Анализ наиболее часто встречающихся ошибок в деловой коммуникации позволяет сделать вывод, что большинство отрицательных результатов, несоответствие намеченным параметрам взаимодействия, непонимание между участниками общения возникает из-за отсутствия или недостаточной развитости речевых навыков и умений в устном и письменном деловом общении. В связи с этим всегда остается актуальным вопрос о необходимости овладения стилистикой официально-делового общения, лексическими и грамматическими навыками построения текстов сообщений, обращений, протоколов, договоров, выступлений.
Анализируя информационные материалы, подготовленные для использования в процессе коммуникации, необходимо обратить внимание на следующие показатели их совершенства:
Соблюдение грамматических и стилистических правил.
Подбор слов, точно соответствующих замыслу контактов.
Простота и краткость изложения содержания.
Интересность и убедительность: отсутствие лишних слов, конкретность, использование экспрессивной лексики и выражений позитивного плана, выраженная адресность текстов.
Достоверность и точность.
Логико-смысловые ошибки
1. Смещенное логическое ударение.
В каждом предложении устной или письменной речи имеется логически ударное слово. Это то слово, которому придается особый смысл. В устной речи логически ударным можно сделать любое слово, выделенное интонационно. В письменной речи, по законам зрительного восприятия, логическое ударение падает на последнее слово перед точкой в простом и сложном предложениях, а также на последнее слово перед запятой в середине сложного предложения. Например, в предложении: «Решение было принято единогласно» логическое ударение и смысловой акцент стоят на последнем слове «единогласно». Если же изменить порядок слов в предложении — «Единогласно было принято решение», то логическое ударение выделяет слово «решение».
Не зная этой закономерности восприятия письменного текста, составитель документа может неправильно расположить слова в предложении, а читающий воспримет логическое ударение (самое значимое слово) не там, где его мыслил пишущий. Возникает смещенное логическое ударение.
Составитель или редактор текста должен знать приемы, с помощью которых можно в письменной речи выделить какое-либо слово, сделав его логически ударным.
2. Выделение логически значимых слов.
Переставить слово в ударную позицию. Например: Выработанный навык будет безотказно действовать. Автору-составителю документа надо подчеркнуть слово «безотказно», с этой целью данное слово переставляется в ударную позицию (конец предложения, перед точкой).
Выработанный навык будет действовать безотказно.
Выделить важное в смысловом отношении слово с помощью введения специальных слов-усилителей.
Словами-усилителями могут быть различные частицы, союзы, наречия: ли, же, именно, как раз, лишь, и, даже, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютно и др.
Обычно слова-усилители выделяют следующее за ними слово. Например: Проведено чрезвычайно важное исследование.
Именно в этом состояла ошибка докладчика.
Остановимся в заключение лишь на последнем пункте программы.
Использовать противопоставление, выраженное с помощью конструкций с соотносительными элементами (не..., а; не только..., но и; как..., так и др.). Например:
Важен не только данный подход, но и все другие. Необходимо следить за выполнением как собственных решений, так и решений областных организаций.
Выделить нужное слово с помощью шрифтовых и знаковых средств.
Для передачи логического ударения часто применяется курсив, полужирный шрифт, прописные буквы и другие графические средства. Например, используются прописные буквы для выделения вида документа: ДОВЕРЕННОСТЬ; ЗАЯВЛЕНИЕ; ПРИКАЗ
3. Ошибочная смысловая связь слов.
Слова, находящиеся рядом в предложении, образуют смысловую связь. Неправильно построенное предложение формирует в сознании читающего ошибочную смысловую связь. Это одна из самых распространенных и грубых ошибок, влияющих на понимание. Например:
Всем членам комитета заблаговременно раздаются материалы к заседаниям, которые содержат необходимые проекты решений.
В данном предложении содержится смысловая ошибка: создается впечатление, что заседания, а не материалы содержат необходимые проекты решений.
Существуют различные способы исправления ошибок подобного рода.
В одном случае необходимо, во-первых, найти ошибочную смысловую связь, во-вторых, определить правильную смысловую связь и, наконец, сблизить элементы правильной смысловой связи. Тогда в приведенном примере получится:
Всем членам, комитета к заседаниям заблаговременно раздаются материалы, которые содержат необходимые проекты решений.
