Смысловые отношения между частями информации в тексте | Языковые средства |
1 | 2 |
1. Единство или близость субъекта или места действии в частях информации | Он, этот, тот, такой, таков, все это, все эти, здесь, выше, ниже |
2. Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации | И, поэтому, тем самым, в результате; следовательно, значит, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим; в таком случае, в этом случае, при этом условии |
3. Временная соотнесенность частей информации | Вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, еще/раз/, снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение, далее |
4. Сопоставление и противопоставление частей информации | Так /же/, таким /же/ образом, точно так, совершенно так, аналогично; если ... то, тогда как, в то время как, с одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность /этому/, иначе, по-иному, и /все-таки/, а, но, однако, зато |
5. Дополнение и уточнение данной информации | И, также; при этом, причем, вместе с тем; кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности |
6. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснение | Например; так, например; именно; только; даже; лишь; ведь; особенно; другими словами; иначе говоря; говоря точнее |
7. Порядок перечисления информации | Во-первых, во-вторых, в-третьих, затем, далее, наконец |
8. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации | Таким образом, итак, вообще, следовательно, из этого следует |
9. Ссылка на предыдущую и последующую информацию | Как было сказано /показано, упомянуто, отмечено/; как говорилось /указывалось, отмечалось/; рассматриваемый, анализируемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный, последнее. Согласно этому/с этим/, сообразно этому /с этим/, соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого |
10. Информация, вводящая связный текст | |
а) в форме вопросительного предложения | Каковы преимущества данной системы? В чем заключается сущность данного процесса? |
б) в форме императивного предложения | Рассмотрим /следующие случаи/, приведем пример, сошлемся на пример, возьмем в качестве примера. Сравним, сопоставим... |
в) в форме номинативного предложения | Основные преимущества данного метода, о задачах на будущее. Новое в анализируемом отчете. Некоторые рекомендации к применению метода |
Знаки препинания и логико-смысловые отношения в тексте
Выражению в тексте логических и смысловых отношений служат и определенные знаки препинания. Большого внимания требует анализ тех знаков препинания, которые помогают в оформлении смыслового членения фразы, указывают на смысловые оттенки в тексте.
1. Запятая в ряду однородных членов должна указывать на логическую однородность перечисляемых понятий, их смысловую однотипность.
2. Двоеточие подразумевает либо объяснительные, либо причинные отношения между частями.
3. Тире указывает на отношения следствия.
4. Скобки указывают на то, что помещенная в них информация носит вторичный, дополнительный характер по отношению к главной.
5. Кавычки — знак «чужеродности» заключенных в них слов, словосочетаний и фраз в основном тексте.
На первом этапе работы с текстом документа следует прежде всего обратить внимание на логику изложения документа и его смысловое содержание, найти и исключить логические и смысловые ошибки и погрешности, учесть письменный характер текста, определить значение и правильность употребления языковых средств организации связного текста а «смысловых» знаков препинания.
На втором устранить все лексические, морфологические и синтаксические ошибки.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 473.