Тяжелое положение православных в Польском государстве заставляло их неоднократно обращаться к Русскому государству за помощью.
Во время коронации Екатерины II между прочими присутствовал архиеп. Георгий Конисский. В трогательной речи он изобразил пред нею крайне бедственное положение православных в пределах Польши. Через своих посланников Екатерина потребовала, чтобы положение православных в Польше было облегчено. Польский сейм не исполнил требований императрицы. Среди русского, белорусского и украинского населения Польши после этого поднялось сильное религиозное движение, направленное против ненавистной унии. Средоточием этого движения были Переяславская кафедра, которой подчинены были все православные приходы Западной Украины и на которой сидел тогда ревнитель православия епископ Гервасий Линцевский, и Матронинский монастырь в Чигиринской области, где игуменствовал энергичный Мелхиседек Значко-Яворский. По селениям строились и возобновлялась православные храмы, а в Переяславе ставились для них священники. Георгий Конисский и Мелхиседек ездили в Варшаву. В сильной речи на сейме, тогда же переведен ной на разные европейские языки, Георгий изобразил такую потрясающую картину страданий православия в Польше, что король обещал сделать все для восстановления прав православного народа. Мелхиседек воротился в Украину с грамотой короля и с письмами к униатским властям о прекращении гонений.
Но все это повело только к большому усилению польского фанатизма. Для православного народа и духовенства настало самое тяжкое время всевозможных насилий и истязаний за веру; были даже случаи убийств. Игумен Мелхиседек попал в униатскую тюрьму и был чуть не замучен. Тогда украинский народ окончательно пришел в отчаяние и поднял бурное и кровавое восстание под начальством Гонты, Железняка, известное под названием Колиивщины, сопровождавшееся избиением евреев, униатских попов, ксендзов, панов и разорением панских дворов. В бунте заподозрены были и Гервасий с Мелхиседеком. Униаты торжествовали повсюду и снова завладели всеми приходами. Преследование православных продолжалось до 1772 г., до первого раздела Польши, после которого от долгих страданий получила возможность отдохнуть по крайней мере хоть Белоруссия, доставшаяся по этому разделу на долю России.
Православная церковь этого края стала быстро поправляться. Униатские приходы подали массу заявлений о желании снова возвратиться к православию. Но в Петербурге медлили с ответом на эти заявления, и только лет уже через 8 пришел, наконец, рескрипт с дозволением обращать в православие только те приходы, которые заявят о том общее желание всех прихожан. Причиной такой медленности правительства была его крайняя внимательность к интересам, католиков и стремление блеснуть перед Европой модной веротерпимостью. Екатерина дала полякам особого католического архиепископа Станислава Сестренцевича и снабдила его богатейшими средства ми. Католические монастыри сохранили все свои владения, тогда как имения православных монастырей была секуляризованы. Екатерина оставила неприкосновенным даже орден иезуитов, несмотря на то, что он был упразднен самим папой.
Для управления православными приходами в польских владениях в 1785 г. назначен был новый переяславский епископ Виктор Садковский. Но как только он вступил в отправление своих обязанностей, так и пошли пугливые толки, что он чрез своих священников и монахов возбуждает народ к резне католиков, что в его архиерейском доме и в монастырях приготовлены уже и склады оружия. Вскоре В. Садковский был арестован и увезен в оковах в Варшаву, а в его доме и по монастырям произведены обыски, ничего, разумеемся, не нашедшие. В таком положении дела православия в Польше оставались до 1793-1795 годов, когда последовали второй и третий разделы Польши, и России возвращены были остальные древнерусские области, кроме Галиции, доставшейся Австрии.
Ближайшее знакомство правительства с Польшей к тому времени уже многое успело изменить в его отношениях к польской интеллигенции. Указом 1794 г. воссоединение униатов было разрешено, наконец, в полной мере. Русский народ с такой готовностью отозвался на призыв родной Церкви, что к концу царствования Екатерины (+1796) число воссоединенных униатов дошло до 2000000 душ.
Воссоединение униатов в последующее время (см. "Ж.М.П.", 1949, 8; 1951, 2, 6, 10, 11.)
Благодаря веротерпимости Александра I, католичество пользовалось полнейшей свободой, началось даже совращение (С. Сестренцевичем) униатов в католичество. Однако сами униатские епископы начинают сближаться с православной Церковью и очищать унию от латинских примесей.
Более решительное присоединение к православию совершилось при имп. Николае I и Александре II.
Николай I содействовал объединению, но, с другой стороны, не допускал бунтов крестьян против помещиков (если последние были даже и католиками).
Воссоединение на Украине шло быстро, а в Белоруссии тяну лось. Католический митрополит Станислав Сестренцевич (жил до 90 лет), воспользовавшись веротерпимостью Александра I, развил большую деятельность, направленную на воссоединение униатов с католичеством. Благоприятствовало этому и то, что большинство помещиков были католиками, а их крепостные - униатами; во внутренние же дела помещиков и крепостных правительство не вмешивалось.
Однако среди православной иерархии явился известный еп. Холмский СМАРАГД. Он начал воссоединение снизу, с крестьян, которые не были помещичьими и не имели нажима от помещиков. Но вскоре он повел воссоединительную деятельность и среди крепостных. Тут произошло столкновение. Помещики обвиняли Смарагда в насилии над униатами. Правительство не могло идти против помещиков и дало указ Смарагду мягче действовать. Смарагд тогда сам перешел в другую епархию.