В другом случае, найдя ошибочную смысловую связь, приходится заменять слова или даже перестраивать все предложение. Например, предложение с грубой смысловой и этической ошибкой:
Сотрудники пожелали уходящему на пенсию коллеге избавления от болезней и долголетней жизни.
Это предложение нуждается в серьезной редакторской правке. Возможно следующее исправление, соответствующее официально-деловому стилю речи и языку документа:
Сотрудники пожелали уходящему на пенсию коллеге здоровья и долгих лет жизни.
4. Пропуск логического звена.
Характерным недостатком при построении письменного текста является непреднамеренный пропуск необходимого элемента. Основная причина подобных ошибок в том, что неопытный составитель документа переносит навыки устной речи, где, действительно, многое понятно без слов, на процесс создания письменного текста, в котором, как известно, должно быть более полное, развернутое выражение мысли. Широкое использование неполных предложений в устном общении является нормой, в книжно-письменных стилях неполные предложения употребляются весьма ограниченно.
Отметим некоторые типичные ошибки в употреблении неполных предложений.
Пропуск пояснительных слов, относящихся к причастию.
Неправильно
На совещании говорили об имеющихся недостатках.
Правильно
На совещании говорили об имеющихся в организации работы недостатках.
Пропуск второстепенных членов предложения.
Правильно
Оценка результатов деятельности работников включает в себя разработку как методики этой оценки, так и доведения полученной информации до самих работников.
Неправильно
Оценка результатов деятельности включает в себя разработку методики этой оценки и доведения до работников.
Пропуск слов в устойчивых словосочетаниях.
Неправильно
Представитель департамента сообщил о том, как претворяются решения об охране здоровья населения.
Правильно
Представитель департамента сообщил о том, как претворяются в жизнь решения об охране здоровья населения.
Пропуск средств связи придаточной части сложноподчиненного предложения с главным.
Неправильно
Следует отменить указание, чтобы выплата пособий производилась только после личной явки в органы социального обеспечения.
Правильно
Следует отменить указание о том, чтобы выплата пособий производилась только после личной явки в органы социального обеспечения.
5. Использование лишних слов.
Полнота письменного текста не должна приводить к его избыточности. Составитель документа должен помнить, что любая официальная бумага должна быть одновременно и полной (самодостаточной), и краткой (без излишней избыточности).
Приведем пример избыточности в деловом тексте.
Неправильво
В декабре месяце этого года на конференции собралось тридцать человек избирателей.
Правильно
В декабре этого года на конференции собралось тридцать избирателей.
Часто в документах встречаются следующие избыточные выражения: промышленная индустрия; форсировать ускоренными темпами; потерпеть полное фиаско; абсолютная гарантия; временная отсрочка; консенсус мнений; добавить дополнительно; предварительное предупреждение; полностью искоренить; наиболее, оптимальный; отложен на позднее и многие другие.
Ошибочность данных словосочетаний очевидна, однако мы продолжаем их использовать в деловой речи, не замечая избыточности. Лишние слова усложняют и удлиняют текст, что крайне нежелательно для языка документа.
Особенно неблагозвучны лексические повторы, называемые тавтологией: очевидна польза от использования, следует учитывать следующие факторы, данное явление полностью проявляется в условиях.
Одно из соседствующих однокоренных слов следует заменить: очевидна польза от применения, необходимо учитывать следующие факторы, данное явление полностью раскрывается в условиях.
Тщательный отбор каждого слова в предложении позволяет оставить в тексте только существенное, исключив ненужное, мешающее пониманию смысла.
6. Нарушение логико-смысловых отношений.
Для документа очень важна логика изложения материала. Если автор допускает логические ошибки, то нарушаются и смысловые отношения в тексте. Логическая связь между суждениями выражается самыми разными языковыми средствами: местоимениями, союзами, союзными словами и оборотами, специальными предложениями и даже знаками препинания. По ходу составления текста необходимо соотносить значение каждого языкового средства с теми логическими отношениями, которые оно выражает.Каковы же основные языковые средства для организации логически связного текста?
Воспользуемся таблицей, предложенной А. Н. Барыкиной в «Практическом пособии по развитию навыков письменной речи», и выделим из нее только те языковые средства, которые используются при создании письменного текста делового характера.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 1081.