Органы епархиального управления; приходское духовенство; духовное звание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коллегиальная форма, какая придана была Петром I высшему церковному управлению, в епархиальное управление была перенесена только в 1744 г., когда вместо архиерейских приказов в епархиях велено было учредить консистории, существовавшие раньше только в южнорусских епархиях.

Прежние поповские старосты ост звались в епархиях до отмены в 1764 г., занимаясь взиманием архиерейских сборов с духовенства, сохраняя постоянно одно финансовое значение и выборный характер.

Благочиннические обязанности во времени Петра I стали поручаться особым лицам, уже не выборным, а определяемым на должность самими архиереями. При Елизавете Петровне они получили название благочинных. В 1775 г. Платон, митр. Московский, написал для них инструкцию.

В епархиальной администрации господствовала старая суровая система, основанная на страхе и наказаниях за вины плетьми, розгами, заключением в консисторские и монастырские тюрьмы и тяжелыми работами на архиереских дворах и в монастырях.

В 1766 г. сам Св. Синод издал указ об отмене по духовному ведомству телесных наказаний для всех священнослужителей белого и черного духовенства.

Более успешному усовершенствованию епархиальной администрации мешало крайне бедное его материальное обеспечение. Нищенские оклады служащих консистории поддерживали в ней старое зло продажности, подкупов и поборов.

С царствования Александра II, даровавшего широкую свободу самоуправления всем сословиям, весьма важное значение в епархиальной жизни получили повременные съезды духовенства для совещания по сословным и епархиальным делам, оказывающие благотворное влияние на все отрасли этой жизни, особенно со стороны изыскания для них материальных средств.

При Александре II в некоторых епархиях введены были "соборики" благочинных для обмена мыслями, решения разных недоумений церковно-богослужебной практики, для миролюбивого улажения недовольствий и т.п.

В иных епархиях учреждены благочиннические советы с правом, кроме взысканий нравственного характера (выговоров, увещаний), налагать на виновных денежные штрафы в пользу епархиального попечительства о бедных духовного звания.

Положение духовенства на приходах было крайне тяжелым и бесправным. Помещик в любое время мог отправить священника и членов его семьи на конюшню и приказать выпороть. Лишь в 1863 г. отменено было телесное наказание церковнослужителей.

В жизни духовенства за описываемое время обращает на себя внимание развитие его сословной наследственности. При Петре оно окончательно сформировалось в особое сословие и притом замкнутое. В интересах государственной службы доступ в него из других сословий был почти вовсе закрыт. Притом же для церковной службы стало обязательно требоваться известное специальное образование, и воспитанники духовных школ скоро заслонили доступ к церковным местам для всех посторонних людей. Определение сословных прав духовенства, вследствие крайней его приниженности, шло весьма медленно. По своей подсудности одному духовному начальству оно давно уже имело значение класса привилегированного, но по платежам и повинностям долго не отделялось от податного люда. Св. Синоду стоило немалых хлопот испросить свободу от податного состояния церковникам и детям священнослужителей. За всем тем на духовенстве до царствования Елизаветы оставались разные особые личные повинности - караульная, пожарная, рассыльная, постойная, подводная. Гражданское принижение духовенства так было для всех привычно, что еще при Екатерине II в комиссии о новом уложении митр. Гавриилу с трудом удалось отстоять духовное сословие от причисления к мещанству и сохранить за ним "благородное" значение; но оно все-таки и после этого не получило одного из важнейших прав благородного состояния - свободы от телесных наказаний по светскому суду.

Не мудрено, что и выход из духовного сословия долго был открыт только в податное состояние или же в солдаты, от чего оно замыкалось и с этой стороны, накопляя внутри себя множество лишних людей, не желавших из него выходить, и требуя для своего очищения от них внешних и часто насильственных мер. Лишних священнослужителей архиереи старались распределить в викарии к церквам и в учители духовных школ, а правительство предоставляло им (до XIX столетия) полную свободу слагать сан и поступать в в гражданскую службу и др. состояния. Излишек их так был велик, что духовные власти в течение всего ХVIII в. едва могли вывести даже крестцовое духовенство, против которого вооружались с особенной силой. Для уменьшения числа лишних церковников и детей духовенства с 1703 г. употреблялись разборы, по которым их забирали в солдаты или в подушный оклад (подушная подать, установленная при Петре I, окончательно отменена была в 1898 г.). Разборы эти периодически повторялись в каждое царствование. Особенно тяжелы они были в царствование имп. Анны, когда духовенство заподозрено было в недоброжелательстве правительству.

В 1730 г. при воцарении Анны Ивановны, вследствие несвоевременности и неясности распоряжений, вышла путаница из-за присяг на верноподданство новой государыне, так что многие причты присягали ей уже в 1732 г., а иные вовсе не присягали. За это множество церковников и детей духовенства было отдано в солдаты или в подушный оклад; кроме такого отчисления от своего сословия, виновные по делу о присягах наказывались еще жестоко плетьми. Наказанию этому подвергались и не бывшие у присяг священнослужителя, некоторые были даже расстрижены и тоже попадали или в оклад, или в солдатство. Множество духовных лиц пострадало таким же образом и подверглось ссылке в Сибирь еще за связи с разными опальными людьми и за опущение царских молебнов и панихид.

Духовное сословие было опустошено до того, что Св. Синод насчитывал по епархиям целые сотни церквей, оставшихся вовсе без причтов; вследствие этого в 1740 г. он обратился к императрице с докладом, прося, наконец, пощады своему ведомству. Императрица указала остановить разбор.

Со времени импер. Елизаветы разборы стали значительно легче, касаясь, главным образом, людей безграмотных, к церковной службе совсем не годных.

Окончательное расторжение сословной замкнутости духовенства последовало в 1869 г., когда дети духовенства были вовсе отчислены от состава духовенства, после чего духовное сословие определилось только кругом лиц, состоящих на действительной церковной службе.

В. ЦЕРКОВНЫЕ ИМУЩЕСТВА

Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.