ГЛАВА IV . ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Устройство Московской Академии митр. Стефаном Яворским; просветительная деятельность митр. Новгородского Иова

Реформы Петра I коснулись также и духовных школ. Будучи недовольным состоянием Московской академии с ее эллинско-славянским образованием, испытывавшей сильное византийское влияние, Петр отдал ее под покровительство местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского. После этого Московская академия быстро преобразовалась по образцу Киевской академии. Вместе с киевскими преподавателями, латинским преподаванием в нее пришли и все киевские школьные порядки: разделение классов, должности, диспуты и самые развлечения учеников - пение виршей, театральные представления. Ревнители древнего просвещения сильно роптали на новые порядки и доказывали, что латинские учения повлекут за собою разные ереси. Но мысли такого рода уже не принимались во внимание.

В таком же латинском направлении архиереи-украинцы заводили школы по епархиям - в Чернигове, Ростове, Смоленске, Тобольске.

Однако некоторые архиереи-великороссы старались сохранить еще старое направление в духовном просвещении, и среди них особенно известен митрополит Новгородский ИОВ.

Он пригласил к себе братьев ЛИХУДОВ и с их помощью открыл две школы в 1706 г. при своем доме: славянскую и славяно-эллинскую, набрав туда до 100 учеников. Лихуды надолго утвердили в Новгороде прежнее славяно-эллинское направление в науке. Школы их пользовались популярностью, потому что являлись как бы противовесом Москве с ее новой латинской академией.

Митрополит Иов, довольный работой Лихудов, стремился еще более расширить их деятельность и просил у царя прислать ему из Москвы принадлежности бывшей дворцовой типографии С. Полоцкого. Но в 1707 г. у него взяли в Москву Софрония Лихуда, самого деятельного, для греческой школы при типографском дворе, а с одним Иоанникием, человеком престарелым, дела пошли хуже, и просветительным планам митр. Иова не суждено было осуществиться.

После смерти Иова (+1716) и оставшегося Лихуда (+1717) Новгородская школа потеряла свое значение. В 1762 г. Феофан Прокопович перевел всех учеников Новгородской школы в Петербургскую латинскую школу. Эллинская же школа Софрония Лихуда в Москве тоже была соединена с академией, где эллинское учение ставилось после латыни.

Правила Духовного регламента о школах и семинариях при архиерейских домах

После учреждения Св. Синода открытие духовных школ пошло успешнее. "Духовным Регламентом" было предусмотрено открытие духовных школ во всех епархиях, а обучаться в них обязаны были все дети духовенства, как говорилось в "Регламенте", "в надежду священства".

Те из детей, которые уклонялись от обучения в этих школах, исключались из духовного сословия. Духовенство с этого времени приняло поэтому кастовый характер.

Эти архиерейские школы были закрытыми учебными заведениями со строгой дисциплиной и даже редкими свиданиями с родными. Исключались ученики очень редко, и то, если ученик окажется "детина непобедимой злобы".

Управление и наблюдение за школами поручалось епархиальным архиереям. Их внешнее благосостояние, состав курса и учебного персонала - все зависело от личного расположения и забот архиереев.

Заведение школ до 1730-х годов шло медленно - не было ни средств, ни учителей, ни учебников, да и учеников приходилось набирать силой, даже в кандалах; потом они убегали из школ, отцы и матери их укрывали, затем учеников опять ловили и возвращали обратно в школу.

Содержались школы на счет архиерейских домов. Курс обучения, латинский, рассчитанный на 8 лет, состоял из изучения: 1) латинской и славянской грамматики, 2) арифметики с геометрией, 3) логики, 4) пиитики (теория поэзии, литературы) с риторикой (теория красноречия, наука о правилах искусного ораторского изложения), 5) физики, 6) политики и 7) богословия (на изучение богословия уделялось 2 года). Состав курсов, однако, почти во всех школах по необходимости ограничивался только славянской или латинской грамматикой да букварем Ф. Прокоповича.

Положение духовного образования в Х VIII столетии

Более полный курс, по образцу киевского, начал вводиться в архиерейские школы только с 1730 годов, и то не вдруг. Школы, успевшие завести такой курс, получали названия семинарий, а оставшиеся с одним славянским обучением считались низшими.

