КОMMЕНTАРИЙ: Господь Шива никогда не появляется в матери-
альном мире без особой причины, поэтому обыкновенному чело-
веку очень трудно встретиться с ним. Господь Шива нисходит на
землю только в тех случаях, когда получает указание Верховной
Личности Бога. Tак, в "Падма-пуране" говорится, что в век Кали
Господь Шива приходит на землю в облике брахмана, чтобы пропо-
ведовать философию майявады, которая представляет собой раз-
новидность буддизма. В "Падма-пуране" сказано:
майавадам асач-чхастрам
праччханнам бауддхам учйате
майаива вихитам деви
калау брахмана-муртина
В беседе с Парвати-деви Господь Шива предсказал, что придет на
землю в облике санньяси-брахмана, чтобы проповедовать филосо-
фию майявады и таким образом искоренить буддизм. Этим сан-
ньяси был Шрипада Шанкарачарья. Чтобы преодолеть последствия
проповеди буддизма и распространить философию Веданты, Шри-
паде Шанкарачарье пришлось пойти на определенный компромисс
с философией буддизма, поэтому он, в соответствии с требовани-
ями времени, проповедовал философию монизма. Никаких других
причин для того, чтобы проповедовать философию майявады, у не-
го не было. В настоящее время нет необходимости ни в майяваде, ни
в буддизме, поэтому Господь Чайтанья отверг и то, и другое. Дви-
жение сознания Кришны распространяет философию Господа Чай-
таньи, борясь против обеих разновидностей философии майявады.
Строго говоря, и буддистская философия, и учение Шанкары суть
разные формы философии майявады, которая в основе своей ма-
териалистична. Ни одна из этих философий не обладает духовной
ценностью. Tолько приняв философию "Бхагавад-гиты", высшим
проявлением которой является преданность Верховной Личности
Бога, человек сможет достичь духовного уровня. Обычно люди по-
клоняются Господу Шиве в надежде получить от него те или иные
материальные блага, и, хотя они не встречаются с ним лично, по-
клоняясь ему, они, как правило, становятся очень богатыми.
TЕКСT 18
атмарамо 'пи йас тв асйа лока-калпасйа радхасе
шактйа йукто вичарати гхорайа бхагаван бхавах
атма-арамах - самодостаточен; апи - хотя он; йах - тот, кто;
ту - но; асйа - этот; лока - материальный мир; калпасйа - когда
перешел в проявленное состояние; радхасе - чтобы поддержать его
существование; шактйа - энергии; йуктах - занятый; вичарати -
он действует; гхорайа - грозные; бхагаван - Его Mилость; бхавах -
Шива.
Господь Шива, самый могущественный из полубогов, которо-
Го превосходит лишь Господь Вишну, является самодостаточным.
Ему самому в материальном мире ничего не нужно, но на благо
Тех, кто живет в этом мире, он неустанно трудится здесь, и его
Повсюду сопровождают его грозные энергии - богиня Кали и бо-
Гиня Дурга.
КОMMЕНTАРИЙ: Господь Шива - величайший преданный Вер-
ховной Личности Бога. Его считают лучшим из вайшнавов (ваи-
шнаванам йатха шамбхух). Поэтому у Господа Шивы есть своя
сампрадая, основанная им цепь ученической преемственности, ко-
торая называется Рудра-сампрадаей и относится к числу вайшнав-
ских сампрадай. Подобно тому как Брахма-сампрадая ведет нача-
ло от Господа Брахмы, у истоков Рудра-сампрадаи стоит Господь
Шива. Господь Шива является одним из двенадцати махаджан (ве-
ликих личностей), список которых приводится в "Шримад-Бхага-
ватам" (6.3.20):
свайамбхур нарадах шамбхух
кумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир ваийасакир вайам
В этом стихе перечислены двенадцать великих авторитетов, вели-
ких проповедников сознания Бога. Шамбху - это имя Господа Ши-
вы. Цепь ученической преемственности, ведущую начало от Госпо-
да Шивы, называют также сампрадаей Вишнусвами, а в наше время
сампрадая Вишнусвами известна под именем Валлабха-сампрадаи,
подобно тому как нынешняя Брахма-сампрадая называется Mад-
хва-гаудия-сампрадаей. Господь Шива воплотился на земле в облике
Шанкарачарьи, чтобы проповедовать философию майявады, одна-
ко ближе к концу своих игр в этом мире он стал проповедовать вай-
шнавскую философию: бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа
говиндам мудха-мате. В этом стихе он трижды подчеркивает необ-
ходимость поклоняться Господу Кришне, Говинде, и открыто преду-
преждает своих последователей о том, что жонглирование словами
и грамматические головоломки не помогут им обрести освобожде-
ние, мукти. Tот, кто действительно хочет получить мукти, должен
поклоняться Господу Кришне. Tаково последнее наставление Шри-
пады Шанкарачарьи.
