Правительственные мероприятия в отношении церковных имений со времени Петра до Екатерины II
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При Петре I последовали весьма важные перемены, связанные с вопросом о церковных вотчинах. Касались они только высшей иерархии и монастырей, владевших вотчинами, и лишь очень небольшого числа имевших вотчины церквей и соборов.

После отобрания церковных вотчин в управление Монастырского приказа на содержание церковных учреждений назначены были определенные штатные оклады, исчисленные с крайней экономией, "без чего пробыть невозможно", как выражались указы. При исчислении их правительство принимало во внимание не столько их достаточность для церковных учреждений, сколько то, чтобы от них оставалось как можно более остатков на государственные нужды. Да и эти урезанные оклады выдавались не сполна, а на половину (ради военного времени), а то и вовсе иногда не выдавались. Сверх того, на них же монастыри должны были содержать присылавшихся на их попечение престарелых и раненых воинов.

По учреждении Св. Синода в 1721 г. церковные имения снова были отданы в заведование духовных властей, и сам Монастырский приказ перешел в ведомство Синода. Но архиереи и монастыри и после этого не могли распоряжаться своими вотчинными доходами самостоятельно, а должны были довольствоваться с ним одними своими штатными окладами, все же остальное целиком отдавать в распоряжение правительства.

Юридически вотчины эти считалась церковной собственностью, но фактически духовное ведомство было над ними только управляющим, а настоящем хозяином было государство. В таком положении вопрос о церковных вотчинах оставался до 1760-х годов, наклоняясь, очевидно, к решению в смысле полной ее секуляризации.

При Анне Ивановне до церковных вотчин добралась страшная тайная канцелярия и разорила их вдосталь.

В 1738 г. Монастырский приказ, который заменен был Коллегией экономии в 1726 г., и управлявший вотчинами, совсем был передан в ведомство Сената.

Елизавета Петровна опять отдала церковные вотчины в руки духовенства.

Петр III включил все церковные вотчины в общий состав имуществ государственных, а на содержание церковных учреждений определил штатное жалование.

Екатерина II, хотя и отменила вначале это распоряжение мужа, бывшее одной из причин его свержения, укрепившись, окончила дело секуляризации церковных вотчин, и все они были переданы в государственное ведомство.

Архиерейские дома и монастыри были разделены на три класса и снабжены соответствующими каждому классу окладами жалования с прибавкой к денежным окладам известного количества земель и разных угодий; определены также оклады на соборы, архиерейские богадельни, инвалидов (вместо содержания их в монастырях) и на духовные школы.

Против отбирания церковных имений выразил резкий протест один архиерей из украинцев - АРСЕНИЙ МАЦЕЕВИЧ. Он доказывал неприкосновенность церковного достояния, которого не трогали даже татарские ханы. Мацеевича лишили сана и сослали в монастырь, но

и там он вел себя неспокойно. Тогда он лишен был монашества и заключен в тюрьму с именем Андрея Враля.

Учреждение штатов для духовенства: источники содержания белого духовенства

Содержание белого духовенства оставалось постоянно на попечении главным образом приходских обществ. В "Прибавлении к Дух. регламенту" высказано было предположение назначить в пользу приходских причтов постоянные годовые взносы со всех приходских дворов, но предположение это не осуществилось.

Более полезными для улучшения средств духовенства были только меры к равномерному распределению приходов, сокращению числа церквей и учреждение штатов (в 1722 г.). На 100 дворов полагался причт из 3-х членов, на 200 - двойной, на 300 - тройной.

При Екатерине II было положено продолжить наделение приходов землей (которое остановилось в конце ХVIII в.) в количестве 33-х десятин на штат. В штаты вошли только соборы и до 105 церквей. При Екатерине II выдана была обязательная такса за требы.

Имп. Павел, благоволивший к белому духовенству, продолжил надел церквей землями, и возложил обработку этих земель в пользу причтов на прихожан, но Александр I отменил это распоряжение как не удобное на деле.

В начале XIX в. поднимается вопрос о назначении приходскому духовенству жалования. Надел церквей землями из-за зтого был остановлен. Приходы разделялись на несколько разрядов с окладами от 300 до 1000 руб. на причт в год. За некоторые требы священник уже не имел права требовать вознаграждения.

Однако проект о жаловании духовенству до конца осуществлен не был. Обычно решалось так: Синод ассигновал известную сумму денег на содержание некоторых приходов и местные архиереи сами распределяли оклады некоторым бедным или пострадавшим (от пожаров, неурожая и пр.) приходам. Все это носило характер субсидии (денежного пособия), а не жалования.

При импер. Николае I надел церквей землями снова возобновился. Кроме того, для западных епархий (где приходы были немногочисленные, т.к. часть населения была католической или униатской) причтам назначены были небольшие вспомогательные оклады казенного жалования. Тогда же утверждено было положение об обеспечении сельского духовенства землями, церковными домами и пособиями от прихожан. Духовенство, о своей стороны, предпринимало разные меры самопомощи, изыскивая средства для существования, заводя свечные епархиальные заводы, учреждая эмеритальные кассы и т.д. Вопрос о жаловании духовенству не был разрешен вплоть до самой революции 1917 г.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.