До Екатерины II всех семинарий успело открыться 26, но полные курсы до богословия включительно, кроме двух академий, существовали только в 8 семинариях; в остальных учение оканчивалось риторикой, а то не доходило даже и до нее. Из таких неполных семинарий для приготовления к учительству или к высшим епархиальным должностям посылали по несколько лучших учеников доучиваться в чужие полные семинарии или в академии.

Характер образования духовных школ, не исключая академий, был чисто формальный; в низших классах изучались формы языка, в риторике - формы речи, в философии - формы диалектики, и только в богословии все эти формы находили себе искусственное применение в схоластическом развитии богословских истин. География, история и математика, которые велено преподавать "Регламентом", вовсе не преподавались. Из языков изучался один латинский. Школьная дисциплина отличалась большой суровостью. От телесных наказаний не были свободны не только ученики, но даже и сами учителя.

Содержание всех школ было весьма неопределенно и непостоянно, завися всецело от епархиальных сборов. Случалось, что за недостатком средств распускались на неопределенное время целые школы; оклады наставников были крайне бедные, помещения школ тесные и жалкие во всех отношениях. Ученики не только своекоштные, но и казеннокоштные, или, как их звали, "бурсаки", должны были приобретать себе прокормление "кондициями" (уроками), перепиской, даже физическими работами; святитель Тихон, например, учась в Новгородской семинарии, нанимался в свободное время у огородников копать гряды. В Киеве воспитанники Академии собирали подаяная по дворам горожан, распевая псалмы, канты и концерты, произнося речи, стихи, диалоги и разыгрывая комедийные действа.

С царствования Екатерины II настало новое время для всего русского образования вообще. Прежний специально-сословный строй его начал сглаживаться; вместо прежней выучки, стали заботиться об общем образовании воспитанников и заводить новые общеобразовательные школы. Общеобразовательные предметы начали вводиться и в курсы духовных школ.

В 1765 г. по желанию императрицы при Московском университете предположено было открыть богословский факультет, а для приготовления для него преподавателей отправлено 16 лучших духовных воспитанников в заграничные университеты, факультет этот . не был открыт и посланные за границу по возвращении распределены были по разным местам, но несколько человек из них попали в учителя духовных школ.

Некоторые архиереи для приготовления учителей посылали лучших своих семинаристов слушать лекции в Московском университете.

Число и достоинство учителей для духовных школ вообще, значительно поднялось за это царствование. Господство схоластики и латыни было поколеблено; стало распространяться изучение греческого языка и языков новых, особенно французского; формальное направление духовного образования восполнялось постепенным введением в семинарии изучения географии, истории, физики и отчасти математики. Богословие и философия преподавались уже во всех семинариях, и учеников знакомили не с одними схоластическими системами, но и с новой немецкой философией и с новым протестантским богословием. На формальное развитие и знание латыни, впрочем, все еще обращали внимание.

Преобразование духовных училищ при импер. Александре I ; Комиссия духовных училищ

В 1800 году возник вопрос о преподавании главных наук на русском, а не на латинском языке, но митрополит Платон, хотя ранее всех архиереев стал заботиться об изучении русского языка в своих школах, решительно высказался против такого ослабления латыни. Что касается содержания духовных школ, то для них определены были штатные оклады.

Правительство распорядилось открыть еще две новые академии, Петербургскую и Казанскую, и до 8 новых семинарий.

На низшие школы окладов не было назначено, и они должны были, поэтому, содержаться на остатки от небогатых семинарских окладов.

Наконец, до последнего времени не было заведено общего управления духовными школами; оставаясь только епархиальными, архиерейскими учреждениями, они не имели ни взаимной между собой связи, ни общего устава, ни определенных однообразных курсов, зависели во всем своем строе от воли и вкусов одних местных архиереев; академии, начинаясь с низших классов, как и семинарии, ничем почти не отличались от последних.

В таком положении духовные школы просуществовали до самого преобразования их в 1808 г. Всех их к этому времени было: 4 академии, 36 семинарий и до 115 низших училищ.

