tйактва дехам пунар
джанма наити мам эти со 'рджуна (Б.-г., 4.9). Преданный, который
полностью развил в себе сознание Кришны и которого не привле-
кают никакие другие локи, или планеты, в том числе Брахмалока
и Шивалока, сразу попадает на Кришналоку (мам эти). Это и есть
высшее совершенство жизни и вершина процесса эволюции.
TЕКСT 30
атха бхагавата йуйам прийах стха бхагаван йатха
на мад бхагаватанам ча прейан анйо 'сти кархичит
атха - вот почему; бхагаватах - преданные; йуйам - все вы;
прийах - очень дороги мне; стха - вы есть; бхагаван - Верховная
Личность Бога; йатха - как; на - ни; мат - чем я; бхагаватанам -
преданных; ча - также; прейан - очень дорог; анйах - другие; ас-
ти - есть; кархичит - когда бы то ни было.
Все вы - преданные Господа, и потому вас следует почитать на-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 271.