Типичные ошибки в письменной деловой коммуникации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Анализ наиболее часто встречающихся ошибок в деловой коммуникации позволяет сделать вывод, что большинство отрицательных результатов, несоответствие намеченным параметрам взаимодействия, непонимание между участниками общения возникает из-за отсутствия или недостаточной развитости речевых навыков и умений в устном и письменном деловом общении. В связи с этим всегда остается актуальным вопрос о необходимости овладения стилисти­кой официально-делового общения, лексическими и грамматически­ми навыками построения текстов сообщений, обращений, протоколов, договоров, выступлений.

Анализируя информационные материалы, подготовленные для использования в процессе коммуникации, необходимо обратить внимание на следующие показатели их совершенства:

Соблюдение грамматических и стилистических правил.

Подбор слов, точно соответствующих замыслу контактов.

Простота и краткость изложения содержания.

Интересность и убедительность: отсутствие лишних слов, конкретность, использование экспрессивной лексики и выражений позитивного плана, выраженная адресность текстов.

Достоверность и точность.

 

Логико-смысловые ошибки

1. Смещенное логическое ударение.

В каждом предложении устной или письменной речи имеется логически ударное слово. Это то слово, которому придается особый смысл. В устной речи логически ударным можно сделать любое слово, выделенное интонационно. В письменной речи, по законам зрительного восприятия, логическое ударение падает на последнее слово перед точкой в простом и сложном предложениях, а также на последнее слово перед запятой в середине сложного предложения. Например, в предложении: «Решение было принято единогласно» логическое ударение и смысловой акцент стоят на последнем слове «единогласно». Если же изменить порядок слов в предложении — «Единогласно было принято решение», то логическое ударение выделяет слово «решение».

Не зная этой закономерности восприятия письменного текста, составитель документа может неправильно расположить слова в предложении, а читающий воспримет логическое ударение (самое значимое слово) не там, где его мыслил пишущий. Возникает смещенное логическое ударение.

Составитель или редактор текста должен знать приемы, с помощью которых можно в письменной речи выделить какое-либо слово, сделав его логически ударным.

2. Выделение логически значимых слов.

Переставить слово в ударную позицию. Например: Выработанный навык будет безотказно действовать. Автору-составителю документа надо подчеркнуть слово «безотказно», с этой целью данное слово переставляется в ударную позицию (конец предложения, перед точкой).

Выработанный навык будет действовать безотказно.

Выделить важное в смысловом отношении слово с помощью введения специальных слов-усилителей.

Словами-усилителями могут быть различные частицы, союзы, наречия: ли, же, именно, как раз, лишь, и, даже, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютно и др.

Обычно слова-усилители выделяют следующее за ними слово. Например: Проведено чрезвычайно важное исследование.

Именно в этом состояла ошибка докладчика.

Остановимся в заключение лишь на последнем пункте программы.

Использовать противопоставление, выраженное с помощью конструкций с соотносительными элементами (не..., а; не только..., но и; как..., так и др.). Например:

Важен не только данный подход, но и все другие. Необходимо следить за выполнением как собственных решений, так и решений областных организаций.

Выделить нужное слово с помощью шрифтовых и знаковых средств.

Для передачи логического ударения часто применяется курсив, полужирный шрифт, прописные буквы и другие графические средства. Например, используются прописные буквы для выделения вида документа: ДОВЕРЕННОСТЬ; ЗАЯВЛЕНИЕ; ПРИКАЗ

3. Ошибочная смысловая связь слов.

Слова, находящиеся рядом в предложении, образуют смысловую связь. Неправильно построенное предложение формирует в сознании читающего ошибочную смысловую связь. Это одна из самых распространенных и грубых ошибок, влияющих на понимание. Например:

Всем членам комитета заблаговременно раздаются материалы к заседаниям, которые содержат необходимые проекты решений.

В данном предложении содержится смысловая ошибка: создается впечатление, что заседания, а не материалы содержат необходимые проекты решений.

Существуют различные способы исправления ошибок подобного рода.

В одном случае необходимо, во-первых, найти ошибочную смысловую связь, во-вторых, определить правильную смысловую связь и, наконец, сблизить элементы правильной смысловой связи. Тогда в приведенном примере получится:

Всем членам, комитета к заседаниям заблаговременно раздаются материалы, которые содержат необходимые проекты решений.