После 1808 г. духовные школы в первый раз были объединены под управлением КОМИССИИ ДУХОВНЫХ УЧИЛИЩ в виде особого духовно-учебного ведомства, разделенного на академические округа, и получили общие однообразные уставы. Академии оставлены с одним высшим образованием для воспитанников, уже окончивших семинарский курс. Семинариям предоставлено среднее духовное образование. Низшие училища - уездные и приходские по благочиниям должны были разделить между собой труд низшего образования детей. Число всех школ на деле не достигло до предположенной цифры -низших школ открыто всего до 300, академий оставлено пока 3 - Петербургская (с 1806 г.), Московская (с 1814 г. в Троицкой лавре) и Киевская (преобр. в 1819 г.), так как Казанская академия была в 1818 г. обращена в преобразованную семинарию с присоединением ее округа к московскому и открыта в предположенном виде уже в 1842 г. По своему общему характеру все духовные школы организованы были в виде сословных школ смешанного типа, с общеобразовательным и специальным курсами вместе. Образование в них по-прежнему сделано обязательным для детей духовенства. Курс низших школ имел общий элементарный характер, вследствие чего в эти школы дозволялось принимать учеников и из других сословий, кроме духовного.

В семинариях, составленных из трех двухгодичных отделений, называвшихся по главным своим предметам риторикой, философией и богословием, последнее отделение имело специальный духовный характер.

В академиях курс делился на два двухгодичных отделения -общеобразовательное и специально-богословское. Окончившим курс в духовных школах всех трех разрядов определены были известные служебные права. Студентов академии по окончании курса положено удостаивать ученых степеней кандидата и магистра и особых окладов по этим степеням, если они примут на себя священный сан; магистры в священном сане получали еще особые кресты. В 1814 г. Комиссия духовных училищ удостоила в первый раз несколько духовных лиц степени доктора богословия - для докторов тоже были назначены особые оклады и докторские кресты.

Все школы пришли после этого в заметное оживление; повсюду поднялась стройка и перестройка их зданий; улучшилось содержание и учителей, и казеннокоштных учеников. Улучшению бурсацкого содержания, впрочем, много помешало то, что вследствие бедности духовенства училищные начальства должны были принимать на казенный кошт много бедных учеников сверх штата, причем на содержание их приходилось урезывать содержание штатных бурсаков; кроме того, низшие училища и теперь ничего не получили на содержание своих бурс, часто очень многолюдных, - поэтому им тоже приходилось помогать из семинарских же окладов. Содержание своекоштных учеников осталось, разумеется, в прежнем виде.

В начале 1840-х годов были введены: патристика, пастырское и собеседовательное богословия и, кроме того, науки чисто практического характера, - сельское хозяйство, съемка и черчение планов, медицина и оспопрививание, иконописание. Богословские предметы были распространены из высшего специального отделения, где они изучались цельной группой, на все низшие общеобразовательные классы. Несмотря на все такие перемены, уставы Александровского времени в основных своих частях успели просуществовать до 1860-х годов, когда они признаны были уже устаревшими, и задумана была новая реформа духовных школ.

Дальнейшая реформа духовно-учебных заведений

В 1860 г., в царствование Александра II, духовные семинарии и училища опять были переданы в ведение епархиальных архиереев.

Академические округа упразднены. Ректоры и инспекторы семинарий делаются выборными, некоторая степень самостоятельности предоставлена семинариям и в других делах: училищных, хозяйственных. Классы и курсы везде сделаны годичными. В академии было 4 курса, в семинарии - 6 классов; в училище - 4 класса. Богословское образование выделено из общего и отнесено на 2 последних класса семинарии. Из семинарского курса исключены сельское хозяйство, медицина и другие предметы, усилено зато изучение классических языков, философии. Курс семинарии уравнен с светскими средними учебными заведениями, и после 4-го класса можно было поступать в высшие светские учебные заведения.

В основу академического образования положено было начало специализации по отдельным предметам, для чего последние были разделены на три отдаления - богословское, церковно-историческое и церковно-практическое, на которые студенты записываюсь по собственному желанию.

С 40-х годов XIХ века начали открываться ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА для девиц духовного звания. Начало было положено в 1843 году открытием училища в Царском Селе на средства казны. С 1860-х го дов, с возбуждением в среде духовенства самодеятельности, по епархиям начали заводиться ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА на сред ства духовенства. К концу столетия они имелись в значительном большинстве епархий, служа не только к подъему образования в духовных семействах, но и к подготовке лучших учительниц для церковно-приходских школ.

Епархиальные женские училища имели 6 одногодичных классов. К ним иногда присоединялись приготовительный и специально-педагогический классы.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 172.