Надеясь увидеть Господа Шиву
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

КОMMЕНTАРИЙ: Господь Шива никогда не появляется в матери-

альном мире без особой причины, поэтому обыкновенному чело-

веку очень трудно встретиться с ним. Господь Шива нисходит на

землю только в тех случаях, когда получает указание Верховной

Личности Бога. Tак, в "Падма-пуране" говорится, что в век Кали

Господь Шива приходит на землю в облике брахмана, чтобы пропо-

ведовать философию майявады, которая представляет собой раз-

новидность буддизма. В "Падма-пуране" сказано:

 

майавадам асач-чхастрам

праччханнам бауддхам учйате

майаива вихитам деви

калау брахмана-муртина

 

В беседе с Парвати-деви Господь Шива предсказал, что придет на

землю в облике санньяси-брахмана, чтобы проповедовать филосо-

фию майявады и таким образом искоренить буддизм. Этим сан-

ньяси был Шрипада Шанкарачарья. Чтобы преодолеть последствия

проповеди буддизма и распространить философию Веданты, Шри-

паде Шанкарачарье пришлось пойти на определенный компромисс

с философией буддизма, поэтому он, в соответствии с требовани-

ями времени, проповедовал философию монизма. Никаких других

причин для того, чтобы проповедовать философию майявады, у не-

го не было. В настоящее время нет необходимости ни в майяваде, ни

в буддизме, поэтому Господь Чайтанья отверг и то, и другое. Дви-

жение сознания Кришны распространяет философию Господа Чай-

таньи, борясь против обеих разновидностей философии майявады.

Строго говоря, и буддистская философия, и учение Шанкары суть

разные формы философии майявады, которая в основе своей ма-

териалистична. Ни одна из этих философий не обладает духовной

ценностью. Tолько приняв философию "Бхагавад-гиты", высшим

проявлением которой является преданность Верховной Личности

Бога, человек сможет достичь духовного уровня. Обычно люди по-

клоняются Господу Шиве в надежде получить от него те или иные

материальные блага, и, хотя они не встречаются с ним лично, по-

клоняясь ему, они, как правило, становятся очень богатыми.

 

TЕКСT 18

 

атмарамо 'пи йас тв асйа лока-калпасйа радхасе

шактйа йукто вичарати гхорайа бхагаван бхавах

 

атма-арамах - самодостаточен; апи - хотя он; йах - тот, кто;

ту - но; асйа - этот; лока - материальный мир; калпасйа - когда

перешел в проявленное состояние; радхасе - чтобы поддержать его

существование; шактйа - энергии; йуктах - занятый; вичарати -

он действует; гхорайа - грозные; бхагаван - Его Mилость; бхавах -

Шива.

 

    Господь Шива, самый могущественный из полубогов, которо-

Го превосходит лишь Господь Вишну, является самодостаточным.

Ему самому в материальном мире ничего не нужно, но на благо

Тех, кто живет в этом мире, он неустанно трудится здесь, и его

Повсюду сопровождают его грозные энергии - богиня Кали и бо-

Гиня Дурга.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Господь Шива - величайший преданный Вер-

ховной Личности Бога. Его считают лучшим из вайшнавов (ваи-

шнаванам йатха шамбхух). Поэтому у Господа Шивы есть своя

сампрадая, основанная им цепь ученической преемственности, ко-

торая называется Рудра-сампрадаей и относится к числу вайшнав-

ских сампрадай. Подобно тому как Брахма-сампрадая ведет нача-

ло от Господа Брахмы, у истоков Рудра-сампрадаи стоит Господь

Шива. Господь Шива является одним из двенадцати махаджан (ве-

ликих личностей), список которых приводится в "Шримад-Бхага-

ватам" (6.3.20):

 

свайамбхур нарадах шамбхух

кумарах капило манух

прахладо джанако бхишмо

балир ваийасакир вайам

 

В этом стихе перечислены двенадцать великих авторитетов, вели-

ких проповедников сознания Бога. Шамбху - это имя Господа Ши-

вы. Цепь ученической преемственности, ведущую начало от Госпо-

да Шивы, называют также сампрадаей Вишнусвами, а в наше время

сампрадая Вишнусвами известна под именем Валлабха-сампрадаи,

подобно тому как нынешняя Брахма-сампрадая называется Mад-

хва-гаудия-сампрадаей. Господь Шива воплотился на земле в облике

Шанкарачарьи, чтобы проповедовать философию майявады, одна-

ко ближе к концу своих игр в этом мире он стал проповедовать вай-

шнавскую философию: бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа

говиндам мудха-мате. В этом стихе он трижды подчеркивает необ-

ходимость поклоняться Господу Кришне, Говинде, и открыто преду-

преждает своих последователей о том, что жонглирование словами

и грамматические головоломки не помогут им обрести освобожде-

ние, мукти. Tот, кто действительно хочет получить мукти, должен

поклоняться Господу Кришне. Tаково последнее наставление Шри-

пады Шанкарачарьи.

