Исправление богослужебных чинов и последований и составление новых служб
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Богослужение Русской Церкви долгое время требовало постоянных исправлений, причиной чему служило отсутствие точных установленных богослужебных чинов.

Богослужебная реформа при патр. Никоне хотя решительностью своей и привела к расколу, однако не выполнила до конца своей задачи, поэтому в синодальный период продолжаются исправления богослужебных чинов и последований.

При Петре I эти исправления проводились слишком резко, так что появились даже слухи о гонениях на православную веру, поэтому во второй половине ХVIII в. эти исправления ведутся уже более осторожно. Были пересмотрены и исправлены: Чин принятия единоверцев, Чин присоединения раскольников, Последование в неделю Православия, обе Триоды.

Были составлены новые службы и акафисты: служба с акафистом св. Стефану Пермскому, акафист св. Алексию, службы Дмитрию Ростовскому, свв. Кириллу и Мефодию и др.

Все эти новые чины и последования издавались под надзором Св. Синода в синодальных типографиях.

Появление новых богослужебных произведений соответствовало увеличению числа праздников.

Были установлены праздники в память новопреставленных свв. угодников: Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Феодосия Черниговского. Были установлены праздники в честь славянских первоучителей (11 мая) и св. вел. кн. Владимира (15 июля).

Наблюдение за иконописанием; распоряжение о церковном пении; более замечательные храмы

Со времени Петровский реформы обращалось немало внимания на улучшение важнейших принадлежностей богослужения - св. икон и церковного пения. Для надзора за иконописцами Петр Великий в 1707 г. учредил целый приказ, во главе которого был поставлен архитектор и иконный мастер Зарудный. Потом цензура икон поручена была св. Синоду.

При имп. Елизавете издан указ о заведении возможно приличных икон, а также священных сосудов и облачений по всем церквам; неискусно написанные иконы велено отбирать; правительство обратило внимание на приличное содержание икон и в частных домах, даже в крестьянских избах, и поручило наблюдать за этим духовенству и епархиальной власти. Над иконописцами велено было поставить из лучших мастеров смотрителей. Иконы дозволено было продаватъ только с разрешения архиереев. Св. Синод не раз выдавал распоряжения: отбирать из церквей неискусно написанные иконы, не употреблять в церквах икон резных и литых, кроме распятий и некоторых лепных изображений на высоких местах, не изображать на иконах, вместо священных лиц символов, не допускать в иконописные цехи раскольников, не изменять в древних церквах иконописи и других предметов старины.

Печатные изображения подчинены надзору духовной цензуры. В 1858 г. в Академии художеств положено учредить для образования живописцев особый класс. Около того же времени у нас начал вырабатываться особый стиль иконописи, представляющий соединение иконописи по византийским и древнерусским образцам с приемами живописи и отличающийся большей правильностью рисунка и колорита.

Церковное пение стало усовершенствоваться особенно со времени импер. Елизаветы, большой его любительницы, заведшей у себя при дворе превосходный хор. Но в ХVIII в. его церковному характеру много повредило подражание западным образцам и светской музыке. До половины ХVIII в. в нем все еще сильно было начавшееся при царе Алексее украинское влияние, которое, несмотря на обилие в нем западных элементов, было все-таки еще довольно родное и церковное. Но с половины ХVIII в. придворная капелла попала в руки разных итальянских и немецких композиторов, которые своими концертами и другими композициями увлекли и русских регентов. Развитию подобного вкуса в церковной музыке особенно много способствовал пышный век Екатерины, при которой русское городское богослужение повсюду наполнялось чисто светскими оперными мотивами. В сельских церквах в богослужении замечался другой недостаток - плохое знание и искажение причетниками самых обыкновенных церковных напевов. В 1772 г. Св. Синод принял меры к ограждению церковного пения от дальнейшей порчи - издал в печати первые нотные книги, азбуку, праздники и обиход, ирмологий. При имп. Павле вместо концертов велено было петь в церквах псалмы. Рукописные ноты разных непризнанных композиторов были запрещены, а велено петь только по печатным нотам, одобренным директором придворной певческой капеллы.

Из русских духовных композиторов лучшими были: М. Березовский (+1777 г.), который первый начал исправлять искажения, введенные в церковное пение разными Галуппи, Сарти и другими иностранцами, и оставил после себя полную литургию, много причастных и концертов, отличающихся большою простотою и согласием музыки с текстом; А. Ведель (+1806 г.), писавший в умилительном духе (известно его: "Покаяния отверзи ми двери"); Д. Бортнянский (+1825) и протоиерей П. Турчанинов (+1855), произведения которых и доселе в большом употреблении; управляющий придворной капеллой А. Львов (+1821), известный переложениями церковных напевов на 4 голоса.

Богат синодальный период и произведениями церковного зодчества. На этом искусстве долгое время тоже заметно отражались разные иноземные западные влияния. В устройстве русских храмов XVIII и начале XIХ столетий видим и протестантские шпицы, и подражания католическим куполам, даже целому собору апостола Петра в

Риме с его знаменитой колоннадой, и пестрые итальянские орнаменты наружных фасадов, которыми особенно отличались постройки Расстрелли, и подражания римским базиликам с их фронтонами и тремя нефами и т.п. В царствование Николая I храмовая архитектура снова воротилась к византийским и древнерусским образцам.

Из более замечательных храмов синодального периода являются: Петропавловский собор в Петербурге (1819-1858), стоивший 23 млн. руб.; Казанский собор в Петербурге (1800-1811), собор Александро-Невской Лавры (1778-1790); собор Андрея Первозванного в Киеве (1747-1761), построенный по плану Расстрелли; богатейший произведениями искусства Владимирский собор в Киеве (освящен в 1896 г.) и другие.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 252.