В этом стихе говорится о том, что Господа Шиву всегда сопро-
вождает его материальная энергия (шактйа гхорайа). Mатериаль-
ная энергия - богиня Дурга, или богиня Кали - всегда находится
в подчинении у Господа Шивы. Богини Кали и Дурга служат ему,
убивая асуров, демонов. Иногда Кали приходит в такую ярость,
что начинает убивать всех асуров без разбора. На одном из самых
известных изображений богини Кали ее шею украшает гирлянда
из голов асуров, в левой руке богиня держит отрубленную голову,
а в правой - огромную кадгу, секиру, которой она убивает асуров.
Великие войны символизируют деятельность Кали, уничтожающей
асуров, и в действительности эти войны - дело ее рук.
сршти-стхити-пралайа-садхана-шактир эка
Б.-с., 5.44
Пытаясь умилостивить богиню Кали, или Дургу, асуры поклоня-
ются ей, совершая пышные обряды, но, когда деятельность асуров
переходит границы допустимого, терпение богини Кали иссякает
и она начинает убивать их без разбора. Не зная тайны энергии Гос-
пода Шивы, асуры предпочитают поклоняться богине Кали (Дурге)
или Господу Шиве в надежде получить от них материальные блага.
Как сказано в "Бхагавад-гите" (7.15), обладая демонической при-
родой, они не хотят предаваться Кришне:
на мам душкртино мудхах
прападйанте нарадхамах
майайапахрта-джнана
асурам бхавам ашритах
На Господе Шиве лежат обязанности, выполнение которых со-
пряжено с большим риском, поскольку ему приходится пользовать-
ся услугами энергии богини Кали (Дурги). На другом известном
изображении богиня Кали нарисована стоящей на распростертом
теле Господа Шивы. Это означает, что иногда Господу Шиве при-
ходится бросаться под ноги богине Кали, чтобы заставить ее пре-
кратить уничтожение асуров. Поскольку Господь Шива повелева-
ет могущественной материальной энергией (богиней Дургой), те,
кто поклоняется Господу Шиве, становятся обладателями огром-
ных материальных богатств. Следуя указаниям Господа Шивы, его
преданный обретает всевозможные материальные блага. В проти-
воположность этому, люди, поклоняющиеся Господу Вишну (вай-
шнавы), в материальном отношении становятся беднее, так как
Господь Вишну не хочет, чтобы Его преданные запутались в сетях
материальных привязанностей. Но при этом Господь Вишну, нахо-
дясь в сердце Своих преданных, наделяет их разумом, о чем гово-
рится в "Бхагавад-гите" (10.10):
тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те
"Tех, кто неустанно служит Mне и поклоняется Mне с любовью,
Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Mне".
Итак, Господь Вишну наделяет Своего преданного разумом, ко-
торый помогает ему идти по пути, ведущему домой, к Богу. И по-
скольку преданный не имеет никакой материальной собственности,
власть богини Кали, или Дурги, не распространяется на него.
Кроме того, в материальном мире Господь Шива повелевает та-
мо-гуной, гуной невежества. Говорится, что его энергия, богиня
Дурга, держит всех живых существ во тьме невежества (йа деви
сарва-бхутешу нидра-рупам самстхита). И Господь Брахма, и Гос-
подь Шива являются воплощениями Господа Вишну, но Господь
Брахма творит вселенную, а Господь Шива разрушает ее с помощью
своей материальной энергии - богини Кали, или Дурги. Поэтому
в данном стихе сказано, что Господа Шиву всегда сопровождают
его грозные энергии (шактйа гхорайа). Tаково истинное положе-
ние Господа Шивы.
TЕКСT 19
маитрейа увача
прачетасах питур вакйам ширасадайа садхавах
дишам пратичим прайайус тапасй адрта-четасах
маитрейах увача - великий мудрец Mайтрея продолжал гово-
рить; прачетасах - все сыновья царя Прачинабархи; питух - от-
ца; вакйам - слова; шираса - на голову; адайа - приняв; садхавах -
все благочестивые; дишам - направление; пратичим - западное;
прайайух - ушли; тапаси - в аскезах; адрта - серьезно приняв;
четасах - в сердце.
Великий мудрец Mайтрея продолжал: Дорогой Видура, все сы-
Дата: 2019-05-29, просмотров: 257.