В другом случае, найдя ошибочную смысловую связь, приходится заменять слова или даже перестраивать все предложение. Например, предложение с грубой смысловой и этической ошибкой:

Сотрудники пожелали уходящему на пенсию коллеге избавления от болезней и долголетней жизни.

Это предложение нуждается в серьезной редакторской правке. Возможно следующее исправление, соответствующее официально-деловому стилю речи и языку документа:

Сотрудники пожелали уходящему на пенсию коллеге здоровья и долгих лет жизни.

4. Пропуск логического звена.

Характерным недостатком при построении письменного текста является непреднамеренный пропуск необходимого элемента. Основная причина подобных ошибок в том, что неопытный составитель документа переносит навыки устной речи, где, действительно, многое понятно без слов, на процесс создания письменного текста, в котором, как известно, должно быть более полное, развернутое выражение мысли. Широкое использование неполных предложений в устном общении является нормой, в книжно-письменных стилях неполные предложения употребляются весьма ограниченно.

Отметим некоторые типичные ошибки в употреблении неполных предложений.

Пропуск пояснительных слов, относящихся к причастию.

Неправильно

На совещании говорили об имеющихся недостатках.

Правильно

На совещании говорили об имеющихся в организации работы недостатках.

Пропуск второстепенных членов предложения.

Правильно

Оценка результатов деятельности работников включает в себя разработку как методики этой оценки, так и доведения полученной информации до самих работников.

Неправильно

Оценка результатов деятельности включает в себя разработку методики этой оценки и доведения до работников.

Пропуск слов в устойчивых словосочетаниях.

Неправильно

Представитель департамента сообщил о том, как претворяются решения об охране здоровья населения.

Правильно

Представитель департамента сообщил о том, как претворяются в жизнь решения об охране здоровья населения.

Пропуск средств связи придаточной части сложноподчиненного предложения с главным.

Неправильно

Следует отменить указание, чтобы выплата пособий производилась только после личной явки в органы социального обеспечения.

Правильно

Следует отменить указание о том, чтобы выплата пособий производилась только после личной явки в органы социального обеспечения.

5. Использование лишних слов.

Полнота письменного текста не должна приводить к его из­быточности. Составитель документа должен помнить, что любая официальная бумага должна быть одновременно и полной (самодостаточной), и краткой (без излишней избыточности).

Приведем пример избыточности в деловом тексте.

Неправильво

В декабре месяце этого года на конференции собралось трид­цать человек избирателей.

Правильно

В декабре этого года на кон­ференции собралось тридцать избирателей.

Часто в документах встречаются следующие избыточные выражения: промышленная индустрия; форсировать ускоренны­ми темпами; потерпеть полное фиаско; абсолютная гарантия; временная отсрочка; консенсус мнений; добавить дополнитель­но; предварительное предупреждение; полностью искоренить; наиболее, оптимальный; отложен на позднее и многие другие.

Ошибочность данных словосочетаний очевидна, однако мы продолжаем их использовать в деловой речи, не замечая избыточности. Лишние слова усложняют и удлиняют текст, что крайне нежелательно для языка документа.

Особенно неблагозвучны лексические повторы, называемые тавтологией: очевидна польза от использования, следует учитывать следующие факторы, данное явление полностью проявляется в условиях.

Одно из соседствующих однокоренных слов следует заменить: очевидна польза от применения, необходимо учитывать следующие факторы, данное явление полностью раскрывается в условиях.

Тщательный отбор каждого слова в предложении позволяет оставить в тексте только существенное, исключив ненужное, мешающее пониманию смысла.

6. Нарушение логико-смысловых отношений.

Для документа очень важна логика изложения материала. Если автор допускает логические ошибки, то нарушаются и смысловые отношения в тексте. Логическая связь между суждениями выражается самыми разными языковыми средствами: местоимениями, союзами, союзными словами и оборотами, специальными предложениями и даже знаками препинания. По ходу состав­ления текста необходимо соотносить значение каждого языково­го средства с теми логическими отношениями, которые оно выражает.Каковы же основные языковые средства для организации ло­гически связного текста?

Воспользуемся таблицей, предложенной А. Н. Барыкиной в «Практическом пособии по развитию навыков письменной речи», и выделим из нее только те языковые средства, которые используются при создании письменного текста делового характера.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 964.