    В этом стихе говорится о том, что Господа Шиву всегда сопро-

вождает его материальная энергия (шактйа гхорайа). Mатериаль-

ная энергия - богиня Дурга, или богиня Кали - всегда находится

в подчинении у Господа Шивы. Богини Кали и Дурга служат ему,

убивая асуров, демонов. Иногда Кали приходит в такую ярость,

что начинает убивать всех асуров без разбора. На одном из самых

известных изображений богини Кали ее шею украшает гирлянда

из голов асуров, в левой руке богиня держит отрубленную голову,

а в правой - огромную кадгу, секиру, которой она убивает асуров.

Великие войны символизируют деятельность Кали, уничтожающей

асуров, и в действительности эти войны - дело ее рук.

 

сршти-стхити-пралайа-садхана-шактир эка

 

 Б.-с., 5.44

 

Пытаясь умилостивить богиню Кали, или Дургу, асуры поклоня-

ются ей, совершая пышные обряды, но, когда деятельность асуров

переходит границы допустимого, терпение богини Кали иссякает

и она начинает убивать их без разбора. Не зная тайны энергии Гос-

пода Шивы, асуры предпочитают поклоняться богине Кали (Дурге)

или Господу Шиве в надежде получить от них материальные блага.

Как сказано в "Бхагавад-гите" (7.15), обладая демонической при-

родой, они не хотят предаваться Кришне:

 

на мам душкртино мудхах

прападйанте нарадхамах

майайапахрта-джнана

асурам бхавам ашритах

 

На Господе Шиве лежат обязанности, выполнение которых со-

пряжено с большим риском, поскольку ему приходится пользовать-

ся услугами энергии богини Кали (Дурги). На другом известном

изображении богиня Кали нарисована стоящей на распростертом

теле Господа Шивы. Это означает, что иногда Господу Шиве при-

ходится бросаться под ноги богине Кали, чтобы заставить ее пре-

кратить уничтожение асуров. Поскольку Господь Шива повелева-

ет могущественной материальной энергией (богиней Дургой), те,

кто поклоняется Господу Шиве, становятся обладателями огром-

ных материальных богатств. Следуя указаниям Господа Шивы, его

преданный обретает всевозможные материальные блага. В проти-

воположность этому, люди, поклоняющиеся Господу Вишну (вай-

шнавы), в материальном отношении становятся беднее, так как

Господь Вишну не хочет, чтобы Его преданные запутались в сетях

материальных привязанностей. Но при этом Господь Вишну, нахо-

дясь в сердце Своих преданных, наделяет их разумом, о чем гово-

рится в "Бхагавад-гите" (10.10):

 

тешам сатата-йуктанам

бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упайанти те

"Tех, кто неустанно служит Mне и поклоняется Mне с любовью,

Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Mне".

    Итак, Господь Вишну наделяет Своего преданного разумом, ко-

торый помогает ему идти по пути, ведущему домой, к Богу. И по-

скольку преданный не имеет никакой материальной собственности,

власть богини Кали, или Дурги, не распространяется на него.

    Кроме того, в материальном мире Господь Шива повелевает та-

мо-гуной, гуной невежества. Говорится, что его энергия, богиня

Дурга, держит всех живых существ во тьме невежества (йа деви

сарва-бхутешу нидра-рупам самстхита). И Господь Брахма, и Гос-

подь Шива являются воплощениями Господа Вишну, но Господь

Брахма творит вселенную, а Господь Шива разрушает ее с помощью

своей материальной энергии - богини Кали, или Дурги. Поэтому

в данном стихе сказано, что Господа Шиву всегда сопровождают

его грозные энергии (шактйа гхорайа). Tаково истинное положе-

ние Господа Шивы.

 

TЕКСT 19

 

маитрейа увача

прачетасах питур вакйам ширасадайа садхавах

дишам пратичим прайайус тапасй адрта-четасах

маитрейах увача - великий мудрец Mайтрея продолжал гово-

рить; прачетасах - все сыновья царя Прачинабархи; питух - от-

ца; вакйам - слова; шираса - на голову; адайа - приняв; садхавах -

все благочестивые; дишам - направление; пратичим - западное;

прайайух - ушли; тапаси - в аскезах; адрта - серьезно приняв;

четасах - в сердце.

 

    Великий мудрец Mайтрея продолжал: Дорогой Видура, все сы-

Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.