Более успешным было воссоединение сверху, деятелем которого был ИОСИФ СЕМАШКО. Родился он в 1798 г. в униатской семье на Киевщине. Окончил Немировскую гимназию (на Винничине) и Виленский университет. Преподавание там велось на польском языке, хотя и было указание после присоединения Западной Украины и Белоруссии к России преподавание вести на русском языке. Правда, преподавалась там русская литература, но, кроме биографий писателей, ученик ничего не знал. Словом, Семашко образование получил в униатском духе, или вернее, в католическом.
Семашко был назначен членом Луцкой консистории, а через два года послан в Петербург на должность асессора униатского департамента католической коллегии.
Зная всю закулисную сторону католического управления униатской церковью и в то же время ближе ознакомившись в Петербурге с православной обрядностью и русской духовной литературой, он принял бесповоротное решение выступить спасителем своей Церкви и народа и от Рима, и от Польши. Семашко составил для поднесения государю записку, в которой изложил историю унии и все происки Рима к ее облатынению, указал и средства к спасению униатского населения от врагов его народной веры: вместо департамента католической коллегии открыть для униатского управления особую униатскую коллегию, вместо четырех оставить только две униатские епархии - Белорусскую и Литовскую, улучшить содержание духовных школ и прекратить обучение униатской молодежи в школах католических, воспретить совращение униатов в латинство, сократить число базилианских монастырей и упорядочить их администрацию.
Записка эта понравилась государю, и в следующем же году обнаружились ее последствия: открыта была особая униатская коллегия, не зависимая от католической; Иосиф (вместе со своими товарищами-друзьями Лужинским и Зубко) назначен был ее членом, потом, в 1829 г., он был посвящен в викария Полоцкой епархии. Согласно с запиской Иосифа были закрыты лишние епархии и оставлены только две - Литовская, епископом которой в 1833 г. назначен сам Иосиф, и Белорусская. Через несколько времени для них посвящены были викарии, в Полоцкую - Василий Лужинский, а в Литовскую - Антоний Зубко.
Между тем Иосиф разработал уже общий план воссоединения униатов, состоявший в том, чтобы после надлежащей предварительной подготовки воссоединение единовременно было принято повсюду всем униатским духовенством. Выполнение этого плана под его руководством ведено было с строгой постепенностью и в величайшем секрете от католической партии. Первой и важной мерой к постепенному сближению униатского духовенства с православной Церковью было введение в церквах и монастырях православной обрядности с отменой всех латинских новшеств. Для восстановления православного богослужения по всем униатским церквам разосланы были служебники московской печати.
Архиерей Иосиф, Василий и Антоний совершали по униатский епархиям неутомимые разъезды, стараясь лично вводить подведомственное духовенство в свой план воссоединения подробными разъяснениями и увещаниями и собирая с него подписки в том, что в свое время оно вместе с ними разом примкнет к воссоединению, как дело созреет.
Подготовка духовенства была закончена, и оно выдало подписки на воссоединение, за исключением какой-нибудь сотни священников в Белорусской епархии. И вот 12 февраля 1839 г. собор униатских архиереев и высшего духовенства, собравшийся в неделю православия в Полоцке, составил торжественный акт о присоединении униатской церкви к православной и прошение о том царю с приложением 1305 подписей духовных лиц. Царь написал на этом прошении: "Благодарю Бога и принимаю". За пастырями присоединилось к православной Церкви и все полуторамиллионное униатское население указанных епархий. Радость воссоединения выразилась торжественными богослужениями бывшего униатского духовенства с древнеправославным в Витебске, Орше, Полоцке, Вильна. В память воссоединения выбита была медаль с надписью на одной стороне: "Отторженные насилием (1596) воссоединены любовью (1839)", с другой - под ликом Спасителя на убрусе: "Такова имамы Первосвященника". Бывшие униатские архиереи получили православные епархии Западного края: Иосиф сделался архиепископом Литовским, в 1852 г. по лучил сан митрополита (+1867).
После воссоединения униатов Белорусскии и Литвы уния оставалась еще в Привислянском крае, в униатской Холмской епархии. Дело воссоединения и здесь началось с ослабления силы базилиан и восстановления православной обрядности. Главным деятелем в подготовке воссоединения выступил протоиерей Маркел Поппель, назначенный, по удалении местных епископов, не соответствовавших видам правительства, администратором епархии. В 1875 г. в Седлецкой губернии воссоединилось с православной Церковью до 50000 униатов, а затем в Холме собрался собор духовенства с М. Поппелем во главе и составил акт о воссоединении всей Холмской епархии. В том же году Маркел был посвящен в епископа Люблинского, викария православной Варшавской епархии. После этого уния осталась в силе лишь в отторженном от России древнерусском крае - в австрийской Галиции.
Воссоединением галичан занялся впоследствии прот. Иоанн НАУМОВИЧ (см. "Церковний вісник", 1956).
Хотя формально на территории Юго-Западной Руси уния была прекращена, но в 20-е годы XX в. она возобновилась.
Окончательное воссоединение униатов в пределах Руси (в Галиции) сталось в 1946 г. Деятелем этого воссоединения были епископ Львовский Макарий и инициативная группа униатского духовенства во главе с настоятелем Львовской Св. Преображенской церкви прот. Гавриилом Костельником.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 259.